ИТАЛЬЯНСКИЕ МОТОЦИШВ. В. Рогожин, главный конструктор ЦКБ мотоциклостроения ИТАЛЬЯНСКАЯ мотоциклетная про' ' мышленность занимает одно из ведущих мест в Европе. Это, в частности, ярко проявилось на 33-й ежегодной итальянской мотоциклетной выставке, которую нам недавно довелось посетить. Являясь выставкой международной, так как здесь можно было познакомиться с некоторыми чехословацкими, английскими, французскими, западногерманскими моделями, она отразила, разумеется, основные тенденции современного мотоциклостроения вообще. Но главным образом на ней экспонировались мотоциклы, мотороллеры, мотовелосипеды и грузовые мотокары, выпускаемые итальянской мотоциклетной промышленностью. Кроме того, на выставке были представлены различные изделия смежного производства: литье, штамповка, трубы, подвески, седла, вилки, электрооборудование и т. п., свидетельствующие о широкой кооперации и специализации в итальянской мотоциклетной промышленности. Большая часть моделей мотоциклов, представленных на выставке, имела двигатели с рабочим объемом от 150 3 до 175 см , незначительное количество — 100—125 см 3и только две основные итальянские фирмы — «Жилера» и «Мото-Гуцци» представили 6 моделей мотоциклов с рабочим объемом двигателей 350—500 см 3 . Двигатели малолитражных моделей, включая мотовелосипеды, в основном одноцилиндровые четырехтактные, с верхнеклапанным распределением. Следует отметить, что на многих двигателях применены весьма примитивные воздухоочистители, а в ряде случаев они совсем отсутствуют. Хотя это несколько повышает литровую мощность (что не всегда оправдано для дорожных мотоциклов), но в целом снижает долговечность двигателя. Для конструктивных компоновок итальянских мотоциклов характерно применение задних рычажных подвесок, открытых хребтовидных рам, двойных седел подушечного типа и дюралевых ободов с высокими ребрами жесткости, изготовленными из специального проката. Причем выявилась тенденция к уменьшению диаметра ободов до 17, 16 и даже 15 дюймов. Все гоночные мотоциклы были представлены в полуобтекателях. Одним из типичных для итальянской промышленности является малолитражный мотоцикл «Дукати» с четырехтактным двигателем, имеющим рабочий объем 98 см 3 . Диаметр его цилиндра49 мм ; ход поршня — 52 мм. Двигатель развивает мощность 6 л. с. при 6800 об/мин; степень сжатия — 7. Зажигание происходит от маховичного магнето. Коробка передач — четырехступенчатая, в одном блоке с двигателем. Многодисковое сцепление работает в масле. Передняя передача осуществляется шестернями. Рама штампованная, открытая, хребтовидная. Размер шин: передней — 2,50—17, задн ей — 2,75 — 17. Вес мотоцикла — 90 кг. Расход топлива составляет в среднем 2,3 л на 100 км пробега. Максимальная скорость 85 км/час. Весьма оригинальна конструкция итальянского мотоцикла фирмы «АэрМакки», начавшей после второй мировой войны выпускать мотоциклы, мотороллеры и мотокары. Мотоцикл (рис. 1) имеет двухцилиндровый двухтактный двигатель (рабочий объем 250 см 3 ) с горизонтально расположенным цилиндром, четырехступенчатую коробку передач, трубчатую раму оригинальной конструкции, переднюю рычажную вилку и заднюю подвеску маятникова типа. Двигатель развивает мощность в 10 л. с. при 5000 об/мин. Размеры шин 3,50—15. Максимальная скорость мотоцикла — 102 км/час. Расход топлива составляет 3,4 л на 100 км. Значительный интерес представляет модель мотоцикла фирмы «Мазерати» с рабочим объемом двигателя 250 см 3 , на который установлены, впервые примененные на мотоциклах, дисковые тормоза. Дисковые тормоза по внешнему виду не отличаются от обычных, если не считать двух наружных колодок. Диск имеет по периферии ряд вентиляционных отверстий. На внутренней поверхности колодок наклепано фрикционное кольцо толщиной около 2,5 см. Общий диаметр ступицы с дисковым тормозом и фланцем под спицы равен 292 мм для переднего колеса и 241 мм — для заднего. Обращает на себя внимание также конструкция мотоцикла фирмы «Мотом». На ее модели «Т» (рис. 2) установлен четырехтактный двигатель с верхним кулачковым валиком, развивающий мощность 7 л. с. Диаметр цил индра — 50 мм, ход поршня — 50 мм (рабочий объем 98 см 3 ), степень сжат ия — 7,5. Зажигание — батарейное. Смазка — принудительная, шестеренчатым насосом. Коробка передач — четырехступенчатая, выполнена в одном блоке с двигателем. Сцепление — многодисковое, работает в масле. Передача на переднее колесо осуществляется шестернями, на заднее — цепью. Рама штампованная. Передняя вилка и задняя подвеска — рычажного типа. Шины 2,50—17. Вес — 65 кг. В Италии хорошо развито также и производство грузовых трехколесных мотокаров, грузоподъемностью от 200 до 500 кг, сконструированных на базе мотоциклов. Грузовые мотокары используются, главным образом, как легкий внутризаводской транспорт. Наиболее интересными являются мотокары «Веспа» (рис. 3) и «Изо». В заключение необходимо отметить хорошую внешнюю отделку и большое разнообразие цветов окраски мотоциклов.12