НАКОНГРЕССЕВпечатления советскогоФИМделегата/"^ КАЖДЫМ годом расширяются меж^"* дународные связи советских мотоциклистов со спортсменами зарубежных стран. Для того чтобы контакт с иностранными гонщиками стал еще теснее и усилился обмен опытом в подготозке мотоциклов и организации соревнований, Центральный автомотоклуб СССР подал заявление с просьбой принять советских мотоциклистов в члены Международной мотоциклетной федерации (ФИМ). Прием в члены ФИМ проводится на конгрессах федерации. Очередной, 66-й, конгресс состоялся в июне с. г. в Осло. Мне и судье всесоюзной категории инженеру В. В. Рогожину выпала честь представлять на нем советский мотоспорт. Прилетев рано утром в столицу Норвегии на самолете Скандинавской авиакомпании САС, мы прежде всего нанесли визит генеральному секретарю ФИМ господину Лофбороу (Англия) — одному из известнейших деятелей мотоциклетного спорта и старейших руководителей федерации. Из официальных документов и рабочих материалов, полученных нами, мы выяснили, что обсуждение заявления нашего клуба состоится на третий день, во время пленарного заседания. Тут же нас представили председателю Норвежской федерации мотоциклистов Рааку и вице-президенту федерации Расмуссону, с которыми завязалась дружеская беседа о норвежском и советском мотоспорте. В течение всего нашего пребывания в Осло руководители Норвежской федерации мотоциклистов проявляли много - внимания и заботы о советской делегации, предоставив нам возможность за короткий срок ознакомиться с норвежским мотоспортом ис достопримечательностями столицы. На конгресс собрались представители мотоциклетных федераций и союзов, входящих вФИМ , в том числе делегации мотоциклистов Англии, Франции, Италии, Голландии, Бельгии, Швеции, Норвегии, Польши, Швейцарии, Дании, Чехословакии, Венгрии, Испании, Ирландии, Аргентины, Уругвая, Федеративной Республики Германии, Саара и др. Большинство делегаций состояло из 34 человек; от крупнейших национальных мотоциклетных федераций, таких, как Англии, Италии, приехало по 5—6 человек. Вся работа конгресса велась на двух языках — английском и французском, которыми хорошо владеют почти все делегаты. Перед началом конгресса мы встретились с президентом ФИМ господином Перузом (франция), также одним из видных деятелей мотоциклетного и автомобильного спорта. Перуз пользуется, как мы могли заметить, большим авторитетом у всех делегатов конгресса. В дружеских разговорах с ним мы получили полную ясность не только о ходе работы конгресса, но ио перспектизах дальнейшего развития мотоспорта, возможностях расширения международных спортивных связей и укрепления ФИМ . Президент познакомил нас с председателями постоянных комиссий ФИМ — спортивной, туристской и технической. Пьетер Нортье (Голландия), председатель спортивной комиссии, является знатоком всех правил и регламентов ФИМ, более 15 лет работает в международном спортивном движении. Генри Стинлет (Бельгия) руководит работой туристской комиссии. Он энтузиаст путешествий на мотоцикле и известен как организатор больших и малых пробегов и слетов мотоциклистов. Председатель технической комиссии Виолет (Франция) считается одним из крупных специалистов по мотоциклетной технике. На заседаниях комиссий, являющихся рабочим аппаратом конгресса, в котором заняты виднейшие деятели мотоспорта, тщательно обсуждаются все специальные вопросы, выдвигаемые на утверждение конгресса членами ФИМ . С любезного разрешения господина президента и председателей комиссий ФИМ нам была предоставлена возможность присутствовать на заседаниях комиссий. На спортивной комиссии, в частности, очень подробно разбирались условия XXXI международных шестидневных соревнований, внесенные на рассмотрение ФИМ мотосоюзом Федеративной Республики Германии. Как известно, эти соревнования, проводимые в течение 6 дней на дистанции около 2000 км, являются, по существу, олимпиадой мотоспорта. На них ежегодно подводятся итоги мотоциклетного спортивного сезона. Участникам соревнований приходится проходить по различным дорогам, в том числе по хорошим шоссе и, следовательно, состязаться в линейной шоссейной гонке, затем совершать мотокросс по горнопересеченной местности и, наконец, выступать в часовой кольцевой гонке. Причем, соревнования обусловлены строгим графиком движения, и все спортсмены, желающие добиться победы, должны закончить двухтысячекилометровый путь на исправной машине. Это требует от гонщиков высокого мастерства вождения и искусной подготовки мотоциклов. В нынешнем году состав национальных команд, между которыми будет разыгран главный приз «шестидневки», /величен до 6 человек (было 5), и они обязаны выступать на мотоциклах отечественного производства не менее чем в двух классах. Как выяснилось в беседах с делегатами конгресса, ожидаетсябольшая спортивная борьба между командами Англии, Италии, ФРГ, Чехословакии и Швеции. На другой приз — «Серебряную вазу» — каждая страна может послать две национальные команды по 4 гонщика на мотоциклах любой фирмы. Кроме того, разыгрываются призы клубных и заводских команд, состав которых ограничен тремя гонщиками. Наиболее крупные мотоциклетные федерации собираются направить на эти соревнования по 40—50 человек. Спортивная комиссия на своем заседании приняла решение о включении в спортивные соревнования мотоциклов малых кубатур (50—75 см 3 ). Было также установлено, чтобы впредь мотоциклы с колясками именовать: «трехколесные мотоциклы». После двухдневной работы комиссий Их председатели докладывали о принятых решениях на пленарном заседании конгресса, где и утверждались те или иные предложения. Пленарное заседание состоялось утром 14 июля. В зал собрались все участники конгресса. К сожалению, мы не могли присутствовать, так как прием новых членов проходит при «закрытых дверях». Однако ждать пришлось не долго. Вскоре нас пригласили в зал, и президент ФИМ объявил, что конгресс единогласно постановил — принять Центральный автомотоклуб СССР вФИМ . В связи с этим мы получили многочисленные поздравления от руководителей и рядовых членов других делегаций. Уже в нашем присутствии обсуждался вопрос о членских взносах. Конгресс ввел шкалу размеров членских взносов для членов ФИМ , в зависимости от мощности федераций и развития в стране мотоспорта. Наибольшие взносы (по 60 фунтоз стерлингов в год) были установлены для мотофедераций Англии, Италии, Западной Германии и для Центрального автомотоклуба СССР. Взносы в 50 фунтов стерлингов определены для Франции, Чехословакии, Швеции, Бельгии, Голландии и Швейцарии. Остальные 26 стран должны вносить ежегодно 25, 20, 15 или 10 фунтов стерлингов. В заключение состоялись выборы президента и семи вице-президентов ФИМ. Кандидаты в президенты и вицепрезиденты были выдвинуты национальными федерациями, в соответствии с уставом ФИМ , за несколько месяцев до конгресса. Конгресс единогласно вновь избрал президентом ФИМ господина Перуза. Под аплодисменты присутствующих ему была торжественно вручена синяя лента президента с прикрепленными на ней значками всех национальных федераций, входящих вФИМ . Затем, также тайным голосованием, были избраны вице-президенты. В голосовании принимали участие по одному делегату от каждой страны. По предложению французской делегации следующий конгресс намечено провести в Париже, а весенний конгресс 1957 года, по предложению итальянской делегации, в Италии. Закрывая конгресс, президент пожелал всем федерациям успеха в их работе по дальнейшему развитию мотоспорта. Вечером на фиорде Осло, в ресторане Королевы, председатель Норвежской федерации мотоциклистов господин Раак устроил прием участников конгресса и мотоциклетной общественности столицы. Прием прошел в дружественной обстановке, на нем наша делегация вручила президенту ФИМи президенту Норвежской мотоциклетной федерации памятные вымпелы от Центрального автомотоклуба СССР в связи со вступлением в ФИМ. Все участники конгресса в дни пребывания в Осло были гостями Норвежской федерации. Для участников кон-. гресса организовывались экскурсии по городу и на фиорды. Мы посетили домик выдающегося полярного исследователя Роальда Амундсена, осмотрели легендарный корабль «Фрам», на котором Амундсен и Фритьоф Нансен совершили ряд своих замечательных путешествий; видели плот «Кон-Тики»; побывали в городском парке, где любовались произведениями известного норвежского скульптора Вигеланда. В период нашего пребывания в Осло на столичном ипподроме состоялись международные мотоциклетные соревнованиягонки по земляной дорожке. Когда мы ехали к ипподрому, нас поразило, что огромное количество людей следует в том же направлении. Десятки тысяч горожан пешком, в автобусах, на легковых автомобилях и мотоциклах направлялись на ипподром. Однако, несмотря на такое скопление народа и машин, все было организовано так хорошо, что зрители очень быстро расположились на трибунах или заняли места вдоль дорожек ипподрома. Ровными рядами выстроились сотни автомобилей и мотоциклов. В ожидании стартов, после технического осмотра, гонщики стояли на внутренней дорожке ипподрома. Главный судья соревнований господин Расмуссон любезно пригласил нас посмотреть мотоциклы. Мы с удовольствием приняли это приглашение и направились к спортсменам. Все участники, а их собралось более 70, выступали на собственных мотоциклах. Они имели машины: «Ява», «Ифа», «Ило», «Пух», «Майко», «Монарх», «Матчесс», «БСА», «Триумф» и другие, в основном производства чехословацкой, английской, шведской, немецкой и австрийской промышленности. В малых кубатурах преобладал чехословацкий «Чезет». Гонщики проявляют исключительную заботу не только о том, чтобы мотоцикл был исправен и тщательно подготовлен, но и имел привлекательный внешний вид. Первое впечатление такое, что у всех гонщиков — новые мотоциклы. Однако, как выясняется из разговоров, у многих мотоциклы успешно участвуют в соревнованиях уже 34 года, при этом не реже одного раза в две недели на нем выступают на ответственных соревнованиях. Некото1*рые спортсмены собственноручно произвели различные усовершенствования мотоциклов. Подошло время старта. Пожелав всем участникам успехов, направляемся на трибуны. Судьи в белых костюмах, и потому хорошо заметные отовсюду, с сигнальными флагами заняли свои места. Главный судья и остальные члены Главной судейской коллегии одеты в синие пиджаки и белые брюки. У всех судей на груди вышиты эмблемы Норвежского мотоклуба. Линию старта, обозначенную белой краской, пересекает резиновая лента электростарта. По сигналу судьи-хронометриста эта ленточка вылетает вверх ив сторону, и мотоциклисты начинают соревнования. Судья на старте делает отмашку белым флагом. Мотоциклисты, изготовившиеся к очередному заезду, дружно подьезжают к линии старта, вернее за один метр от нее, выравниваясь на ходу, и в этот момент дается старт. Все гонщики соревнуются на дистанции 3 км, им предстоит пройти всего три круга. Поэтому сразу с места начинается острая борьба (особенно на виражах). Участие в каждом заезде 1012 мотоциклов создает немало острых моментов. Одни умело преодолевают повороты, другие выигрывают на прямых. После каждого заезда объявляются результаты.- Хронометраж ведется с помощью реконструированного телеграфного аппарата Морзе. Фиксируются только три первых результата, а остальным гонщикам время не засчитывается. Поэтому все соревнования проходят в быстром темпе. Зрителям скучать и ждать не приходится. Всеобщее восхищение вызвало мастерство одного из лучших гонщиков Норвегии Бассе Хвеем, выступавшего на английском мотоцикле типа «Джап» в 3 кубатуре 500 см и занявшего первое место. Б. Хвеему был вручен почетный венок, он совершил круг почета. Кстати сказать, Б. Хвеему принадлежат национальные рекорды на дистанцию 3000 м (1,37) и на дистанцию 5000 м (2,44), установленные на этом же ипподроме. Интересно отметить, что в Норвегии победители соревнований обычно получают денежные призы от 100 до 500 крон. Для участников больших международных соревнований призы увеличиваются до 1000 крон и более. За время пребывания в Осло мы имели много встреч и бесед с норвежцами. Они очень хотят установить спортивные связи с советскими мотоциклистами и настойчиво просили передать приглашение нашим гонщикам приехать в Норвегию. В свою очередь Норвежский автомотоклуб выразил согласие прислать свою команду на международные товарищеские соревнования по мотоспорту в Ленинград. Мы покидали Норвегию с чувством, что в этой стране мы приобрели новых друзей, с которыми нам всегда будет приятно встретиться снова.Осло —МоскваБ-ТраммНа ипподроме в Осло. Старт мотоциклистов на дистанцию 3000 м.