вырастить хорошую пшеницу, не зная агротехники? — А ты почему вдруг о пшенице заговорил? — в свою очередь спросил Ткачук. — О чем же еще мне, колхознику, будущему шоферу, говорить?— немного сердясь, продолжал Иванчук. — Чтобы эту самую пшеницу перевозить, да еще в распутицу, надо знать машину, как таблицу умножения, уметь не только «баранку» крутить или выжимать сцепление, но и разбираться во всех деталях и теоретически и практически. Я думаю, в колхозах должны быть самые квалифицированные шоферы. В городе и механики есть, и дороги удобные, и товарищи помогут, а в наших условиях ты с техникой зачастую один на один. Незаметно беседа приняла тот задушевный тон, который очень сближает людей. Выяснилось, что они земляки. Василий родился в том же году, что и Петр, окончил в колхозе имени Молотова, того же Радеховского района, семилетку. Затем работал прицепщиком. И от того, что асе это говорил не кто-нибудь, а его одногодок, комсомолец, Ткачук всерьез задумался над словами товарища. Петр представил себе, как в темную осеннюю ночь он ведет по грязи машину. Вот двигатель, словно простуженный, «зачихал» и заглох. Будь на его месте Ильчишен, который знал автомобиль до последнего винтика, тот ив темноте нашел бы причину неисправности и устранил ее. А смог ли бы сделать это он, Ткачук? Отвечая на собственный вопрос, Петр честно признался себе: «Нет, не смог бы». С этого памятного вечера Петр Ткачук резко изменил свое отношение к учебе. И «Основные понятия и законы механики», и «Строение вещества», и «Свойства жидкостей и газов», и многие другие вопросы теперь приобрели для него весомое конкретное значение. А дальше, когда началось изучение кривошипного и газораспределительного механизмов, системы охлаждения и смазки, теоретические занятия вовсе перестали казаться скучными. Как и Василий, Петр теперь успевал по всем предметам. И чем ближе становился день выпускных экзаменов, тем больше отличных отметок получал курсант. Даже самые требовательные инструкторы не могли ни в чем упрекнуть своих учеников. Оба юноши старательно выполняли задания преподавателей, с увлечением изучали материальную часть, умело устраняли при практической езде возникшие неполадки и одними из первых заслужили права водителей. — Берегите ваши права, будьте достойными шоферами, — напутствовал друзей при прощании начальник клуба. — Пожалуй, испытания мы сдали только наполовину, — ответил Петр. — Впереди у нас — путь-дорога в колхозы. Там уж придется выдержать последний экзамен. И можно верить, что этот последний экзамен молодые шоферы выдержат с честью, покажут отличное знание автомобиля.ТГИАС^А|_| ЕЛЕГКО было получить звание чем' "пиона СССР 1956 года по автомобильному кроссу. Это соревнование, состоявшееся в июне в окрестностях Ленинграда, проходило не только в упорной борьбе, но и на редкость в тяжелых условиях. 30-километровая трасса, по которой спортсменам предстояло пройти трижды, изобиловала различными препятствиями. Все имелось на ней — брод, заболоченные участки, целина, полевые и лесные дороги, крутые подъемы и спуски, не говоря уже о многочисленных поворотах. К тому же накануне соревнований прошел сильный дождь, в значительной мере осложнивший и без того трудную трассу. Вполне понятно, что на победу могли рассчитывать лишь спортсмены, обладающие высоким мастерством, необходимыми морально-волевыми и физическими качествами. В розыгрыше командного первенства по группам автомобилей ГАЗ-51 и ЗИС-150 приняли участие команды Советской Армии, «Торпедо» и «Буревост' ника». Личное первенство оспаривали 65 экипажей: 28 — на автомобилях ГАЗ-51, 27 — на автомобилях ЗИС-150 и 10 — на автомобилях ГАЗ-63. Все автомобили были нагружены контейнерами с песком на 75% своей грузоподъемности. Автомобили ЗИС-150 общества «Торпедо» имели ряд конструктивных усовершенствований. Ленинградские зрители, прибывшие на соревнование, не проявили особого интереса к церемонии открытия состязаний. Не задерживаясь в районе старта — финиша, они прямо направились на трассу, туда, где ожидаласьнаиболее интересная борьба. Последуем и мы за ними, посмотрим, как развертываются соревнования. Возле контрольного пункта № 2 автомобили проходят заболоченный участок шириной около 50 метров, перерезанный к тому же канавами ирригационного типа. Преодолеть это препятствие с хода удается не многим. А некоторых оно просто надолго выводит из строя. Обращает на себя внимание автомобиль под номером 12, завалившийся на борт. На нем шли опытные спортсмены — чемпионы СССР прошлого года, мастер спорта Л. Грищук и перворазрядник В. Лапин. В поисках еще не разбитогомашинами пути они слишком смело ззяли влево, думая пробиться вперед через кустарник. Расчет, конечно, был правильным, но машину неожиданно занесло, и она очутилась в рытвине, наполненной водой. Водители по-разному решают вопрос о способах преодоления встретившегося препятствия. Большинство придерживается такой тактики: автомобиль набирает разгон и делает отчаянную попытку «проскочить» опасное место. Если это удается — значит сэкономлено много времени и сил. Но счастье улыбается редко. Обычно машина всеми колесами врезается в грязь или вязкий край канавы, и тогда начинается сложное и долгое его вытаскивание, отнимающее много времени. Среди водителей находились и такие, которые пользовались иным методом. Они не набирали скорости, а медленно, как можно ближе, подъезжали к заболоченному участку, затем на ступицы колес устанавливали барабаны лебедки самовытаскивателя, перебрасывали тросы на другую сторону, где зацепляли их за неподвижные якоря, и машина спокойно преодолевала препятствие. Так, например, проходили третий круг мастер спорта В. Витюк, Г. Ширшов, Э. Васькович, занявшие по группе авто-В. Лебедев.г. Львов.Водитель Э. Васькович (справа) и механик Б. ожонков обматывают тросы. готовясь провести автомобиль через препятствие.6