дования, что иу мотоцикла М-72: генератор Г-11А, реле РР-31 и аккумуляторная батарея емкостью 14 а. ч. Зажигание осуществляется от индукционной катушки. В ближайшее время предполагается перейти на двухискровую индукционную катушку зажигания, тогда * будет исключен прерыватель. В дальнейшем намечен переход на систему электрооборудования с питанием от генератора переменного тока. Основные параметры мотоциклов М-521. Рабочий объем двигателя (см3) . . . . 492 2. Мощность (л. с.) 26 3. Максимальный крутящий момент (кгм) . . . . . . . . 3,5 4. Число оборотов номинальное (об/мин) 5800 6,0 5. Степень сжатия . . . . . . 6. Вес мотоцикла в заправленном состоя201 нии (кг) . . . . • 7. Максимальная скорость без коляски по шоссе (км/час) . . . . ПО 8. Расход бензина при движении (без ко4,6 ляски) по шоссе (л/100 км) 9. Удельный расход топлива (гр/л. с. час) 250 10. Запас хода по топливу (без коляски) 360 (км) 18 П. Емкость бензобака (л)ПОСЛЕДНИЙ ЭКЗАМЕНV ОЛМИСТЫ места Радеховского райосмелел, стал задавать вопросы. Петр ' * она Львовской области. С возвынедавно закончил семилетку и немного шенности хорошо видна окрестная даль. разбирался в механике. Однако в дейИ куда ни бросишь взгляд — повсюду ствительности двигатель автомобиля раскинулись необозримые земли колвыглядел совсем не так, как представхоза имени Хрущева. Кажется, нет им лял Ткачук по рисункам из учебника. ни конца, ни края. Шофер был не из разговорчивых, но не прогонял паренька, терпеливо разъЕсли бы не машины, трудно было бы яснял конструкцию. колхозникам обрабатывать эти обширные поля. Недаром хлеборобы, не Как-то Ильчишен сказал Ткачуку: только взрослые, но и молодежь, с ува— А знаешь, парень, просился бы ты жением относятся к сельскохозяйственко мне в помощники. Вижу, быть тебе ной технике, помогающей выращивать шофером... высокие урожаи. Молодой комсомолец Петр Ткачук Наступили горячие дни уборки. Теперь трудился в полеводческой бригаде. Но Ткачук работал вместе с водителем, его очень интересовало устройство усердно помогая ему. Когда закончиавтомобиля, он внимательно следил за _ лась уборка ив правлении колхоза работой колхозного шофера Ильчишена. подсчитали, то оказалось, что Ильчишен Вначале юноша только приглядызаработал 800, а Ткачук 270 трудодней.Завод сейчас работает над конструкцией прицепной коляски к мотоциклу М-52 и поставил перед собой задачу создать коляску не только красивую по форме, но и более комфортабельную, чем коляска М-72, при значительном снижении ее веса. Один из первых вариантов коляски представлен на рис. 4. Снижение веса коляски обеспечивается за счет применения пластмасс (стекловолокна) для кузова, замены торсиона и рессор телескопической пружинной подвеской с гидравлическим амортизатором и коренной переделки сидений. Мотоцикл М-52 может быть использован для массовых спортивных целей без каких-либо серьезных переделок.— Вот, ребята, и ваши права,— говорит начальник клуба К. Г. Григорьев будущим колхозным шоферам. — Думаю, что с честью оправдаете звание выпускников нашего автомотоклуба. Желаю успешной работы в родных колхозах. Фото К. Митрофанова.вался к тому, как Ильчишен меняет свечи, прочищает жиклер или устраняет какую-нибудь неисправность. А затемЦЕННАЯ ИНИЦИАТИВАРедакция получает письма читателей, в которых горячо одобряется ценная инициатива досаафовцев Уралвагонзавода, решивших в течение ближайших двух лет не только выполнить, но и значительно перевыполнить решение пятого пленума ЦК ДОСААФ СССР об увеличении подготовки технических кадров не менее чем в два раза. Ниже публикуется одно из таких писем. Широкое распространение патриотического почина досаафовцев Уралвагонзавода будет, несомненно, способствовать улучшению всей оборонно-массовой работы нашего Общества. Их обращение вызвало живой отклик у членов ДОСААФ г. Кызыла, Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Тандынского и других районов Тувинской автономной области. Здесь стремятся использовать все возможности для организации массовой подготовки технических кадров в колхозах и совхозах, МТС, на предприятиях ив учебных заведениях. Опыт наших передовых организаций Дзун-Хемчикского, Пий-Хемского районов, поселка Медведевка и других убедительно свидетельствует, что такие возможности несомненно есть. Уже в2 «За рулем» № 5Для начала не так уж мало. Главное же было в другом. За это время у Петра окончательно созрело решение стать шофером. По совету Ильчишена председатель колхоза направил его во Львов, на курсы шоферов при областном автомотоклубе ДОСААФ. Начальник клуба инженер-подполковник запаса К. Г. Григорьев тепло встретил молодого колхозника и, внимательно расспросив о его намерении, помог ему поступить на курсы. Начались занятия, а с ними пришли первые разочарования. Петру, как и многим его сверстникам, хотелось поскорее сесть за руль, испытать радостное и горделивое чувство, которое переживает каждый молодой водитель, когда автомобиль, послушный его воле, устремляется вперед. Вместо этого нужно было засесть за чертежи и схемы, изучать теорию, читать специальную литературу. Противоречивые мысли беспокоили Ткачука: — Не бросить ли мне эту «академию»?— порой задумывался он. Однажды Петр поделился своими сомнениями с товарищем — Василием Иванчуком. — Ну, это ты зря, — удивился тот.— Вот ответь, сможешь ли ты, к примеру,ближайшее время можно значительно увеличить подготовку квалифицированных водителей автомобилей, мотоциклов и тракторов. Необходимо, чтобы все первичные и районные организации по-настоящему, с огоньком взялись за решение этой задачи, ликвидировали свои слабости и отставание. Областной комитет ДОСААФ видит свою первейшую задачу в том, чтобы помочь организациям быстрее устранить недостатки и добиться новых успехов в подготовке массовых технических кадров — ответить на призыв досаафовцев Уралвагонзавода конкретными делами. Н. Васильев, ст. инструктор Тувинского обкома ДОСААФ.