шжхwears лвг\warm em* mmМПЯ П ®8B**s1} 1» 4<t/iii|/|iriaif и—и, чм an1m / «и г-тив, i Vs »ми самого различного вида и назначеe так давно вместе с группой советния; мелькают легковые автомобили и ских инженеров-автомобилистов мне мотороллеры. пришлось побывать в Германской Движение на дорогах не уменьшается Демократической Республике и много ни с наступлением темноты, ни в плохую поездить по стране на автомобиле. погоду. Подавляющее большинство авНаш путь пролегал то по узким, критомобилей, в том числе грузовики и вым улицам селений и городов, сохраавтобусы, имеет специальные противонивших свою средневековую хаотичность туманные фары, дающие мягкий, не планировки, то по широким двухпутным ослепляющий встречных водителей, магистралям, на которых автомобили желтый свет, хорошо проникающий могут безопасно развивать скорость сквозь завесу дождя или тумана. Спедо 160—200 км/час. циальные же автомобили, пользующиеМы проехали по многим дорогам Бранденбурга, Саксонии и Тюрингии. ся правом внеочередного проезда (пожарные, скорой помощи и др.), имеют И где бы мы ни были, в какие бы отсиние опознавательные фары. даленные места ни забирались, — всюНа германских магистралях нет переду обращало на себя внимание хорокрестков в обычном понимании этого шее состояние дорог, понятность дослова. В местах пересечения с другими рожных знаков и указателей, позволяюдорогами устроены так называемые щих любому, совершенно новому в этих краях человеку легко, быстро и без «розы» — сложные сооружения, представляющие собой систему виражей и расспросов добраться на автомобиле до путепроводов, позволяющих въехать на нужного ему пункта. Даже при выезде магистраль без риска встретиться с мчаиз центра городов, в том числе и тащимися на большой скорости автомобиких крупных, как Берлин, Лейпциг, Дрезлями. Через каждые 3—4 километра ден или Карл-Маркс-штадт, не было нужесть съезды на площадки отдыха; в межды останавливаться на перекрестках и дупутьи установлены телефонные аппаспрашивать о правильности маршрута. раты, с помощью которых, в случае неКаждой дороге, будь то шоссе, переобходимости, связываются с ближайшей секающее всю страну с севера на юг дорожной станцией. или с востока на запад, или же местная Параллельно автомобильным дородорога, ведущая к затерянной в горах гам и многим городским улицам пролодеревеньке, присвоен свой номер, кожены асфальтированные велосипедные торый обозначен яркими желто-черныдорожки. Среди велосипедистов нередми табличками, прибитыми на стенах доко можно видеть людей весьма премов, на деревьях или на специальных клонного возраста, матерей, укрепивстолбиках. В любом газетном киоске ших на руле специальную корзиночку, можно купить хорошо выполненную кариз которой выглядывает головка малыту страны или отдельного района, на ша, степенных монахинь в белых накидкоторой изображены дороги с присвоенках, а в сельских местностях — колоными им номерами. Класс дороги расритную фигуру трубочиста с франтовпознается на карте по условным обоским черным цилиндром на голове. значениям. Высокая скорость движения автомоОсобенно велико движение автомобибилей особенно ощущается на старых лей на магистрали Берлин—Гельмштадт. дорогах, проходящих через бесчисленЗдесь в поток машин Германской Демоное множество городков и деревень, кратической Республики вливается трансдома которых зачастую образуют узкие, порт Германской Федеративной Рескривые, похожие на щели, улочки. публики, поддерживающий связь с ЗаОднако ив этих условиях, где по норпадным Берлином. По широкому дорожному полотну, разделенному на две чамам наших органов регулирования уличного движения можно было бы двигатьсти полосой лесонасаждений, проносятся лишь в одном направлении, да и то ся многоместные междугородние автосо скоростью не свыше 15 км/час, нет бусы, соединенные гофрированным никаких ограничений скорости. Надо тамбуром с пассажирскими прицепами; сказать, что в ГДР вообще правила двиидут тяжелые 8—10-тонные грузовики жения очень просты. Соблюдение с 20-тонными прицепами и полуприцепаHэт^х правил гарантирует не только от аварий и человеческих жертв, но также обеспечивает высокие скорости передвижения. Дорожные знаки международного образца, ограничивающие скорость движения или запрещающие проезд, обгон или остановку транспорта, установлены только в самых необходимых случаях, причем знаком обозначается не только начало, но также и конец зоны его действия. Характерно отсутствие мелочной опеки каждого шага пешехода или водителя, как это нередко бывает у нас. Все построено на здравом смысле всех участников движения, причем этот здравый смысл прививается с детства — и в семье ив школе. Первое и основное правило движения — это правило пересечения улиц и дорог. Оно обязательно для всех без исключения — водителей транспорта и велосипедистов, извозчиков и пешеходов — и сводится к тому, что пересекать улицу или дорогу, даже свободную в данный момент от транспорта, можно только на перекрестке. Обычно одна из пересекающихся улиц или дорог считается главной, а другая — второстепенной. Выезд на главную ограничен хорошо видимым треугольным знаком «Стоп». Это значит, что, прежде чем выехать на главную улицу или пересечь ее, необходимо остановиться, осмотреться по сторонам и только после этого ехать дальше, при условии, что это не помешает движущемуся по главному направлению транспорту или пешеходам. Это простое правило дает замечательные результаты: движение по основным направлениям совершается с большими скоростями и без остановок на перекрестках, в значительной мере уменьшается опасность столкновений, во много раз сокращается число необходимых светофоров и регулировщиков. Только на перекрестках улиц с большим движением, да и то лишь в часы «пик», действуют светофоры или регулировщики в хорошо видимых белых нарукавниках. Наблюдая за работой регулировщиков на оживленных перекрестках, мы заметили, что главную свою задачу они видят в том, чтобы ускорить прохождение транспорта через перекресток. Для этого, надо сказать, пускаются в ход и жестикуляция, и выразительная мимика, и даже окрик. Пешеходы, переходящие улицу в положенном месте, чувствуют себя в полной безопасности: ни один водитель не только не мешает их движению, но даже и не беспокоит нетерпеливым сигналом. Зато при красном свете светофора пешеходы не сходят с тротуара и не мешают движению транспорта. Вторым основным и точно соблюдаемым правилом движения является правило поворота и обгона. Оно сводится к тому, что любой вид транспорта обязан двигаться в ряду, расположенном как можно ближе к правому краю дороги с тем, чтобы пространство слева было бы всегда свободно для обогоняющего транспорта. На участках наиболее интенсивного движения на поверхности дороги нанесены продольные линии, разграничи-