ПОЛУОБТЕКАТЕЛИ НА МОТОЦИКЛАХИнж. И. Павлови-^ЕЗУЛЬТАТЫ самых различных мотоциклетных соревнований говорят о том, что большинство побед за последние годы было одержано на мотоциклах, имевших полуобтекатели. Это явление вполне закономерно. При тех скоростях, которые характерны для современных соревнований, сопротивление воздуха приобретает все возрастающее значение. Напомним, что сила сопротивления воздуха движущемуся мотоциклу возрастает в квадрате от скорости его движения, а мощность, расходуемая на преодоление этого сопротивления, и того более — в третьей степени. Если, например, двигатель мотоцикла, идущего со скоростью 50 км/час, расходует на преодоление сопротивления воздуха всего около 2 л. с, то при скорости в 100 км/час на это требуется уже 8 л. с. Для того чтобы тот же мотоцикл развил скорость 150 км/час, двигатель должен затрачивать на преодоление сопротивления воздуха 27 л. с, а при скорости 200 км/час — не менее 64 л. с. При этом мы уже не говорим о затратах мощности на преодоление сопротивления качению, трения в механизмах силовой передачи и т. д. Наиболее эффективными способами уменьшения сопротивления воздуха являются различного рода обтекатели, устанавливаемые на мотоциклах. О том, какую существенную роль они играют, свидетельствует следующий пример. Мировому рекордсмену Вильгельму Герцу, прошедшему на мотоцикле НСУ 1 км со скоростью 290 км/час, потребовалась бы только на преодоление соРис. 2. Полуобтекатели мотоциклов НСУ - «дельфин», «акула» и «блювал». противления воздуха, по самым скромным расчетам, вытекающим из законов аэродинамики, «дополнительная» мощность в 200 л. с. Между тем на его мотоцикле был установлен двигатель мощностью всего 110 л. с. За счет чего же удалось «обойтись» меньшей мощностью? Только благодаря высокой аэродинамичности машины, наличию отличного обтекателя, уменьшавшего сопротивление встречного воздуха. Но одно дело рекордно-гоночный мотоцикл, а другое — спортивная машина, предназначенная для тех или иных соревнований. На рис. 1 показан рекордный трехколесный мотоцикл НСУ, обтекатель которого имеет в длину около 4 метров. Такой мотоцикл может быть использован только для определенных целей, т. е. для рекордного заезда на прямом, достаточно широком участке асфальтированного шоссе, а по обычным дорогам на нем не проедешьслишком велик радиус поворота. Кроме того, в закрытом обтекателе гонщик-рекордсмен должен сидеть или лежать лишь в течение нескольких минут, даже секунд, которые требуются для установления рекорда (включая подготовку, разгон и съезд с трассы после финиша). Для соревнований же, длящихся часами, такие обтекатели не пригодны. При всей необходимости бороться с сопротивлением воздуха в этом случае очень важно обеспечить безопасность движения и удобство управления мотоциклом. Свобода движений мотоциклиста, «держание» мотоциклом дороги, а также охлаждение двигателя не менее важны, чем обтекаемость, И особенно большую роль все это играет в кольцевых гонках, во время которых приходится совершать сотни левых и правых поворотов на больших скоростях, постоянно включать и выключать сцепление, тормозить, наклонять машину на вираже, вновь выпрямляться и т. д. Поэтому в спортивно-гоночных мотоциклах обтекатели не привились, и серьезной борьбы с потерями мощности, расходуемой на сопротивление воздуха, долгое время фактически вообще не велось. Достаточно сказать, что из крупных фирм, выпускающих мотоциклы, во всем мире лишь только одна фирма Мото-Гуцци имела до последнего времени аэродинамическую трубу для испытания обтекаемости мотоциклов. Однако в последние годы сама жизнь заставила конструкторов уделить серьезное внимание этому вопросу. И надо сказать, что достигнуто уже очень многое. Прежде всего найдена компромиссная конструкция, а именно — полуобтекатель. Во-вторых, за последнее время формы этих полуобтекателей удалось значительно видоизменить, приблизив к оптимальным значениям коэфициента обтекаемости. Степень этих изменений наглядно видна на рис. 2, где показана эволюция обтекателей НСУ за период с 1954 поРис. 1. Рекордный мотоцикл НСУ с коляской. 1956 год, от так называемого «дельфина» (в глубине кадра) до современного «блювала» (на переднем плане), т. е. полуобтекателя, который очень похож на голову кита, обитающего в Ан-. тарктике. В настоящее время большинство спортивных мотоциклов за границей оборудуются носовыми полуобтекателями. (Эксперименты с обтекателями иа задней части мотоцикла большого эффекта не дали). И хотя существует множество различных вариантов полуобтекателей, нетрудно увидеть уже вполне отчетливо выявившиеся тенденции в их проектировании. Они делаются широкими, охватывающими переднее колесо до уровня оси, и располагаются на носовой части мотоцикла; по длине они доходят обычно лишь до серединыРис. 3. Полуобтекатель мотоцикла НСУ, модель «Реннфокс».WРис. 4. Полуобтекатель мотоцикла АВО.22