•АЛ АЛЕНЬКИЙ автомобиль — понятие " • относительное. Новый «Москвич», напоминающий порой молоденького, е ще не подросшего ЗИМа, является, п осравнению со многимиевропей ­ скими малолитражными автомобилями, прямо-таки великаном. А в Соединенных Штатах Америки он был бы , б ез ­ у словно , о днимиз «самых маленьких » . А мериканцы относятся кмаленьким автомобилям с явным предубеждением: е щедовтороймировой войны вСША были сняты спроизводства малолитр ажки «Бантам» и «Виллис», а в 1955 го ­ д уздесь не нашел никакогоспросавыпущенныйфирмой «Нэш» автомобиль « М етрополитэн » (1,2 л.). В то жевремяв Европе счувствомироническогонедоуменияидаже насмешки наблюдают развернувшуюся вСША «охоту за лошадиными силами» и не одобряютавтомобилей , н апомина ­ ю щих , к ак выразился один австрийс кийжурналист , « д редноуты на коле ­ сах». Не вдаваясь впричины этих расхож ­ д ений во взглядах, следует подчеркнуть, что в Европе, во всяком случае, совершенно явственно обозначилась тенденциякуменьшениюсреднего литража выпускаемых двигателей и расш ирению производства малолитражных автомобилей. П риэтом значительно изменились и сами представления о таких автомоби ­ лях. Если лет 20 назад к числу мало ­ л итражных относили автомобилисра ­ б очимобъемом двигателя до 1,51,9 литра, то сейчас даже «Москвич» (1,22 л.) нельзя называть малолитраж ­ н ымбезриска впасть впротиворечиесобщепринятойтерминологией . Так, журнал «Крафтфарцойгтехник», орган Технической палаты ГДР, писал недавно, что «к автомобилямсреднеголитражанадлежитв наше время относить все, имеющие рабочий объем цилиндров двигателя более 800 см 3 ». Эта эволюция взглядов отражает не толькоколичественные сдвиги, п роис ­ шедшие в европейском автомобилес троении , но такжеи качественные измененияв самих принципах проекти ­ р ованиямалолитражек . М аленький автом обиль нельзя делать простовмас ­ штабе 1 : 2 , 1 : 3 или 1 : 5 по отноше ­ н июкбольшому . Его надо создавать заново , и в этой области сейчас уже выявились определенныеидеи . Весьма характеренвэтомотношении итальянский «Фиат-600», являющийся, п ожалуй , наиболее типичнымсовремен ­ ным малолитражным автомобилем. Давайте познакомимсяснимпоближе , а заодно ис другими современными « м алолитражками » д о 800 см3 ( с м . цветную вкладку). «Фиат-600» (1) имеет несущий двухдверный цельнометаллический кузов с передвижными передними сиденьями, довольно емким багажником в передней части имотоотсекомвзадней . О бщее представление орасположении агрегатов этой машины дает рис. 1. В целях повышениявместимости , с ни ­ ж ения веса, э кономии исходных материалов, а также из других технических соображений в современных малолитр ажных автомобилях стремятся объеди ­ нить двигатель, сцепление, коробку передач и дифференциал в один си-Инж. ю.ловой блок, размещаемый обычно взадней части кузова . Так сделано и на «Фиат-600», п ричем двигатель выполнен короткоходным ( о тношение хода поршнякдиаметруцилиндра 56/60), с относи ­ тельно высокойстепенью сжатия ( 7 : 1 ) , в ерхнимиподвесными клапанами, п ри ­ нудительной системойсмазкиипро ­ чими характерными чертами соврем енных двигателей. П ри 4600 об / м ин этот двигатель развивает мощность в 19 л. с. Четырехступенчатая коробка передач полностью синхронизирована (за исключениемодной передачи). На автомобиле установлены гидравлическиетормоза , независимая подвескаперед ­ них и задних колес. О н отличается исключительной устойчивостью, хорошим «держанием» дороги. Максимальная скорость 95—100 км/час. Новый немецкий малолитражный автомобиль «Ллойд-600» (2) имеет короткоходныйнаклонный двигатель (ход поршня 64 мм , д иаметр цилиндра 77 мм ) , верхнее распределение , к арбю ­ ратор с падающим потоком, принудительное воздушное охлаждение. На машине установлены гидравлические тормоза. Ф ранцузский малолитражный автомобиль «Рено 4CV» (3) с набжен автоматическим сцеплением. У другой фоанцузскоймалолитражки — «Ситроен 2CV» (4) — п ривод на передние колеса, о ппозитныйдвухцилиндровый двигатель, центробежное сцепление, полностью синхронизированная коробка передач и весьма оригинальная независимая под ­ веска колес. Прогрессивная конс трукциянезависимойподвески колес на скручивающихсярезиновых элементах применена на малолитражном автомобиле «Майко-Чемпион» (6). Выпус кающийсяв ГДР малолитражный автом обиль «Цвикау Р-70» (5) отличается первымвмире пластмассовым кузовомсерийного производства и т. д. Таким образом , современный мало-Клейнермачл итражный автомобиль, хотя и стоит гораздодешевле , ч ем классные автом обили , вовсе не представляет собой , так сказать, « у дешевленную » к онструк ­ ц ию . Н аоборот , для того чтобы получить дешевыйидобротный автомобиль, н еобходимы как раз оригинальныеисмелыеконструктивныерешения , анализ иобобщениебольшогопрактиче ­ с кого опыта. Х арактерно , что вряде стран (например, в Чехословакии, ГДР) к онструкторы поставили передсо ­ бой задачу создать такие малолитраж ­ ные автомобили, к оторые , сохраняя все присущиеим достоинства ( д ешевизну , э кономичность , н изкую стоимость экс ­ плуатации итехническогообслужива ­ ния), соответствовали бы в то жевремя самому высокому уровню автомобильной техники. Д лядостижения этой благ ородной цели — создания подлинно нар одного автомобиля — в странах народ ­ ной демократии идут по пути выпуска промежуточных типов малолитражек. Таковы, н апример , «Цвикау Р-70» (ГДР) и, о собенно , чехословацкий «Спартак», у же сейчас превосходящий по основ ­ н ым техническим параметрам ( л итро ­ вая мощность , удельный вес и т. д.) м ногиесовременные автомобили. О днакопроблемавысокого качества автомобилей низкой стоимости ждет еще своего разрешения. Практика показывает, что на какой-то ступени сни ­ ж ения литража автомобиль как бы «теряет» свои характерные свойства и становится уже , п ожалуй , чем-то «иным». В частности, такое ощущение иногда возникает, к огда видишь передсобой так называемый « м икролитражный » автомобиль. Что такое «микролитражный» или «сверхмалолитражный» автомобиль? Что следует подразумевать под этим, н е ­ давно появившимся термином? Нельзя не признать, что точной класс ификациидо сих пор не существует. Более того , к аквзарубежной , так и советской печати встречаются совер ­ ш енно различные, в заимоисключающие определения микролитражного автомобиля. Если в Германии малолитражные автомобили делят на две основные группы — «клейнстваген» (наименьшие) 3 слитражемдо 300 сми «клейнваген» (малые) с литражем от 400 до 800 см3 , то вдругих странах такогочеткогоде ­ ления нет. А венгерский журнал « А утомотор » , с ообщаяоновой чехос ловацкоймашине «Авиа», в ыпускаемойзаводомвСтраконице , озаглавил за ­ м еткуследующимобразом : «Не то автомобиль, не то мотоцикл » .Рие. 1. Автомобиль «Фиат-600».13