Ho^iu под МИНСКОМАВТОМОБИЛЬ № 33 вышел из крутого поворота на последнюю прямую, промчался по ней еще несколько сот метров и вдруг, резко сбавив скорость, остановился с заглохшим двигателем шагах в пятидесяти от линии финиша . — Бензин кончился ! — охнули зрители, и этот громк ий вздох сочувствия как бы подстегнул автомобиль — он сдвинулся с места и... дотянул до заветной черты. Так закончились шоссейно-кольцевые гонки на лично-командное первенство СССР по автомобильному спорту, проводившиеся в сентябре 1956 года под Минском. Многочисленные зрители иучастники этого соревнования поспешат, вероятно, внести поправку: во-первых, г онки закончились вовсе не так , поскольку после автомобиля № 33 кфинишу подошло еще несколько автомобилей; затем состоялся парад участников, вручение призов, с пуск флага и т. д. Все это, безусловно, верно. И тем не менее описанный эпизод был фактически завершающим соревнование. Именно эти несколько мгновений решили вопрос об окончательном распределении призовых мест, борьба за которые протекала очень напряженно. Кандидаты на получение первых двух призов выявились сразу, а вот на третий... Впрочем, расскажем лучше все по порядку. СЕМЬСОТ ТРУДНОСТЕЙ На старте-финише выстраивается 18 спортивных автомобилей. Здесь и красно-белая машина победителя прошлогодних шоссейнокольцевых гонок чемпиона СССР М. Метелева (№ 31), и мощный ЗИЛ-112 под управлением мастера спорта Б. Курбатова (№ 46), и автомобили ДСО «Буревестник» (№ 25, № 26, № 28, № 34 и др.). Большинство машин имеет специальные спортивные кузова, но есть итакие , которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от стандартных «Побед» (№ 23, № 27, № 29). Старт дается раздельно. Каждые две минуты , после отмашки' судьи-стартера, очередная группа из трех машин , быстро набирая скорость, уходит вдаль по прямому, к ак стрела, первому этапу кольца — тринадцатикилометровому участку магистрали Минск — Москва. Далее трасса соревнований проходит по узкому Вильн юсскому шоссе (14,5 км), сворачивает _у перекрестка на Логойское шоссе (11,2 км) и затем замыкается пятикилометровым отрезком Заславльского шоссе, которое вновь выходит на магистраль. Общая протяженность кольца трассы — 44,348 км , а вся дистанция гонки (9 кругов) составляет 399,132 км . Наиболее сложным для движения является участок Вильнюсского шоссе. Ш ири ­ ной всего в5 метров, он пролегает по сильно холмистой местности. А всего на трассе насчитывается 15 продолжительных спусков, 20 крутых подъемов, 42 сложных правых и левых поворота. К аждыйгонщик , следовательно, за время прохождения всей дистанции преодолевал около 700 различных дорожных трудностей! ЧЕМПИОН ПОДТВЕРЖДАЕТ СВОЕ ЗВАНИЕ С первого жекруга основные претенденты на победу «заявляют» о своих серьезных намерениях. Метелев проходит стартовый круг за 19 минут и 24 секунды , армеец Щербаков (М> 33) — за 20.26, Мосолов (№ 30) — за 19.57. Отличную скорость показывает и представитель «Буревестника» перворазрядн икШатеркин (№ 26), прошедший второй круг за 19 минут 51 секунду . Начиная с третьего круга , в число лидеров выходит и мастер спорта Курбатов на автомобиле ЗИЛ-112, но для машин этого класса установлен гандикап : на каждыйкруг ему прибавляется одна минута зачетного времени, и для того чтобы выиграть гонку , он должен пройти дистанцию на 9минут быстрее любой другой машины . Это весьма обостряет условия соревнования. Так, у же на 4-м круге Курбатов показывает наилучшее время (18 минут 20 секунд), однако все еще остается, с учетом гандикапа, на 5-м месте. Гонку уверенно ведут торпедовцы — мастер спорта М. Метелев с механиком А. Зверевым и перворазрядн ик В. Мосолов с механиком А. Ефремычевым. С каждымкругом систематически улучшают свои результаты мастер спорта С. Тенишев с механиком В. Локтионовым (№ 23) и мастер спорта рекордсмен СССР А. Амбросенков с механиком Ю. Арефьевым (№ 29). Упорное сопротивление им оказывают армейцы — мастер спорта А. Щербаков с механиком А. Назаровым, в то время как представители «Буревестника» у же после третьего круга фактически прекратили борьбу за первые места. Уверенно, поистине с «гроссмейстерской» методичностью, проводит соревнование прошлогодний чемпион СССР мастер спорта М. А. Метелев. Сразу же захватив лидерство, развивая удивительно постоянную на такой трудной трассе скорость (интересно проследить ее по кругам : 19.24, 18.34, 18.32, 18.29, 18.33, 18.31, 18.33, 18.31, 18.31), он проходит всю дистанцию с лучшим временем (2 часа 47 минут 30,4 секунды) и вновь подтверждает свое высокое звание. Около пяти минут ему проиграл одноклубник В. В. Мосолов (2:52.10,8), оставшийся на втором месте. Средняя скорость обоих победителей — соответственно 142,972 км,час и 139,083 клгДчас. ГАНДИКАП Захватывающе интересно проходила борьба за третье призовое место. После шестого кругау трех машин было почти одинаковое время прохождения дистанции — № 23 (1:59.28), № 33 (1:59.13) и № 46 (1:59.46, с учетом гандикапа). Курбатов, шедший на ЗИЛ-112 (№ 46), развивал все более и более высокую скорость, но лишь при выходе на последний круг (предпоследний был пройден с рекордной скоростью —146,067 км/час) он закрепился на третьем месте, выигрывая у ближайших конкурентов — торпедовца Тенишева и армейца Щербакова. В свою очередь С. Тенишев имел перед Щербаковым , п ри выходе на последний круг , минимальное преимущество — в 2 сек унды ! Вплотную за ними хорошо шел мастер спорта Я. Рябинин, п роигрывавший Щербакову 20 секунд. Поэтому можно себе представить волнение, охватившее зрителей, когда на последнем круге (более того — на последней прямой!) у одной из этих машин произошла описанная выше драматическая остановка. Неудача, постигшая армейцев Щербакова и Назарова, стоила им не только третьего призового места, на которое они претендовали, но также четвертого и пятого. Потеряв драгоценную минуту, этот экипаж на финише был шестым. Мастер спорта торпедовец Б. Курбатов завоевал третье место со временем 2:48.43,2 (плюс 9минут гандикапа). Четвертым в этой интересной гонке был торпедовец С. Тенишев. Таким образом, г онки на спортивных автомобилях закончились полной победой торпедовцев; в команднсм зачете первое место занялакоманда Горьковского автозавода (М. Метелев, В. Мосолов и Я. Рябинин), второе — команда НАМИ (С. Тенишев, А. Амбросенков и П. Васюков). Неплохие результаты показали шедшие вне конкурса на спортивном автомобиле класса «Москвич» м инские спортсмены А. Красовский и В. Майборода. НОВЫХ МАСТЕРОВ СПОРТА Интересно прошли такжегонки на серийных автомобилях. Здесь победителями в классе автомобилей М-20 «Победа» оказались водитель мастер спорта С. Волхонс кийи механик О. Ш ишацкий (3:28.53,2), а в классе автомобилей «Москвич» водитель-перворазрядник Е. Беретов и механик А. Герасимов (3:39.54,0). При этом Волхонский показал и лучш ую скорость одного круг а — 118,364 км,час. Наиболее важным итогом этих соревнований явилось, однако, успешное прохождение дистанции не только победителями, но и большим количеством участников. Согласно действующей Единой всесоюзной спортивной классификации в соревнованиях на первенство СССР по шоссейной кольцевой гонке , спортсменам-водителям, показавшим результаты, уступающие времени победителей не более чем на 3 проц., присваивается почетное звание мастера спорта СССР. Таких водителей на соревновании оказалось не менее десяти! В командном зачете по классу серийных автомобилей М-20 «Победа» первые два места заняла вторая и первая команды Советской Армии ; на третьем месте осталась одна из команд ДСО «Буревестник». По классу серийных автомобилей «Москвич» на первое место вышла вторая команда ДСО «Торпедо», оставившая позади себя сильную первую команду Советской Армии . В смешанном общекомандном зачете по группе серийных автомобилей на первое место вышли армейцы, а на второе — торпедовцы. Победителям личного первенства — водителям М. Метелеву, С. Волхонскому, Е. Веретову и механикам А. Звереву, О. Ш ишацкомуи А. Герасимову — присвоено звание чемпионов СССР по автомобильному спорту; они награждены золотыми медалями и алыми свитерами чемпионов. ДЕСЯТЬНА ВКЛАДКЕ СПРАВА: Старейший шофер, проработавший за рулем почти пятьдесят лет, Степан Казимирович Гиль. В 19171924 годах С. К- Гиль был шофером В. И. Ленина. Фото Г. Макарова.12