Н. БобровФото автора.Ю МЕНСКАЯ целина — это не толькозаново распаханные сотни тысяч гектаров, рокот тракторов и комбайнов, не смолкающий ни днем , ни ночью , г орыпшеницы на токах, н епрерывныйпотокавтомобилейидоверху забитые зерном элеваторы. Нет, это прежде всего люди , г ероическиработающие на уборке урожая, обветренные, загорелые, сильные и смелые всвоемтрудо ­ вом порыве, трактористы и комбайн еры , н еделями не оставляющиештур ­ валы, к олхозникии приехавшие кним на помощь патриоты, тысячи шоферов , несущих бессменную вахту. 7 октября хлеборобы Тюменской области выполнили взятые на себя обя ­ зательства. О ни сдали ипродалигосу ­ дарству 38,5 млн . пудов зерна , что на 10,7 млн . пудов большепредусмотрен ­ н ого планом. Ш оферамТюменской области, обесп ечившимперевозки этого драгоцен ­ н огогруза , п освящен наш очерк . Навстречу хлебу Хлеб созревал . Л егкийветерок волнами прокатывался по шелестевшей пшенице. Курилась пыль над проселоч ­ ными трактами . Но с начала косовицыпогода изменилась: с далекойокраины области — б ереговЛедовитогоокеана — наплыли рыхлые, н асыщенные влагой тучи. З адождило . 8 особенно трудных условиях приш ­ лось работать автотранспорту. О н вошел вуборочнуюкампанию «с хода». Д о этих днейкаждая авторота занима ­Тлась своими будничными делами — п ереброской разных грузов и горюч егов отдаленные районы , д оставкой топлива вгорода , леса, к ирпича , ц е ­ мента, песка идругих материалов на стройки, которых немало в области. Остановить парк на несколько суток для переоборудования автомобилей под хлеб не представлялось возможн ым . Но грузовикинужно было подго ­ товить всрок ! И часто, возвратившись из последнего рейса, ш оферы сами брались за топорыирубанки , п одправ ­ ляли кузова , обивали их мешковиной . Д отемнотывгаражах кипела работа. Только после тщательной проверки автомобилей специальные комиссии выдавали паспорта готовностикперевозке хлеба. Транспорт вовремя принял зерно. Облавтотрест сумел направить врейсы , п омимо тысячи намеченных по плану автомобилей , е ще более двухсот, но этого оказалось мало — хлеб шел и шел. И тогда тюменцампомоглисверд ­ ловчане, прислав около шестисот грузо ­ виков. За первые полмесяца уборки машины перевезли дополнительно десятки тысяч тонн зерна сверх плана. Фактор времени На фронте, п омнится , выпускались боевыелистки . Их косыестроки , наспех набросанныевминуту затишья, р асска ­ зывали огероических поступках, звали вперед , вдохновляли на подвиги . Л истовка , р асклееннаяв гаражах Тюм ени , призывала водителей делать каж ­д ый рейс скоростнымибольшегруз ­ н ым . В ней говорилосьо работе шо ­ фера Ильи Новикова , к оторыйперевеззернабольше , ч емкто - л ибо из полутора тысяч водителей, р аботающих на уборке. Своим живым мобилизующим словом, своим лаконизмом и четкостью она напоминала боевой листок военных лет. Найти Новикова оказалось нелегко . В колхозе имени Буденного, откуда шофер возил пшеницу , сказали, что он уехал на элеватор; на элеваторе — ч ю он уже ссыпал зерно и, наверно, з а ­ правляется. — Вот только что был, — ответили уколонки , — в колхоз поехал. — И посо ­ ветовали ждать на элеваторе. Б есконечнойцепочкой тянулись сюда грузовики с пшеницей. Когда догорели последние отблескизарии пришла из степи пахнущая травами ночь, на элеваторе зажглись электрические огни. А потокавтомобилей не прекращался . В скоре подъехал иНовиков . Был он прост, о бычен , к акмногиешоферы , с которыми довелось мне встретиться в этот день . Н атруженныеруки , усталый взгляд. В самойработеНовикова не было ничего «сверхъестественного». Правда, е го автомобиль оказался подготовлен ­ н ымособенно тщательно: борта наращ ены , стыки кузова обмты резиной , все щели зашпаклеваны так, что ни одинграммзерна не просыплетсявдороге . Но главное, что помогает Новикову добиваться успеха, — это умениедоро ­ ж итькаждойминутой . О н знает цену времени- Днем Новиков перебрасывает зерно от комбайна на ток, а после, чаще всего уже затемно, отправляется на элеватор. Забежит домой проведать жену и дочь, отдохнет до утра и снова за руль. Перевозя свой драгоценный груз, Новиков по праву считает себя бойцом передовой линии хлебного фронта. Еще один прицеп «Ишимский куст» — так называют шесть районов, расположенных около города Ишима. В каждом из них подняты тысячи гектаров целины. Связывает эти районы Бердюжский тракт. В сентябре по тракту круглые сутки шли тяжело груженные машины. По сторонам лоснились жирным черноземом пары, желтела стерня и светлозеленые всходы озимых уходили под горизонт, гранича с небом. Часто сыпал дождь. И тогда, скользя по тракту, автомобили сползали в кюветы, рычали от натуги, пытаясь выбраться из заполненных водой придорожных канав. Надолго сохранялись после этого на обочинах дороги рытвины от буксовавших здесь грузовиков—свидетельства нелегкого шоферского труда. Много раз, наряду с другими машинами, прошел по тракту и автомобиль Мубаракши Фатхутдинова. Желание перевезти зерна больше привело водителя к мысли о возможности работать с прицепом. Конечно, тяжелый ЗИС мог не справиться, не вытянуть прицеп на крутые подъемы, которые встречались по пути 2 „За рулем" № 8к элеватору, но шофер решил попробовать, и это удалось. Фатхутдинов стал ездить с прицепом. Глядя на него, то же самое сделали другие шоферы, работавшие с Фатхутдиновым. И, возможно, их бригада успела бы вовремя вывезти всю пшеницу с полей колхоза «Светлый путь», если бы не вышел из строя один грузовик. Сроки вывозки зерна были поставлены под угрозу. Водитель автомобиля на целине не только возчик зерна — он также ответственен за своевременное окончание уборки. Фатхутдинов стал спрашивать колхозников, где бы раздобыть еще один прицеп? Наконец прицеп был найден в одном из соседних колхозов. Его председатель, досадливо крякнув, сказал: — Ладно, бери. Хлеб ведь тоже колхозный. Думал отдать своему шоферу, да ты, видать, обогнал наших. Бери! Фатхутдинов, действительно, был передовиком хлебоперевозок. Он перебрасывал до сорока тонн при норме четырнадцать. На подъемах ЗИС-150 едва вытягивал, но шофер упрямо вел автопоезд к элеватору. Здесь — новые трудности: поначалу никак не удавалось подогнать прицепы под транспортер. На первых порах помогали посторонние люди, которым случалось быть поблизости. Но потом Фатхутдинов и сам научился справляться со своим «поездом». Во время одного из рейсов Фатхутдинова остановил участковый инспектор ГАИ, заметив, что второй прицеп не имеет номера. Неторопливо пройдявдоль поезда, милиционер вернулся к кабине, пристально посмотрел на усталое лицо шофера, козырнул и молча сошел на обочину... Вымпел на радиаторе С Виктором Шабуровым мы познакомились на току, где его ЗИС-150 стоял под погрузкой. Он крепко пожал мне руку и, залезая в кузов грузовика, сказал: — Как доверху нагрузим — так и двинемся. Транспортер схватывал пшеницу из огромного бунта, и она текла извилистой змейкой, расплываясь от центра к бортам кузова. — Сыпь, сыпь еще. Не бойсь, не расплескаю, — весело разравнивал Виктор зерно. Лет двадцати трех, в черной выцветшей кепке и флотском клеше, заправленном в сапоги, ловко орудуя лопатой, Шабуров очень напоминал матроса, драющего палубу. Он ив самом деле демобилизованный краснофлотец. Служил на Тихом океане, а теперь бороздит моря пшеницы на сибирской целине. И вот мы в пути. Сырой, блестящий тракт подкатывается под радиатор, глухо гудит мотор. Рядом со мной в кабине — Николка, постоянный спутник Шабурова во всех поездках, мальчик лет четырнадцати. Виктор Шабуров рассказывает: — Отец мой шофер. Все, бывало, возил меня с собой, вот как я Николку, и научил машиной управлять. Этой весной я погоны снял и прямо на старое место работы — в автороту. Ездил по5