Скоро будет уже четверть века, как я работаю шофером. За это время мне приходилось управлять автомобилями самых различных марок, совершать дальние и близкие поездки по дорогам страны, перевозить всевозможные грузы и пассажиров. И хотя порой бывало нелегк о — мало ли какие трудности встречаются в работе, — я понастоящему люблю свою профессию. Мне привычно сидеть за рулем, меня всегда захватывает ощущение стремительного движения, я испытываю удовлетворение, когда чувствую, как большая, сложная машина становится послушной в моих руках. Вполне .понятно, что мне хорошо знакома и среда водителей — товарищи, с которыми вместе трудишься, сообща решаешь разные производственные вопросы, советуешься по поводу каких-то своих личных дел. Наблюдая в течение целого ряда лет за повседневной жизнью множества шо/(оговорим7ВСЕРЬЕЗ'^ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ: ШОФЕРАМ. М. Калик,шофер 1-го автобусного паркавопрос о необходимости дальнейшего повышения мастерства, полного овладения методами безаварийной работы. Сейчас, когда техника развивается небывалыми темпами, когда автомобильные парки из года в год пополняются машинами новейших конструкций, большие требования предъявляются ик шоферам. В наши дни нельзя стать первоклассным водителем, не зная физики, химии, электротехники, не разбираясь в основах металловедения, сопротивления материалов, не имея представления о теории автомобиля. Кроме того, квалифицированный специалист должен уметь использовать в практической деятельности огромный опыт, накопленный лучшими производственниками, обязан всегда быть в курсе всего нового, передового, т. е. стоять на современном уровне знаний в своей области. Все это, по-моему, делает особенно важным разговор о широте кругозора, о технической грамотности — о культуре шофера. Если, например, на заводе весь трудовой процесс проходит буквально на глазах у окружающих — каждый рабочий, так сказать, непосредственно связан с коллективом, постоянно находится под контролем, — то в профессии шофера есть своя специфика. По характеру труда большую часть времени водитель предоставлен самому себе, работает один, ему сплошь и рядом все вопросы приходится решать самостоятельно. И здесь все зависит не только от умения и опытности, что, безусловно, тоже играет немалую роль, но, главным образом, от добросовестности водителя,от его честного, сознательного отношения к труду. Поэтому при подготовке шоферов, особенно молодых, очень важно с самого начала прививать им любовь к своему делу, воспитывать у них чувство ответственности и подлинной гордости за свою работу. Когда человек понимает значимость того, что делает, ему хочется сделать это лучше, быстрее, он ищет новых путей и возможностей, не успокаивается, в нем пробуждается творческий дух новаторства. Разговор о культуре шофера сам по себе, конечно, не нов. Часто на различных собраниях мы слышали выступления на подобные темы, не однажды об этом писалось в специальной литературе. И все же — нужно сказать прямо! — уровень культуры общей массы шоферов до сих пор остается у нас еще не высоким. В большой мере повинны в этом прежде всего сами шоферы,феров, я видел, как быстро некоторые из них растут, настойчиво учатся, повышают свой водительский класс. Но, если говорить откровенно, среди нас много еще и таких, кто с пренебрежением относится к учебе, для кого непрерывное совершенствование профессии является неприятной, обременительной обязанностью. Все мы, должно быть, не раз встречались с такой примерно картиной. В кабине грузовика, небрежно, одной рукой управляя машиной, сидит молодой паренек. Всем своим видом — лихо заломленная на затылок фуражка, перепачканное маслом лицо, папироса в зуб ах — паренек как бы подчеркивает, что он уже «всего достиг». А посмотришь на помятые крылья да на исцарапанный кузов еще совсем нового грузовика и сразу поймешь: парень без году неделя за рулем, а уже считает себя заправским шофером, этаким лихим наездником, постигшим все тайны своей сложной профессии. В последнее время в трудовую семью шоферов пришло очень много молодежи, освоившей пока лишь элементарные навыки управления автомобилем. Им предстоит серьезная, кропотливая учеба. Да и для старых водительских кадров с не меньшей остротой стоитРисунки И. Оффенгенденапотому что культура является плодом многолетнего воспитания, вернее, самовоспитания. Я понимаю так: если человек сам не стремится быть культурным, то помочь ему никто не сможет. Вспоминается мне такой эпизод. Вел я автобус по своему ежедневному маршруту. Вдруг я почувствовал, что с машиной что-то неладно. Пришлось остановиться и для устранения неисправности — лезть под машину. А надо заметить, что погода была на редкость плохая — дождь, слякоть. На работу я всегда хожу в обычном костюме, но. для всяких непредвиденных случаев у меня есть специальный комбинезон, в котором удобно производить любой ремонт. Надеваю его, подпоясываюсь и начинаю искать неисправность. Провозился я минут десять, порядком, конечно, измазался, и, когда поднялся с земли, один пассажир шутливо заметил: — Вот теперь ты похож на шофера! Меня почему-то больно задели эти слова. «Похож на шофера!». Д о чего ж порой обидны бывают такие замечания! Кто-нибудь держит себя недостойно, о нем говорят: ругается, как шофер. Пройдет кто-нибудь, испачканный в бензине и масле, — опять вспоминают нашу профессию. Виноваты ли в этом настоящие шоферы? Во многом — да. Сколько раз мне доводилось слышать рассуждения самих шоферов насчет того, что сохранить чистый костюм при работе за рулем невозможно. Поэтому, мол, не стоит стремиться всегда иметь опрятный внеш-9