своимиСИЛАМИ(уурглгНАГЛЯДНОСТЬ обучения является одним из важных условий, обеспечивающих успешное усвоение учебных дисциплин будущими водителями. В процессе подготовки шоферов требуется значительное количество наглядных пособий: от плакатов и деталей до автомобиля в целом, предназначенного для демонтажно-монтажных работ и технического обслуживания. В связи с этим в Ульяновском автомотоклубе ДОСААФ большое внимание уделено созданию материальной базы. За последнее время в клубе организован новый класс для сборочноразборочных работ. Здесь сосредоточены отдельные узлы и агрегаты, установлен списанный автомобиль ГАЗ-51 (к сожалению, еще не полностью укомплектованный). Руководство клуба связалось с несколькими центральными гаражами города, и с их помощью мы получили для класса многие детали автомобилей. Затем сами курсанты, под наблюдением преподавателей, стали собирать необходимые агрегаты. Надо сказать, что таким комплектованием мы начали заниматься с 1954 года. Благодаря этому уже через год нам удалось пустить в действие стенды горячей регулировки двигателя, регулировки и прокачки тормозов, а также регулировки рулевого механизма. Кроме того, под руководством мастера производственного обучения С. В. Галинского был смонтирован на щитах ряд приборов и механизмов в разобранном виде. В дальнейшем перед нами встала задача: изготовить ряд агрегатов «в разрезе». Однако на первых порах возникла трудность — отсутствовали приспособления для резания металла. По предложению т. Галинского, приборы систем питания и электрооборудования начали разрезать обыкновенными ножовками для металла. При резании блока цилиндров и других толстостенных деталей пришлось идти другим путем. В этом случае электрической дрелью, а иногда и ручной, просверливались отверстия по всему периметру вырезаемого участка. После удара молотком ненужный участок выбивался, заусеницы срубались и зачищались напильником. Таким образом клуб полностью укомплектовал два разрезных двигателя ГАЗ-51 с установкой на них всех приборов систем охлаждения, смазки, питания и электрооборудования, включая приборы, находящиеся в кабине шофера.шштffl ПОДЪЕЗЖАЯ К БЕНЗОКОЛОНКЕ ЗА УНИФИКАЦИЮ МАЛОЛИТРАЖНЫХ МОТОЦИКЛОВvryieПАППtjeyrM^НАШИ мотоциклетные заводы выпускают мотоциклы с двухтактными двигателями. Для их эксплуатации не- • обходима смесь бензина с определенным количеством масла. Можно ли получить такую смесь на бензозаправочной станции? Зачастую, нет. Для приготовления смеси нужна специальная мерная посуда, а ее, как правило, на заправочных станциях не бывает. Емкость бензобака у большинства отечественных мотоциклов не свыше 10 литров. На преодоление 100 км пути они расходуют всего 2,5—3 литра горючего. Но обычно, когда вы подъедете к бензоколонке, вам не смогут отпустить менее 5 литров. И все по той же причине. Еще хуже с маслом, которое требуется в мизерных дозах (на 5 литров горючего 200 граммов масла). Подобные трудности вынуждают мотоциклистов хранить запас горючего и смазочного материала в своих гаражах, что совершенно нетерпимо в противопожарном отношении. Невольно возникает вопрос, неужели изготовление этой посуды является действительно сложным делом или у руководителей, ответственных за ее выпуск, не доходят руки до таких «мелочей»? Е. Гусев, инженер-механик Ленинградского АМК.МОТОЦИКЛЫ с рабочим3 обьемом цилиндра до 125 см изготовляют Ковровский и Минский заводы. В настоящее время они перешли к выпуску новых моделей: К-55 (Ковровский завод) и М-1М (Минский завод). Однако почему-то два однотипных мотоцикла выпускаются с различной конструкцией отдельных узлов и механизмов. • Например, поршневой палец мотоцикла М-1М имеет диаметр 12 мм, а у К-55—14 мм. Это несоответствие не позволяет взаимозаменять такие детали, как поршень и коленчатый вал. По-разному решены и конструкции передних вилок. ha мотоциклах К-55 ведущие диски сцепления выполняются из пластмассы, а на М-1М пробковые. Минский завод уже давно перешел на более прогрессивное электрооборудование — генератор переменного тока, а Ковровский завод продолжает выпускать мотоциклы К-55 с устаревшим динамобатарейным электрооборудованием. Малолитражные мотоциклы являются одним из самых доступных видов индивидуального транспорта, поэтому они должны выпускаться заводами с расчетом на самого широкого потребителя. А. Гринберг, инженер-механик.С.г. Ульяновск.Маляев.На снимке: Курсанты Ульяновского автомотоклуба за сборкой двигателя ГАЗ-51. Фото Б. Маркелыяева.