13
14
ошилмеждународных автомобильных соревнованиях участвуют автомобили, построенные в соответствии с требованиями особой классификации, так называемой гоночной формулы, которая периодически изменяется по решению Международной Автомобильной Федерации (ФИА). Применение классификации позволяет вводить различные технические ограничения, например, в отношении максимального рабочего объема двигателей, использования нагнетателей и т. п. Таким образом, она направляет развитие конструкций гоночных автомобилей, сближая их с серийными легковыми автомобилями. Согласно действующей в настоящее время гоночной формуле, введенной в 1954 г., гоночные автомобили подразделяются на две группы. В первую входят автомобили с рабочим объемом двигателя до 2500 см 3 без наддува, а также автомобили с двигателями до 750 см 3 , но снабженные нагнетателями для наддува горючей смеси. Ко второй группе относятся малолитражные гоночные автомобили с рабочим объемом двигателя до 500 см 3 без нагнетателей. Принятое соотношение рабочих объемов двигателей серьезно отразилось на конструкции гоночных автомобилей и дало преимущество автомобилям, имеющим двигатели без нагнетателя. В связи с этим ведущие фирмы создали ряд новых моделей гоночных автомобилей. К соревнованиям сезона 1956 года они проводят дальнейшую модернизацию этих автомобилей. Наибольшее внимание при создании новых моделей было обращено на повышение мощности двигателей. Независимо от числа и расположения цилинд-Всудья Всесоюзной категории по автомобильному спортуров, все двигатели современных гоночных автомобилей имеют верхние V-образно расположенные клапаны и полусферические камеры сгорания. Газораспределение осуществляется от кулачковых валов, расположенных в головке двигателя, по одному для каждого ряда клапанов. Поскольку для гоночных автомобилей разрешается применять любое топливо, степень сжатия у большинства двигателей значительно выше, чем у серийных, и доходит у отдельных моделей до 13:1. В условиях работы двигателей с большим числом оборотов особое значение приобретает улучшение наполнения цилиндров горючей смесью. С этой целью на каждый цилиндр или на каждые два цилиндра устанавливают отдельный карбюратор. В последнее время тщательно изучается процесс непосредственного впрыска топлива в цилиндры двигателя. Успешное применение этого способа на гоночном автомобиле «МерседесБенц», завоевавшем мировое первенство 1955 года, побудило и другие фирмы («Коннайт», «Ванволл») использовать это нововведение. Непосредственный впрыск топлива намного повышает литровую мощность гоночных двигателей без нагнетателей. Так, на автомобиле «Мерседес-Бенц» она возросла до 108 л. с./л, что еще недавно считалось неплохим показателем и для компрессорных двигателей. Другой весьма существенной задачей при конструировании двигателей гоночИнж. А. Сабинин,ных автомобилей является уменьшение их габаритных размеров и веса. Переход на короткоходные двигатели позволяет снизить высоту двигателя и тем самым удобнее разместить его на автомобиле. Для ряда деталей, испытывающих действие больших нагрузок, используются высококачественные стали. Это дает возможность уменьшить размеры деталей, не снижая их прочности. Значительное количество деталей выполняется из легких сплавов, в частности, широко применяются блоки, отлитые из алюминиевых сплавов, с вставными гильзами из специального износостойкого чугуна. Благодаря всему этому вес двигателя, приходящийся на 1 л. с , резко снижается и составляет у многих моделей 300400 г. на одну л. с. Переднее или заднее расположение двигателя в основном определяет всю конструктивную компоновку автомобиля. Почти у всех новых моделей гоночных автомобилей, относящихся к первой группе, двигатель помещен в передней части. Такая компоновка способствует правильному распределению веса по осям, улучшает условия охлаждения двигателя и т. д. На автомобилях первой группы вес двигателя и вес гонщика считают примерно одинаковым (около 88 кг). Но поскольку сидение водителя находится ближе к задней оси, то на нее передается и большая часть веса гонщика; вес же двигателя в основном приходится на переднюю ось. Большое значение в распределении веса имеет расположение топливных баков. Однако, учитывая, что по мере расхода топлива изменяется и создаваемая им нагрузка, в настоящее время начинают располагать топливные13 баки в средней части автомобиля. Благодаря этому расход топлива мало отражается на распределении веса по осям. Для автомобилей второй группы характерно заднее расположение двигателя, что тоже имеет свои преимущества. Небольшой по весу двигатель, главным образом мотоциклетного типа, позволяет сохранить правильное распределение нагрузки по осям автомобиля и при заднем расположении. Место водителя при этом смещается несколько ближе к передней оси. Весь силовой агрегат собран в один блок, объединяющий двигатель, сцепление, коробку переда" и главную передачу с дифференциалом. В этом случае карданный вал, обычно проходящий под сидением, отсутствует, улучшается обзор, уменьшается высота передней части автомобиля и пр. Среди различных конструктивных усовершенствований, примененных в новых автомобилях, следует указать на устройство тормозных барабанов, которые перенесены от колес в среднюю часть автомобиля и установлены на приводных валах. Таким образом, тормоза полностью относятся к подвешенной части автомобиля. Кроме того, у некоторых автомобилей, предназначенных для соревнований 1956 года, есть дополнительный воздушный тормоз в виде панели, расположенной за сидением водителя. Подъем панели осуществляется посредством плунжерного гидравлического устройства. Подача жидкости к подъемнику производится специальным насосом, приводимым в действие двигателем. После падения скорости до 150 км/час эффективность действия этого тормозаНовый автомобиль «Феррари Лянчиа», выпуска 1956 г., одержавший победу на первых соревнованиях этого года, входящих в зачет розыгрыша мирового первенства («Большой приз Аргентины»). По сравнению с прошлогодней моделью в автомобиле достигнуто более удачное размещение веса топлива в заднем ив двух боковых топливных баках, что обеспечивает лучшее распределение нагрузки на оси. Кроме того, улучшены аэродинамические качества автомобиля.СУХОЙ вес его — 625 кг.:-снижается. Тем не менее воздушный тормоз имеет для гоночных автомобилей весьма важное значение. Он позволяет снижать скорость перед поворотом без резкого затормаживания колес, благодаря чему уменьшается нагрев тормозов, устраняется опасность заноса и повышается боковая устойчивость автомобиля. Одной из новых моделей является французский гоночный автомобиль «Гордини». На нем установлен 8-цилиндровый V-образный двигатель с рабочим объемом 2472 см3 . Питание горючей смесью осуществляется посредством четырех карбюраторов. Двигатель развивает мощность в 256 л. с. при 7300 об/мин. Подвеска колес независимая, торсионная. Тормоза дисковые, передние — установлены непосредственно на колесах, задние — перенесены к главной передаче. Передние колеса закрыты небольшими обтекателями, вы-полненными за одно целое с кузовом. Верхняя часть колес открыта, и водитель может легко наблюдать за ними во время движения. Сухой вес автомобиля — 670 кг, максимальная скорость — около 280 км/час. Другой интересной моделью является английский автомобиль «Коннайт». На нем устанавливается 4-цилиндровый 3 двигатель с рабочим объемом 2471 см . Благодаря применению непосредственного впрыска топлива мощность двигателя достигает 240 л. с. при 6400 об/мин, что является весьма высоким показателем для двигателя подобного типа, не имеющего наддува. Вес автомобиля «Коннайт» составляет около 680 кг, максимальная скорость достигает 270 км/час. Широко известные итальянские фирмы «Феррари» и «Мазерати» произвели модернизацию своих ранее тщательно отработанных моделей гоночных автомобилей; при этом они сохраняют 4- и 6-цилиндровые двигатели с рядным расположением цилиндров и питанием горючей смесью посредством сдвоенных карбюраторов. Сохраняются также кузовы с открытыми колесами. При этом наметившаяся тенденция к уменьшению высоты передней части автомобиля уступает место стремлению придать всему кузову автомобиля более плавную форму. Интересно отметить, что сейчас прекратились работы по созданию двигателей для гоночных автомобилей с числом цилиндров 12 или даже 16. Это было характерно для периода действия прежней гоночной формулы, когда распространение имели двигатели, снабженные нагнетателями. Чрезвычайная сложность конструкции многоцилиндровых двигателей, а также трудности, связанные с регулировкой большого числа карбюраторов или впрыскивающих устройств, не окупили тех преимуществ, которые могло дать уменьшение размеров цилиндров. Таким образом, двигатели с числом цилиндров более 8в настоящее время на гоночных автомобилях почти не устанавливаются. Высокие результаты, полученные в соревнованиях 1955 г. на гоночных автомобилях класса до 2500 см3 без нагнетателей, дали толчок к использованию ряда их конструктивных элементов и на спортивных автомобилях. Многие спортивные автомобили, принимавшие участие в соревнованиях 1955 года и подготовленные к соревнованиям этого года, в основном копируют образцы соответствующих гоночных автомобилей первой группы. Изменения касаются лишь формы кузова, поскольку спортивные автомобили должны иметь двухместный кузов с определенными размерами сидений, а также должны быть снабжены всем присущим легковому автомобилю оборудованием (свет, сигнал, крылья или обтекатели над колесами и др.). Влияние, которое оказывает усовершенствование гоночных автомобилей на конструкции автомобилей других типов, является весьма важным; оно способствует правильному выбору наиболее эффективных путей улучшения динамики, устойчивости, управляемости и других качеств современных автомобилей./йзёк:Гоночныеавтомобили (сверху вниз): «Гордини», Бенц» и «Коннайт».«Мерседес-