20
21
но способствует уменьшению шумов, характерных для двигателей с воздушным охлаждением. Передняя подвеска нового автомобиля, в отличие от «Татраплана», выполнена не на поперечных рессорах, а на продольных, комбинированных с гидравлическими амортизаторами. Это позволяет хорошо использовать расстояние между колесами (багажник впереди) и обеспечить в сочетании с независимой подвеской задних колес оптимальное положение автомобиля относительно дорожного полотна. Все четыре колеса имеют также спиральные рессоры. Тормоза автомобиля имеют гидравлический привод (по двухкруговой системе); особенную эффективность и надежность тормозной системе придает устройство двух тормозных цилиндров на передних колесах автомобиля. Удачная компоновка агрегатов обеспечивает весьма благоприятное распределение веса автомобиля на оси; так, при полной нагрузке на заднюю ось автомобиля приходится 53,5 процента от общего его веса. Этому способствует, разумеется, низкий вес силового агрегата, а также возможность размещения в объемистом багажнике запасного колеса, аккумуляторов, запаса бензина, багажа и пр. Бак для бензина тоже расположен в передней части автомобиля. Приводим некоторые технические данные об автомобиле «Татра-603»: 2540 см 3 75 мм 72 мм 100 л.с. при 4800 об/мин База 2750 мм Колея передних колес . 1450 мм „ задних колес . . 1400 мм Размеры шин . . . . 6,5—15,0 Вес автомобиля . . . . 1400 кг Из этих данных видно, что литровая мощность двигателя достигает почти 40 л. с/л, вес автомобиля, приходящийся на единицу мощности, составляет 14 кг/л. с, а мощность двигателя на 1 тонну веса автомобиля — 71 л. с/т. Нельзя не признать эти показатели весьма благоприятными, выгодно отличающими новую «Татру» среди современных европейских автомобилей того же класса. Максимальная скорость, развиваемая автомобилем, — 170 км/час. Расход топлива — 12,5 литра на 100 километров пробега. (Соб. инф.) Рабочий объем цилиндров двигателя . . . Диаметр цилиндра . . . Ход поршня . . . . Мощность двигателя . .ПРЕСТУПНИКОчерк Олегаочью в дежурной части ОРУД'а раздался телефонный звонок. Кто-то взволнованным голосом сообщил, что на одной из окраинных улиц города лежит человек, сбитый автомобилем. На место происшествия тотчас выехал капитан милиции Жаров. Опытный и вдумчивый работник отделения розыска, по мельчайшей детали умеющий добраться до истины, Николай Иванович Жаров на этот раз был поставлен в тупик. Осенняя глубокая ночь. Темень. На улицах ни души. В окнах домов тоже мрак. Автомобиль налетел на переходившего улицу человека, сбил его и подло умчался. Свидетелей преступления нет. ...При свете электрического фонарика выехавший вместе с Жаровым ответственный дежурный ОРУД'а записывает в блокнот объективные данные: ширину проезжей части улицы, внешнее окружение, состояние дороги, уличное освещение, видимость в метрах. Капитан в это время обследует местность. Шаг за шагом, начиная с тротуара, откуда пострадавший вступил на мостовую, он молча изучает место происшествия. На пальто убитого отчетливо видны следы протектора в виде длинных полос. Наклонившись, Жаров долго разглядывает эти полосы. Потом обращает внимание на левую руку пострадавшего. На руке часы. Они остановились при ударе о мостовую. Стекло сломано. Часы показывают 2 часа 5 минут. Вероятно, именно в этот момент произошло преступление. В ОРУД позвонили в начале пятого утра, т. е. через три часа после происшествия. Милиция прибыла сюда спустя 10—15 минут. — Да, — думает Жаров, — времени у преступника было немало, чтобы замести следы. В нескольких метрах от убитого виден резкий и четкий след торможения. О чем говорит он? Видимо, машина шла с такой скоростью, при которой тормоза уже не могли сыграть своей роли. Светает. Но Жаров, погруженный в свои мысли, машинально размахивает электрическим фонарем. Так проходит он еще несколько сот метров, не обнаружив ничего примечательного. И вдруг... Капитан застыл на месте. На повороте, там, где кончалась мостовая и начиналась глинистая почва (а несколько дальше — снова мостовая), он прочел многое. Дело в том, что при движении автомобиля по прямой линии задние колеса полностью или частично стирают отпечаток рисунка, оставленного протектором покрышек передних колес Но у поворота, на участке глинистой почвы, четко и ясно отпечатались следы как передних, так и задних колес. По ним капитан установил, что машина была грузовая и, несомненно, большегрузная: ЗИС-150 или «Студебеккер»; протекторы покрышек передних колес былиМоисееваНв елочку, а задних — в лентообразную полосу. Все это было очень важно, но еще оставался нерешенным вопрос: той ли автомашине принадлежат эти следы, на которой совершено преступление? Ведь здесь мог пройти и другой автомобиль. Жаров взглянул в справочник: в этой части города было свыше десятка гаражей. По крайней мере в четыре из них путь проходил как раз по той улице, на которой случилось несчастье. В первом гараже, который посетил Жаров, помимо легковых машин, были только грузовые автомобили ГАЗ-51. Во втором имелись и «Студебеккеры», но при внимательном осмотре их выяснилось, что протекторы покрышек передних и задних колес не отличались разными рисунками. Подъезжая к третьему гаражу, Николай Иванович обратил внимание на довольно широкую выбоину на мостовой, в стороне от ворот. Она была полна воды: сутки назад лил дождь. Но что это? Такие же точно следы, как и там, на глине, четко различались на сухом грунте и вели от лужи к гаражу. Жаров вошел через проходную и первым делом поинтересовался, есть ли машины в разгоне. — Нет, — ответил дежурный, — все налицо. Капитан потребовал у диспетчера журнал регистрации возврата машин. Там значилось, что ночью ходили в рейс две машины, обе ЗИС-150. Первая уже к часу стояла на месте, другая же вышла из гаража ровно в два, а возвратилась часа полтора назад. На ней шофер выезжал с грузчиком. Жаров осмотрел обе машины. На одной из них рисунок протекторов покрышек совпадал с тем, какой он видел на глине и около выбоины. Это подтверждало его подозрения. Узнав, что шофер ушел домой, капитан отправился к нему. Тот еще не успел лечь спать, и Жаров, не объясняя ничего, пригласил его обратно в гараж. Здесь, сев в кабину, он приказал шоферу завести машину и ехать в город. Время выезда из гаража он засек по своим часам. Шофер держал себя внешне спокойно. После поворота на улицу, где ночью произошло преступление, Жаров распорядился затормозить и посмотрел на часы. Они ехали из гаража семь минут, но... ведь рядом с водителем сидел сотрудник ОРУД'а! А при недозволенно быстрой езде такое расстояние легко можно преодолеть за те пять минут, которые показывали на руке убитого остановившиеся часы... — Выходите, — коротко сказал капитан. Они вернулись к повороту, где на глинистой почве рядом с оставленными ночью появились новые, свежие отпечатки покрышек. — Смотрите, одинаковы ли следы? Вот вы проехали в город ночью, вот —20 ПЫТАЛСЯ СКРЫТЬСЯ...теперь. Ночью вы не могли следовать Не все шоферы, прибыв в парк, тотиной дорогой — ее нет, — если, конеччас же заходят к диспетчеру, чтобы доно, не делать крюк и не объезжать положить о себе. Иной перекурит во дволем. Но вам и тот путь знаком. Не так ре с дружком или подкачает спустивли? шийся баллон. Поэтому регистрация прибытия по диспетчерским записям не — Я ничего не знаю, — нетвердо вывсегда соответствует истине. Пришлось говорил шофер. последовательность воз— А ну, покажите права. Ого, уже устанавливать вращения автобуса свидетельскими повторой талон! И три круглых прокола казаниями, По этим данным выходило, на нем. . Шофер опустил голову. — Вернемся обратно... Но не этим путем, а так, как вы возвращались ночью... Там, очевидно, уже дожидается тот грузчик, с которым вы ездили. Вряд ли ему есть смысл садиться на одну скамью с вами за соучастие... Угощали его, чтоб молчал? Отвернувшись, шофер безразлично махнул рукой: — Не надо больше никуда ездить... Я сам все расскажу. ...Каждый год все новые сотни людей, закончивших различные автошколы, приходят на автотранспорт. Все больше становится у нас и автолюбителей, которым предоставляется право вождения собственных машин. Но еще далеко не все по-настоящему чувствуют ответственность, садясь за руль. К сожалению, бывают и такие шоферы, что иной раз управляют автомобилем в нетрезвом виде. Максимально обезопасить движение транспорта, уберечь пешеходов от угрозы, которую представляет собой неопытный или недобросовестный водитель, — это государственная задача. Поэтому ни одно преступление на уличном транспорте не должно оставаться Старший лейтенант милиции безнаказанным. А. Н. Шишкин обследует автомобиль. ...В одном переулке столицы зимним вечером автобус сбил человека. Об этом что преступление могло быть совершесообщил постовому инспектору ОРУД'а но одним из трех водителей. Третий шофер другого автобуса, следовавшего был тот, кто побежал к постовому по этому переулку. ОРУД'а, первые же два заявляли, что Переулок был тихий, малолюдный, не только не сбивали, но даже не видесвидетелей «наезда» не оказалось. Но ли лежащего на улице человека. старший лейтенант милиции Александр Только одна, третья, машина еще не Николаевич Шишкин, которому было попрошла мойки, а остальные были уже ручено расследование, хоть и не очень помыты. Однако старший лейтенант ведавнишний работник ОРУД'а, не напраслел поочередно ставить на смотровую но считает себя учеником уже известноканаву все той автобуса. Надев комбиго нам капитана Жарова. незон, вооружившись лупой, он стал Вдоль переулка тянулись здания лишь осматривать каждый сантиметр нижней с одной стороны. Старший лейтенант части машины. обошел все квартиры тех четырех доНа одной из машин, которую он обмов, из окон которых, на его взгляд, следовал в последнюю очередь и котопросматривалось место происшествия. рая пришла в гараж второй по СЧРТУ, Разговаривая с жильцами, он вскоре Шишкин обнаружил капли крови. Они разыскал одного очевидца. Тот показал, были на брызговике, под крылом. что вечером, подойдя к окну, он увидел, Потом старший лейтенант нашел цпа как в свете фар автобуса мелькнула волоса, прилипшие к боковой части фигура человека с поднятыми руками. ската. Автобус был пуст, без пассажиров, слеКогда из лаборатории поступил ответ, довательно, возвращался в гараж. старший лейтенант вызвал к себе водителя автобуса. Кровь пострадавшего и Время, когда все это случилось, точкровь, обнаруженная на брызговике, но установить не удалось: гражданин не совпадали по группе; найденные волосы догадался взглянуть на часы. Но дело были также признаны принадлежащими усугублялось и тем, что по переулку одному и тому же человеку. следовали в свой парк все возвращаюОбъективных данных для того, чтобы щиеся из последнего рейса автобусы. предъявить обвинение, было достаКакой же из них сбил человека? точно, и Народный суд осудил водителя. Подавая кассационную жалобу в городской суд, водитель просил снизить ему наказание и... признавался в своей вине, которую он до этого упорно отрицал. Но не все, сидящие за рулем, совершив даже тяжкое нарушение, поступают подобно тому, как рассказано выше. Водители, в своем подавляющем большинстве, честные советские люди, находят в себе мужество не только признать свою вину, но и во-время сами оказывают помощь жертвам несчастных случаев. В подтверждение этого подполковник милиции С. В. Голубкин, возглавляющий отделение розыска ОРУД'а, поведал нам немало историй. ...В четвертом часу ночи по переулку шла «Победа», возвращающаяся в таксомоторный парк. Переулок был совсем безлюден. Возле иорот одного дома стояла полуторка. Когда такси проходило мимо, из-за грузовика, откуда ни возьмись, неожиданно выскочил человек. Шофер резко отвернул в сторону, но столкновения избежать не удалось. Закричав, человек упал на асфальт лицом вниз. Это обстоятельство следует подчеркнуть: пострадавший не видел номера такси. В кабине грузовика было пусто. Что стоило бы шоферу таксомотора дать газ и скрыться, тем более. что виновным себя он никак не мог считать? Но водитель поступил так, как должен поступать каждый шофер. Он уложил пострадавшего в машину и отвез в ближайший пункт неотложной помощи. Врачи пункта оказались на вызовах, а дежурившая медсестпа, КОТОРУЮ шофер вызвал к подъезду, была в нерешительности. Тогда водитель погнал машину в хирургическую больницу. Слав пострадавшего, он отправился в отделение милиции и сообщил обо всем. Свидетелей происшествия не было. Кто подтвердит, что водитель не виноват? После того, как шофер дал показания, на указанное им место выехал сотрудник милиции. Грузовая машина все еще продолжала стоять у порот. В этом ДОМР как раз и проживал пострадавший. Когда он выходил из ворот, шофер его мог и не заметить: их загораживала грузовая машина. Ознакомившись со всеми обстоятельствами и учитывая в высшей мере честное поведение шофера, следователь счел возможным прекратить дело. С его мнением согласилась и прокуратура. — К сожалению, — заявил в заключение подполковник Голубкин, — среди шоферов встречаются такие, которые преступным отношением к безопасности движения и трусливым поведением после преступления роняют честь советского шофера. Преступник нередко пытается скрыться, но... Подполковник не закончил фразу: его вызвали по срочному делу.21