sbaJutf,Из истории абсолютного рекордашш.шРис. I. Гонщик Ж- Осмон, впервые достигший скорости 100 км/час в 1901 году.::.&№&Н АВКОНЦЕ девяностых годов прошлого столетия для установления рекордов скорости на мотоциклах была принята минимальная дистанция 1 километр. С тех пор непрерывно идет борьба за достижение высоких показателей на этой дистанции, причем наиболее почетным считается так называемый абсолютный рекорд, т. е. наивысшая скорость, реализованная на мотоцикле. В течение первого периода существования мотоциклетного спорта (18951910 годы) держателями абсолютного рекорда являлись почти исключительно французские гонщики. В ту пору особенной популярностью пользовались трициклы, так как считалось, что они имеют преимущество перед двухколесными мотоциклами. Большинство рекордов в то время было установлено именно на трициклах. С 1898 по 1903 год абсолютный рекорд возрос от 49 до 110 км/час. Скорость 100 км/час впервые показал французский гонщик Ж. Осмон в 1901 году на трицикле «Дион-Бутон» с двигателем мощностью 8 л. с. (рис. 1). В погоне за более высокой скоростью на трициклах устанавливали все более мощные двигатели. Так один из гоночных трициклов французской фирмы Ъуше имел двухцилиндровый двигатель с рабочим объемом около 6 литров, т. е. по размерам он приблизительно равнялся двигателю автобуса ЗИС-155. Тогда допускалось использование таких огромных двигателей, так как машины делились на классы не по рабочему объему, а по весуОднако вскоре выяснилось, что трициклы не обладают достаточной устойчивостью при движении, и прежде всего на поворотах. Поэтому уже с 1903 года трициклы уступили место двухколесным мотоциклам. На рис. 2 представлен французский мотоцикл «Клеман» с четырехцилиндровым V-образным двигателем, на котором была достигнута рекордная скорость в 110 км/час. В 1904 году французский гонщик Ланфранки на мотоцикле «Пежо» (рис. 3), принадлежавшем к классу 50 кг, довел абсолютный рекорд до 123 км/час. На мотоцикле был установлен двухцилиндровый V-образный двигатель с рабочим объемом 1500 см . В целях экономии веса многие детали экипажной части мотоцикла носили типично велосипедный характер. В 1905 году другой гонщик—А. Сиссак показал на этом же мотоцикле еще более высокие скорости —130 и 140 км/час. В конце девятисотых годов весовая классификация мотоциклов была заменена классификацией по рабочему объему двигателей, применяемой до настоящего времени; предельный рабо3 чий объем был установлен в 1000 см . Последнее обстоятельство несколько задержало рост абсолютного рекорда. Рекорды мотоцикла «Пежо» были перекрыты только в 1911 году американским гонщиком Дж. де Розье на мотоцикле «Индиан» с двухцилиндровым 3 V-образным двигателем 1000 см , достигшим скорости 142,83 км/час. Вслед за этим Ч. Коллиер на мотоцикле «Мат3 члесс-Дж.А.П.» (1000 см ) трижды улучшал абсолютный рекорд, повысив его до 147 км/час. (Любопытно отметить, что мотоцикл «Матчлесс» был последним «рекордсменом», имевшим ременную передачу). Понадобилось целых десять лет, чтобы достичь заветной для всех гонщиков скорости — 100 миль в час (160 км/час). Это сделал в 1921 году Д. X. Давидсон на мотоцикле «Харлей Давидсон» (1000 см 3 ). Скорость более 200 км/час впервые показал спустя семь лет английский гонщик О. Болдуин на мотоцикле «Зенит-Дж.А.П.» (1000 см 3 ). Одной из наиболее активных фигур в мотоциклетном спорте был английский гонщик Герберт Ле Вакк — семикратный абсолютный рекордсмен, который в период с 1920 по 1929 год увеличил рекордную скорость от 153 до 207,5 км/час. Вакк использовал мотоциклы «Индиан», а позднее3 — «БрафСюпериор» класса до 1000 см . Двигатели всех рекордных мотоциклов с 1909 года, как правило, принадлежали к двухцилиндровому V-образному типу. В 1929 году, когда в борьбу включился гонщик немецкой фирмы БМВ Эрнст Хенне, рекорд был установлен на мотоцикле, имевшем двухцилиндровый оппозитный двигатель с нагнетателем, что позволило ограничиться рабочим объемом в 750 см 3 , т. е. не использовать предела, допускаемого классификацией. С 1929 года по 1937 год Э. Хенне семь раз улучшал абсолютный рекорд и последовательно довел скорость до 279 км/час (применив обтекатель). После второй мировой войны, только лишь в 1951 году, гонщику В. Герцу удалось установить новый абсолютный рек орд — 290 км/час на мотоцикле НСУ класса 500 см 3 . И, наконец, в 1955 году новозеландским гонщиком Р. Райтом был установлен последний абсолютный рекорд — 298 км/час на мотоцикле «Винсент» (1000 см3) с двухцилиндровым двигателем. Этот рекорд был неофициально перекрыт в 1955 году американским гонщиком Дж. Алленом (311,4 км/час) на специальном мотоцикле «Триумф» с обтекателем.•:-:-1±\лЩ"Щ•i;#»> ;; . г * ;*#&А• • : . . , • . . . • • •• • : - • ;::'-;;уМ'.г•••'•:• Ш\ 'С. .: -:::Ш0%Ш^'.': - 'Рис. 2. Рекордный мотоцикл «Клеман», показавший скорость 110 км/час (1903 г.).Рис. 3. Рекордный мотоцикл «Пежо» 1904 года.Рис4Рекордный мотоцикл БМВ, 750 см3 1932 года.Инж. В.ЛенинградБекманРис 5. Рекордный мотоцикл «Винсент», 1000 см».19