НА КОРОТКОЙ(ЗаметкиЛ Л ОТОЦИКЛЕТНЫЙ кросс — о дин из ' * ' увлекательных видов соревнований. Он проводится на пересеченной местности, в сложных условиях, когда на пути могут встретиться крутой поворот, подъем, брод и другие труднопроходимые участки. Гонщик-кроссмен должен обладать выносливостью, смелостью, мастерством. Когда значительная часть трассы находится в поле зрения и хорошо видно единоборство мотоциклистов, стремящихся завоевать трудную и славную победу, зрители обычно с напряженным вниманием следят за всеми перипетиями спортивной борьбы. И чем острее проходит состязание, тем больший интерес оно вызывает. Но, к сожалению, существующий у нас до сих пор порядок проведения мотоциклетных соревнований по кроссу мало привлекает зрителей и, следовательно, ограничивает возможность понастоящему пропагандировать этот вид «спорта, вспоминается такой случай. Несколько Лёт назад под Москвой проходили большие соревнования. Длина трассы была 50 км, причем по ней предстояло пройти всего дважды. На месте старта собрались зрители. Среди приехавших были два приятеля: один — любитель мотоциклетного спорта, завсегдатай соревнований, другой — случайно попавший на гонки, ревностный поклонник футбола. Когда давался старт и гонщики на огромной скорости устремлялись на трассу, «болельщика» футбола увлекло это зрелище. Вместе со всеми он побежал смотреть, как гонщики будут преодолевать брод. Но вот со старта ушел последний участник, вдали затих рев моторов, и началось долгое ожидание. Изредка тишину нарушал голос судьи-информатора, передававшего по радио однообразные сообщения: — Через контрольный пункт... проследовали... Далее шло перечисление номеров. Наш «болельщик» явно заскучал. Он погулял по полянке, заглянул в буфет, полежал на травке. А гонщики все еще не возвращались. Там, где-то на трассе, разыгрывалась напряженная борьба, а зрители оставались в полном неведении о происходящих событиях. Наконец поклонник кожаного мяча не выдержал: — Нет, больше меня сюда не заманишь! Ну, представь себе, если бы футбольный матч происходил так: после свистка судьи все футболисты вдруг ринулись куда-то со стадиона, а минут через 30—35 вновь появились, и один из нападающих забил гол. Вряд ли ктонибудь посещал бы такое зрелище! По установившемуся у нас обычаю почему-то принято проводить кроссы на длинных трассах. Чем длиннее, тем лучше. Сколько порой требуетсяТРАССЕкроссах)После этого дается финиш всем остальным гонщикам, несмотря на то, что некоторым из них еще остается идти до конца два-три круга. В зачет же попадают только те, кто успел пройти 75% дистанции. Личный результат, по правилам ФИМ , определяется по числу пройденных кругов и последовательности окончания дистанции. Согласно принятой системе, гонщики получают очки в зависимости от занятого места: победитель8 очков, за второе место — 6, за третье — 4, за четвертое — 3, за пятое — 2 и занявший шестое место — 1 очко. Такая система проста и понятна любому присутствующему на соревнованиях, по ней легко установить победителя и подсчитать командный результат. Мотоциклетные кроссы всегда привлекают большое количество участников. Но их было бы значительно больше, если бы не одно обстоятельство... Закончились соревнования. Подведены итоги. Собравшись группами, гонщики оживленно обмениваются впечатлениями о только что пройденной трассе. Прислушайтесь к этим разговорам и вы убедитесь — в каждой группе обсуждают примерно одно и то же : — На таких камнях танк может развалиться, а мотоцикл и подавно. — Глубина брода больше метра, двигатель заглох. — Пришлось машину на себе тащить. Сломал вилку, помял обода, завяз в болоте — вот о чем сокрушаются спортсмены. Много месяцев готовятся они к соревнованиям, постигают секреты искусного вождения мотоцикла, а выходят на трассу и не о мастерстве приходится думать, а о том, как уберечь машину от поломок, которые на некоторых участках почти неизбежны. Странно выбирают у нас кроссовые трассы. Порой поражаешься проявленной при этом изобретательности:' можно труднее, да некуда! Спрашивается, зачем неразумно усложнять соревнования, заставляя спортсмена преодолевать препятствия, на которые в нормальных условиях он никогда бы не отважился без риска сломать мотоцикл? Кросс прежде всего — массовое спортивное соревнование. В этом его главное достоинство. Короткая и не «чересчур» усложненная трасса, дающая возможность всем гонщикам показать свою техническую и тактическую подготовленность,— одно из важнейших условий и действенных средств повышения спортивного мастерства всей массы советских мотоциклистов. Нужно, чтобы это поняли повсеместно. В. Швайковский, судья всесоюзной категориио мотоциклетныхсудей, контролеров и других работников, чтобы обслужить во время соревнований такую большую трассу! Да и подобрать ее, как показывает опыт, бывает нелегко. Вместе с тем правила 'Международной федерации мотоциклистов (ФИМ), куда теперь вошли мотоспортсмены СССР, прямо предусматривают ограничение длины трассы в пределах от 1,5 до 5 км и дистанции 50 километрами. Таким образом, гонщик должен сделать в момент соревнований уже не 2—3 круга, а 20—30 кругов и все это на глазах у зрителей. Поистине, трудно не «заболеть», наблюдая в течение нескольких часов напряженную интересную борьбу. Именно такой, приближенной к требованиям ФИМ , будет трасса международных товарищеских соревнований в Ленинграде в июле 1956 года. Надо отметить, что правила ФИМ повышают интерес к соревнованиям у зрителей не только путем укорочения трассы, но и путем сокращения времени, необходимого для определения мест, занятых участниками соревнований. Как бывало до сих пор? ...К финишу на полной скорости приближается группа спортсменов. Позади осталась пройденная в упорной борьбе огромная трасса. Последнее усилие, и гонщик под номером 3, оторвавшись от своих соперников, первым пересекает заветную линию. Отмашка судейского флажка, и вот зрители восторженно приветствуют «победителя». Между тем внимание знатоков привлекает отнюдь не он, а гонщик с номером 121. Тем более, что, не доезжая нескольких метров до финиша, он вдруг остановился, двигатель мотоцикла совсем заглох. Попытка вновь завести его оказалась безуспешной. Тогда спортсмен, махнув с досады рукой, катит машину перед собой и так, на «своих двоих», добирается до финиша. — Видать, новичок, — шутят некоторые зрители,— рано еще тягаться с мастерами. А в действительности именно этот гонщик одержал победу. Старт производился раздельный, и он вышел на трассу намного позже номера 3, но в пути выиграл у него несколько минут. Однако имя победителя станет известным только после того, как судьи подведут окончательный итог. Сколько порой приходится зрителю затратить времени, чтобы узнать о результатах соревнований! Иное дело — по правилам ФИМ . Прежде всего они предусматривают групповой старт. Кроме того, прохождение всей дистанции соревнования необходимо только одному гонщику, т. е. тому, кто первый финиширует.6