Ш| ЫСЛЬ об использовании автомобиля " I в суровых и сложных климатических условиях полярных широт возникла давно. Предпринимались также и неоднократные попытки создать конструкцию такого автомобиля. Например, за несколько лет до второй мировой войны в США для экспедиции адмирала Берда на Южный полюс был построен колесный транспортер, получивший название «Снежный крейсер». Перед советскими конструкторами, приступившими к проектированию автомобиля для Крайнего Севера, встал ряд труднейших задач. Технические требования, которые предъявило Главное управление Северного морского пути, обязывали создать конструкцию вездехода, безотказно работающего как на заснеженных ледовых трассах, санных тропах, мерзлой кочковатой тундре со снегом и без снега, так и на заболоченных лесных просеках, включая дороги с песчаными и глинистыми грунтами. Из всех существующих типов автомобилей высокой проходимости — колесных, полугусеничных, амфибий и др.— ни один полностью не отвечал нужным требованиям, Объясняется это тем, что предназначенный для Арктики автомобиль должен обладать целой суммой качеств, присущих в разной степени разным машинам. К числу таких основных качеств относятся: высокий динамический фактор, обеспечивающий преодоление больших сопротивлений, которые возникают при движении по плохим дорогам, бездорожью и на крутых подъемах; хорошее сцепление и приспособляемость ведущих колес к неровностям пути; способность преодолевать препятствия в виде канав, рек и т. д.; исключительная надежность и прочность. Кроме того, автомобиль должен быть экономичен, износоустойчив, быстроходен, т. е. иметь соответствующие эксплуатационные данные, необходимые при движении в нормальных дорожных условиях. Большое влияние на проходимость автомобиля оказывают размер и профиль шин, а также давление воздуха в шинах. Некоторые иностранные фирмы попытались сконструировать и построить на этой основе грузовые автомобили высокой проходимости. Так, фирма «Ле Турно» в 1954 году создала «для -снегов, болот и пустынь», как сообщала зарубежная печать, опытные образцы четырехосных машин с диаметром колес около 3000 мм и давлением воздуха в шинах 0,35 кг/см 2 . Недавно в США был выпущен образец вездеходного грузового автомобиля, у которого шины заменены резиновыми подушками бочкообразной формы, с внутренним давлением воздуха 0,2 кг/см 2 . Однако громоздкость подобных автомобилей, большой вес, недостаточная маневренность и малая скорость исключают возможность использовать опыт зарубежной техники в этой области. Недавно на Горьковском автомобильном заводе начался серийный выпускСлева на цветной вкладке: Вездеход Г A3-47. Фото Н. Добровольскогоновых вездеходов ГАЗ-47. Первые образцы их уже успешно эксплуатируются советской антарктической экспедицией в поселке Мирный. Вездеход ГАЗ-47 представляет собой автомобиль-амфибию высокой проходимости, в котором вместо колес имеется гусеничный движитель. Сочетание гусеничного хода с большим дорожным просветом, достигнутым за счет увеличенного диаметра катков и более длинных гусениц, а также сравнительно умеренный вес и малые габариты вездехода обеспечили выполнение самого главного условия — высокую проходимость по бездорожью. Это весьма убедительно показали эксплуатационные испытания. В зимний период вездеход преодолевал снежную целину, значительные участки глубокого снега были с талой водой. ГАЗ-47 также уверенно может проходить болота различного вида, двигаться по лесным просекам (при этом пни, корни и поваленные деревья для него не являются помехой), по разрушенным лежневым дорогам и подыматься по крутым горным склонам. Вездеход оборудован двухместной металлической кабиной и грузовой платформой с сиденьями и съемным тентом. Конструкция кабины, благодаря своей жесткости и герметичности, обеспечивает надежную защиту от атмосферных осадков и ветров. Для поддержания необходимой температуры, как внутри самой кабины, так ив грузовом помещении, есть отопитель. В конструкции вездехода частично используются хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации отдельные узлы и механизмы, выпускаемые для других автомобилей. Это значительно повышает прочность и надежность работы агрегатов. Например, за многие километры испытательного пробега вездехода в трудных условиях бездорожья не было ни одной задержки в пути из-за неисправности материальной части. Агрегаты ходовой части — гусеницы, опорные катки, балансиры, торсионы, ведущие зубчатки, а также узлы и детали системы питания двигателя — имеют высокую работоспособность.Особое внимание при проектировании вездехода было обращено на создание удобств для водителя. Правильно подобранная высота сиденья, приподнятое положение рычагов и педалей управления (и главное малые величины усилий на них), применение коробки передач с блокирующим механизмом самовыключения, упрощенная конструкция привода управления, в котором отсутствует ножной тормоз, — все это значительно облегчает работу водителя. Немалое значение в деле успешной эксплуатации машины имеет простота ее обслуживания и оснащенность необходимым оборудованием, что играет большую роль на Крайнем Севере в зимнее время года. Запуск двигателя при низких температурах окружающего воздуха производится с помощью пусковых подогревателей. Это дает возможность обходиться без гаражной стоянки. Наличие механизма для очистки гусеницы от снега и сьемных грунтозацепоз также облегчает эксплуатацию и обслуживание этой машины. В заключение следует отметить, что динамические и экономические качества, которыми обладает вездеход ГАЗ-47, не только соответствуют современным показателям, достигнутым машинами подобного типа, но и значительно превосходят их.Инж. А.КарпенкоПреодоление воднойпреграды.13