Ипподромные соревнованияВ. Карнеев,заслуженный мастер спортаИпподромные гонки — очень увлекательный вид соревнований. Не случайно предстоящий розыгрыш кубка ЦК ДОСААФ по ипподрому вызывает большой интерес у любителей мотоциклетного спорта. Прежде чем говорить о технике вождения на ипподроме, коротко остановимся на некоторых технических особенностях мотоциклов для этих гонок. Одно из первых требований, предъявляемых к таким мотоциклам, — хорошие динамические качества. В общей длине круга ипподрома значительную часть занимают повороты. Когда гонщику приходится преодолевать их, он невольно снижает скорость. А для того, чтобы мотоцикл при выходе из поворота мог вновь быстро набирать скорость на коротком участке, необходимо иметь возможно большую литровую мощность двигателя и правильно подобранную передачу на заднем ведущем колесе, обеспечивающую большой крутящий момент. Улучшению динамических качеств и увеличению максимальной скорости способствует меньший вес мотоцикла. Кроме того, уменьшение веса мотоцикла облегчает управление им, что особенно важно на ипподромных гонках. Мотоцикл должен иметь легкую трубчатую раму с облегченной передней вилкой. Руль на 120—200 мм шире обычного, устанавливается на 100150 мм выше, чем стандартный. Шины с протектором большой глубины; двигатель — высокофорсированный. Коробку передач желательно ставить двухступенчатую (для трогания с места и движения на прямой передаче). Бензобак следует иметь малой емкости, на 3—4 л. С левой стороны мотоцикла снимают все детали, которые могут помешать его наклону на поворотах. С правой стороны впереди седла необходимо установить упор для охвата бедра ноги из стальной пластинки, покрытой войлоком и обшитой кожей (см. рис.). Правую подножку располагают выше обычного на 60—70 мм, а чтобы с нее не соскакивала нога, делают специальный предохранитель. Правильный выбор передаточного отношения от вала двигателя к заднему колесу проверяется опытным путем, в зависимости от длины круга, веса гонщика, состояния грунта и т. п. Важно, чтобы передаточное отношение обеспечивало максимальное ускорение после выхода из поворота. В то же время оно должно быть таким, чтобы двигатель на прямой быстро развивал максимальное число оборотов. Для преодоления поворотов на пробуксовке с заносом надо иметь достаточный крутящий момент на заднем ведущем колесе. Подготавливая мотоцикл с рабочим объемом двигателя 350 см 3 , рекомендуется установить двигатель «ИЖ-50» на раму мотоцикла «К-125». Это значи2 ф «За рулем» № 3тельно приблизит мотоцикл к типу специальных ипподромных мотоциклов. На мотоцикле «М-72» двигатель целесообразно поставить на раме так, чтобы его левая сторона была выше правой. Для этого на левой нижней трубе рамы укрепляются две сережки. Такая установка двигателя позволяет на поворотах увеличивать наклон мотоцикла. Стандартный бензобак рекомендуется заменить на бак от мотоцикла «К-125». Несколько слов о костюме гонщика. Для левой ноги надо сделать специальный металлический башмак с застегивающимся ремнем. Подошва башмака изготавливается из листового железа толщиной 1,5—2 мм. К ней приваривают носок и пятку из полумиллиметрового железа. Подошва должна иметь плавнозагнутые края, чтобы обеспечить скольжение ноги по грунту. Без такого башмака невозможно быстро и правильно ездить по ипподрому. Для предохранения лица рекомендуется надевать кожаную маску на толстой подкладке и очки, так как обычно из-под колес идущих впереди мотоциклов летят мелкие камни. Для того, чтобы судьи и зрители могли лучше следить за ходом спортивной борьбы, гонщики надевают поверх кожаных костюмов отличительные жилеты из тканей ярких цветов. Каждой команде присваивается определенный цвет. На весь ход гонки может повлиять удачно взятый старт, поскольку обгон на ипподроме очень труден. При старте необходимо сохранять спокойствие и вместе с тем действовать быстро. После команды «приготовиться!» следует включить передачу и дать двигателю большие обороты. Затем по команде «внимание!» наклонить корпус вперед, перенося часть веса на руль. И, наконец, после команды «марш!» нужно плавно отпустить рычаг сцепления. Слишком резкое отпускание рычага сцепления приводит к бесполезной пробуксовке колеса или к опрокидыванию мотоцикла. Как только мотоцикл тронулся, гонщик должен постепенно загружать заднее колесо, перемещаясь назад. При движении на прямой для уменьшения сопротивления воздуха наклоняютсяк рулю. Правая нога при этом находится на обыкновенной, а левая — на специальной, высоко укрепленной подножке. Перед поворотом гонщик выпрямляется ис целью торможения уменьшает подачу газа. Делать это надо с таким расчетом, чтобы к моменту входа в поворот мотоцикл имел максимально допустимую скорость для данного поворота. Как только гонщик войдет в поворот, необходимо опустить левую ногу на грунт, чтобы получить третью точку опоры. Одновременно надо создать давление правой ногой на подножку и привстать на седле. Левая нога, обутая в металлический башмак, будет легко скользить по грунту. В этот момент бедро правой ноги прижимается к упору. Если при входе в поворот гонщик резко увеличит подачу газа, то возникнет пробуксовывание заднего колеса и занос его вправо. При чрезмерной подаче газа занос будет чрезмерно большой. Он приведет к резкому развороту мотоцикла поперек дорожки и падению. Буксование и занос заднего колеса могут быть использованы гонщиком в целях прохождения поворота на более высокой скорости. Поэтому вполне справедливо считается, что искусство спортсмена заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае найти наивыгоднейшую степень открытия ручки газа. Существуют различные приемы регулирования степени заноса мотоцикла на повороте. При очень большом заносе следует прежде всего уменьшить подачу газа или перенести тяжесть тела на правую ногу, больше загрузить правую подножку и, следовательно, заднее колесо. Занос можно уменьшить также путем увеличения опоры на левую ногу (на грунт). Эти основные приемы применяются отдельно или одновременно. Чем больше опытность и тренированность гонщика, тем точнее осуществляется поворот, при этом потеря скорости на повороте бывает очень незначительной. Надо сказать, что начинающему спортсмену вначале трудно определить границу допустимого заноса. Но при внимательном отношении к делу нужные навыки приходят довольно скоро. Явление заноса необходимо не только понять, но и «прочувствовать», привыкнуть к нему, введя его в арсенал технических приемов вождения мотоцикла. Следует предупредить начинающих спортсменов, что на повороте при заносе заднего колеса нельзя сразу закрывать ручку газа, так как резкое прекращение буксования неизбежно приводит к опрокидыванию мотоцикла. Молодым спортсменам можно посоветовать проводить первоначальные тренировки не на самом ипподроме, а на площадке с рыхлым грунтом. При этом начинать движение следует на низких передачах по кругу малого радиуса. Как только удалось получить ровный занос заднего колеса, переходят к движению на высших передачах и по кругу большого радиуса. После таких предварительных тренировок, когда спортсмен полностью овладеет приемами вождения мотоцикла с заносом заднего колеса, приступают к тренировкам на ипподроме, постепенно увеличивая скорость движения.5