МОЙ ДРУГ АНДРЕЙр СЕНТЯБРЕ 1954 года на между"—' народных соревнованиях мотоциклистов шести стран, что проходили под Москвой, мне довелось познакомиться с мастером спорта Польской Народной Республики Андреем Квятковским. Высокий, худощавый, с неторопливыми движениями, Андрей как-то сразу располагал к себе. К тому же он неплохо говорил по-русски, поэтому первая наша беседа быстро приняла непринужденный характер. Прежде Андрей никогда не был в СССР, И его живо интересовало развитие советского мотоциклетного спорта. Сам неоднократный участник республиканских и международных соревнований, Квятковский высоко оценивал достижения советских спортсменов. По его словам, встреча с ними еще больше обогатила его опыт. Расстались мы друзьями. Каждый из нас сохранил уверенность, что нам еще не раз представится возможность поговорить на волнующие нас темы. На следующий год, в апреле, я участвовал в мотопробеге, получившем название «Пробег дружбы». Старт дан в Москве. Мы должны посетить Варшаву. В этот же день группа польских спортсменов из Варшавы выезжала з Москву. Встреча с ними произошла в Минске. Ищу глазами Андрея — не вижу. Расспрашиваю польских мотоциклистов. Они очень обрадовались, узнав, что я, как говорят они, «пшиятель» Андрея, и объяснили мне: Квятковский' будет встречать нас в Варшаве. На Варшавском ипподроме, где состоялся финиш пробега, я еще издали замечаю стройную фигуру Андрея. Рукопожатиям и расспросам не было конца. Мы поделились новостями. Андрей готовился к международным соревнованиям в г. Закопане и много времени уделял тренировкам. В порядке экскурсии мы посетили и Закопане. Прекрасный горный городок. Лесистые горы, возвышающиеся со всех сторон, горцы (гурале) в своих национальных костюмах и множествонарядно одетых туристов делают его особенно красивым. Но кроме всего прочего, этот город — место старта предстоящих международных соревнований, трехдневного горного пробега. Мы решили ознакомиться с трассой. Польские друзья любезно предоставили нам возможность исполнить это желание. На другой день нам выделили три мотоцикла (наши мотоциклы остались в Варшаве) и двух проводников. Каковы же были мое удивление и радость, когда в одном из проводников я узнал Андрея Квятковского. Квятковский, показывая трассу, подробно рассказывал об особенностях ее отдельных участков. Так может поступать только истинный друг, искренне и бескорыстно желающий помочь своим товарищам по спорту. И вот в августе 1955 года команда советских мотоциклистов ДОСААФ снова в г. Закопане. «XIII Татранский рейд» — традиционные соревнования и, как говорят старожилы, десять из них проходили при дожде: такой здесь месяц август. В первый же день я увиделся с Андреем Квятковским — он участник соревнований. Несмотря на то, что Андрей наш спортивный соперник, он делится с нами опытом прохождения трассы в дождливую погоду. Соревнования прошли в прекрасной дружественной обстановке. Первое место выиграла команда Польской Народной Республики, капитаном которой был Андрей Квятковский. Наша команда завоевала второе место. Радовали большие личные успехи советских спортсменов. Ими были завоеваны все лучшие места в классе машин до 350 см 3 , ленинградец А. Дежинов удостоен золотой медали за первое место. Следующая наша встреча с Квятковским произошла в сентябре в г. Готвальдове (Чехословацкая Республика). Здесь состоялись грандиозные международные XXX шестидневные мотоциклетные соревнования с участием 17 стран Европы. Я присутствовал в качестве спортивного наблюдателя от СССР, Андрей был капитаном команды Польской Народной Республики. Много нового и полезного узнали мы на этих соревнованиях, подолгу беседовали о мотоциклах зарубежных фирм и заводов, подмечая их преимущества и недостатки, говорили о мотоспорте в наших странах. — Хорошо, что нам, спортсменам различных стран, удается встречаться все чаще и чаще, — с улыбкой сказал мне Андрей. — Это поможет нам обмениваться спортивным опытом, повышать свое мастерство. И тем более это полезно потому, что такие спортивные встречи еще больше укрепляют дружественные отношения между народами всех стран. Е. Гусев, инженер-механик Ленинградского автомотоклуба ДОСААФ Андрей Квятковский с группой советских спортсменов, участников мотопробега «Москва — Варшава — Москва». Слева направо: В. Сергеев, В. Хрипков, А. Квятковский и Н. Новохацкий. Фото автора.DOPDbblРЕПОРТАЖ СО ВТОРЫХ ВСЕСОЮЗНЫХ ШЕСТИДНЕВНЫХ МОТОЦИКЛЕТНЫХ СОРЕВНОВАНИЙПогода не благоприятствовала спортсменам. Накануне в течение нескольких дней шел проливной дождь, значительно усложнивший трассу: грунтовые дороги были размыты, мелкие ручьи превратились в глубокие потоки. В связи с этим возник вопрос о необходимости изменить крайне труднопроходимую трассу первого дня. Однако дирекция соревнований оказалась 'Неподготовленной, чтобы предложить судейской коллегии другой вариант трассы. 29 мая соревнования начались. В первый день стартовали 288 гонщиков на 252 мотоциклах, финишировали только 143 участника на 131 мотоцикле. Таким образом, 16 команд из 84, не успев понастоящему включиться в спортивную борьбу, в полном составе выбыли из соревнований. Кроме того, 48 команд в первый день потеряли по одному-двум (из трех!) участников и практически тоже лишились возможности бороться. за призовые места. Особенно тяжелой оказалась трасса. на участках Расторгуево — Сосенки и Серпухов — Белоусово. Здесь гонщики могли двигаться только на низших передачах, на мотоциклы налипало' столько грязи, что колеса с трудом проворачивались. В первый день соревнований из-за различных поломок сошло 64 машины. Интересно сделать беглый анализ основных неисправностей. • По мотоциклам класса 125 см 3 : поломки поршневых колец — два случая, передней вилки — один, коленчатого вала — один, пригорание поршневых колец и заклинивание поршней — по одному случаю. По мотоциклам класса 750 см3 (одиночки ис колясками): прогар поршн ей — шесть случаев, пробив прокладки головки цилиндров — пять, заедание клапанов — два, заклинивание поршней — один случай. По мотоциклам класса 350 см3: пригорание поршневых колец — четыре случая, заклинивание коленчатого вала — два, прогар поршней — два и поломка поршневых колец — шесть случаев. Эти данные бесспорно свидетельствуют о том, что мотоциклы работали на ненормальном режиме, который привел к перегреву и выходу из строя их двигателей. (Продолжение см. стр. 7 и 9).