18
19
I s 6=1 IIII Йs s§| 0 ВТОРОЙ половине сентября в Западной Германии, в курортном районе Гармиш-Партенкирхен, состоялись XXXI международные шестидневные соревнования по мотоциклетному спорту. В них приняли участие 313 мотоциклистов 18 стран. Впервые в истории международного мотоспорта в шестидневных соревнованиях участвовали спортсмены Советского Союза. Участники соревнований выступали на самых разнообразных мотоциклах, причем преобладали мотоциклы малых кубатур (72%). Наибольшее число участников имело чехословацкие мотоциклы «Ява» и «Чезет» (69) и немецкие «Цюндапп» (24). Старт и финиш каждого дня соревнований был организован в ГармишПартенкирхене на олимпийском лыжном стадионе, где находился и парк. Состязания проходили в живописной местности Баварских Альп. Трасса соревнований, общая протяженность которой составляла 2059 км, имела многочисленные подъемы и спуски, закрытые повороты, броды; участки хорошего шоссе сменялись узкими горными дорогами и т. д.Прошедшие накануне соревнований дожди значительно усложнили трассу: броды и болота стали труднопроходимыми, особенно в первые два дня. Мешали мотоциклистам и туманы. Во время прохождения дистанции движение местного автотранспорта по дорогам трассы не приостанавливалось. Мотоциклистам приходилось лавировать среди легковых и грузовых автомобилей, что не могло не угрожать опасностью. Однажды автомобиль сбил болгарского гонщика. Ежедневно каждый участник проходил примерно по 350—390 км. В шестой день соревнований дистанция на регулярность движения была всего 130 км, но, кроме этого, спортсменам предстояло провести часовую скоростную гонку по шоссейному кольцу длиной в7 км. Здесь для каждого класса мотоциклов устанавливались свои определенные нормативы скорости. Так, для класса 250 см 3 скорость была установлена 82 км/час, для класса 350 см 3 — 89 км/час, а для 750 см 3 — 95 км/час и т. д. После двухтысячекилометрового пробега эти скорости для многих тяжелых мотоциклов, и в частности для наших ИЖ-50 и М-72, оказались труднодостигаемыми, в то время как спортсмены, выступавшие на легких мотоциклах, в скоростной гонке не получали штрафных очков. Во время дорожных соревнований также были установлены заданные скорости. Например, для мотоциклов класса до 3250 см 3 — 46 км/час, а класса до 750 см —48 км/час и т. д. Скорости как будто не велики, но обилие подъемов, поворотов и кроссовых участков приводило к тому, что многие гонщики с трудом укладывались в эти нормы. Вынужденные остановки, даже из-за мелких поломок, обычно влекли за собой опоздание мотоциклиста на очередной пункт контроля времени и, следовательно, получение штрафных очков. Национальные команды разыгрывали два основных приза — «Международный трофей» и «Серебряную вазу». За «Международный трофей» боролись команды 7 стран (по 6 гонщиков в каждой), выступавшие на трех типах мотоциклов отечественного производства. На «Серебряную вазу» претендовало 29 команд 16 стран. Каждая страна могла выставить не более двух команд в составе четырех гонщиков на мотоциклах двух классов любого производства. В личном зачете все участники соревнований одновременно боролись за получение золотых, серебряных или бронзовых медалей. Золотой медали удостаивался тот, кто не имел ни одного штрафного очка. Гонщики, набравшие Заслуженный мастер спорта И. Озолина на горной дороге.до 25 штрафных очков, награждались серебряными медалями. Наконец участникам, просто закончившим соревнования, т. е. не сошедшим с дистанции (а это удалось далеко не всем), вручалась бронзовая медаль. Успешно провели соревнование за «Международный трофей» команды Чехословакии и Италии. Команда Чехословакии имела в своем составе опытных гонщиков. Они выступали на легких мотоциклах «Ява-250», «Чезет-150» и «Чезет-125», специально подготовленных к этому виду соревнований. Итальянцы выступали на еще более легких мотоциклах — «Лаверда-98», «Мивал-125» и «Жилера-175». Чехословацкая команда, не получив за все время соревнований ни одного штрафного очка, завоевала приз «Международный трофей» и вместе с тем право на проведение в будущем году международных шестидневных соревнований на территории Чехословакии. Итальянская команда, получившая всего лишь одно штрафное очко, до последней минуты соревнований оставалась опасным конкурентом чехословацкой команды. Большой неожиданностью для всех был выход из строя мотоциклов в национальных командах ФРГ и Англии. Не повезло и советским спортсменам. В первый день соревнований В. Кулаков, войдя на закрытый поворот, неожиданно увидел двух упавших иностранных гонщиков. Ему пришлось резко затормозить и выскочить на обочину. Хотя после этого Кулаков проехал еще 300 км трудной трассы, на другой день он уже не смог участвовать в соревнованиях. Это принесло нашей команде 500 штрафных очков, что также вывело ее из числа претендентов на «Международный трофей». Еще более упорная борьба развернулась за приз «Серебряная ваза». Здесь до последних дней шли без штрафных очков команды Великобритании, Голландии, Польши, СССР и ФРГ. Затем в команде СССР, из-за поломки на мотоцикле коробки передач, выходит из соревнований А. Егоров. То же произошло ив команде Великобритании, в которой гонщика Тие подвел мотоцикл «Ариел-500». Победитель определился только после скоростной гонки, где наилучших успехов добилась команда Голландии, набравшая 2073,8 очка. Голландская команда выступила на легких мотоциклах «Цюндапп-250», «Майко-175» и «Ява-125». Нельзя не отметить, что и заводские команды, завоевавшие золотые медали ФИМ, выступали, главным образом, на мотоциклах классов 125—250 см 3 . В результате весьма интересных шестидневных соревнований многие спортсмены были удостоены медалей ФИМ. К сожалению, число не закончивших соревнования было очень велико (111 человек, или 35%). В личном зачете наилучших результатов добились чехословацкие гонщики. Все они, в количестве 23 человек, награждены медалями. Хорошо зарекомендовали себя и чехословацкие мотоциклы. Из 69 спортсменов, имевших мотоциклы «Ява» и18 «Чезет», 53 удостоены золотых, серебряных и бронзовых медалей, т. е. 77%. Интересно отметить, что из 46 сильнейших гонщиков Великобритании, выступавших главным образом на средних и тяжелых мотоциклах, закончили соревнования только 22, т. е. меньше половины. Наиболее слабо выступали спортсмены Бельгии, Швейцарии, Испании и Норвегии, не добившиеся ни одной золотой медали. Неплохие успехи у команд Польши и Румынии. Последняя, выставив всего 4 человека, получила 4 медали. Гонщики Советского Союза выступали на тяжелых мотоциклах, движение которых по альпийской трассе нередко было затруднительным. Впервые участвуя в международных шестидневных соревнованиях, они сумели завоевать 10 медалей ФИМ, показав отличное мастерство вождения мотоциклов. Мастер спорта Виктор Адаян (Рязань, ДОСААФ), перворазрядник Эдвин Кирсис (Рига, ДОСААФ) и Валентин Хрипков (Подольск, ДОСААФ) удостоены золотых медалей. Заслуженному мастеру спорта Виктору Пылаеву («Динамо») и мастеру спорта Рейнису Решетниксу (Рига, ДОСААФ) вручены серебряные медали. Заслуженный мастер спорта Ирина Озолина (ЦСК МО), мастера спорта Георгий Плешаков (Москва, ДОСААФ), Дмитрий Косиков («Динамо»), Георгий Христофоров (Красногорск, ДОСААФ) и перворазрядник Аркадий Дайненко (Фрунзе, ДОСААФ) получили бронзовые медали. Успешно выступала Ирина Озолина. Из пяти женщин, участвовавших в соревнованиях на равных условиях с мужчинами, закончили всю дистанцию только две: она и Эмма Бест (ФРГ). Ирине Озолиной было особенно тяжело. Ей дважды пришлось в пути ремонтировать свою машину; с этой задачей Озолина справилась блестяще.•.***Международные шестидневные соревнования протекали в дружественной обстановке и способствовали широкому обмену техническим и спортивным опытом. Советские гонщики встретили радушный прием как со стороны организаторов соревнований — Немецкой мотоциклетной федерации, — так и со стороны населения. Жители тепло приветствовали наших спортсменов, преподносили им на кратких остановках цветы, подавали воду, награждали аплодисментами при удачном прохождении трудных участкоз. Советские спортсмены, участвуя в XXXI международных мотосоревнованиях, значительно расширили и укрепили свои дружеские спортивные связи с иностранными спортсменами.Б.Трамм.На снимках: Мастер спорта Р. Решетнике на кроссовом участке пути. Мастер спорта Г. Христофоров с колясочником А. Дайненко преодолевает горную речку.