БиблиографияПОЛЕЗНАЯ КНИГАШОССЕЙНО-КОЛЫДЕВЫЕ гонки требуют от спортсмена высокого мастерства и специальной подготовки мотоцикла. Хорошим пособием, помогающим изучить всю сумму вопросов, связанных с этим видом соревнований, является книга «Мотоциклетные кольцевые гонки», написанная судьей республиканской категории Л. Р. Басом и заслуженным мастером спорта Е. И. Грингаутом. В своей работе авторы популярно рассказывают об истории, условиях и правилах проведения шоссейнокольцевых гонок в СССР. Особую ценность придает книге то обстоятельство, что она написана не только на богатом личном опыте авторов, но и обобщает опыт лучших гонщиков страны. Первенство СССР по шоссейно-кольцевым гонкам обычно разыгрываетсякак, не выезжая в Таллин, заранее ознакомиться с особенностями этой сложной трассы. Авторы учли и дали очень подробную техническую характеристику таллинского кольца. На основании приведенного в книге соответствующего материала любой спортивный коллектив может у себя на месте подобрать отдельные похожие участки и провести тренировки. Читатель найдет здесь еще целый ряд других полезных сведений. Например, авторы подробно рассматривают вопросы организации судейства шоссейно-кольцевых гонок. Думается, что их советы вполне могут быть использованы при проведении мотоциклетных кроссов на коротких трассах. Несомненно, с интересом будет прочтена глава о соревнованиях на первенство мира, в которой авторы приводят правила этих соревнований, знакомят с лучшими мировыми шоссейно-кольцевыми трассами, а также со специальными зарубежными мотоциклами для гонок подобного типа. Рецензируемая книга не лишена, однако, и отдельных недостатков. В частности, слабо разработана глава «Тренировочный сбор». Авторы ограничились здесь элементарными сообщениями, но ни словом не обмолвились о режиме спортсмена во время сбора, о физической подготовке, о дисциплине, об организации учебно-тренировочной работы и т. д. В главе «Мотоциклы для кольцевых гонок» рассматриваются мотоциклы М1Е, К-125С, К-125С-2, ИЖ-50, ИЖ-50М, ИЖ-51, ИЖ-54, М-35, М-75, М-76, М-77. Известно, что многие из этих конструкций устарели, появился ряд новых марок мотоциклов, но о них, к сожалению, ничего не сказано. В главе же о подготовке мотоциклов к шоссейнокольцевым гонкам речь идет даже о машинах, давно снятых с производства, либо выпущенных в очень ограниченном количестве (М-35, М-75, М-76). Большим упущением является то, что здесь совершенно не уделено внимания вопросам регулировки системы питания. Хотелось бы, чтобы при переиздании книги все эти недостатки были устранены. Но и сейчас книга принесет пользу всем интересующимся мотоциклетным спортом.Финал мирового первенства по ипподрому (на шлаковой дорожке) выиграл 24-летний швед Ове Фундин, завоевавший, таким образом, звание чемпиона мира на 1956 год. Он набрал в мировом первенстве 13 очков, опередив на одно очко чемпиона мира 1954 года новозеландца Рони Мура и прошлогоднего чемпиона мира англичанина Питера Гравена. Соревнования проводились на лондонском стадионе Уэмбли и привлекли 70 тысяч зрителей.Традиционный «Тур де Франс», проходивший в этом году в трудных климатических условиях, закончили всего 37 автомобилей из 103, принимавших участие в соревнованиях. Победителями оказались Портаго (Испания) и Нельсон (США) на трехлитровом «Феррари», опередившие таких известных гонщиков, как Хуан Фанхио (Аргентина), Жан Бера (Франция), Гендебьен (Бельгия) и др.В VI норвежских автомобильных соревнованиях на регулярность движения (так наз. «ралли»), являющихся предпоследним соревнованием в зачете европейского первенства для туристских автомобилей, победили шведские спортсмены Карл-Магнус и Рудольф Скот на автомобиле «Сааб-93». На национальных соревнованиях спортивных автомобилей класса до 1500 см 1в Аултон-парке (Англия) победителем оказался Стирлинг Мосс, прошедший на автомобиле «Купер» трудную дистанцию со средней скоростью 121,81 км/час; он же выиграл заезд на автомобилях класса более 1500 см' («Астон-Мартин»), показав скорость 123,9 км/час. Шедший в этих гонках вторым Майк Гауторн вновь потерпел аварию — его машина несколько раз перевернулась, гонщик был выброшен из машины далеко за обочину, но... отделался легкими ушибами. Экспериментальный американский автомобиль с радарным управлением потерпел недавно тяжелую аварию из-за несовершенства тормозной системы. Инженер, проводивший испытания автомобиля, погиб.* **«Большой горный .приз Швейцарии» 1956 года для спортивных автомобилей выиграл швейцарец Детвайлер на английском автомобиле «Ягуар». Трасса протяжением 8000 метров, изобилующая крутыми поворотами, должна была быть пройдена участниками соревнования дважды. Разница уровней между стартом и финишем на трассе составляла 663 м. Победитель прошел дистанцию со средней скоростью 85.03 км/час.в Таллине на трассе Пирита — Козе — Клоостриметса, имеющей разнообразный рельеф, резкие повороты, подъемы и спуски. Всех молодых спортсменов, да и многих тренеров и организаторов соревнований, естественно, интересует,В.Швайковский.* **На международной выставке в Милане впервые в истории мотоциклостроения демонстрировался мотоцикл «Мазерати» с дисковыми тормозами. Гоночный мотоцикл с двигателем 250 см' и дисковым тормозом на переднем колесе был представлен фирмой «Мондиаль». Известный английский гонщик Стирлинг Мосс, вышедший на второе место в< личном первенстве мира на гоночных автомобилях, участвовал в 1956 году в35 (I) международных и национальных скоростных автомобильных соревнованиях (из них в розыгрыше девяти «Больших призов», входящих в зачет первенства мира).ИТОГИ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ УЧЕБНИКДЛЯ ШОФЕРОВЖЮРИ КОНКУРСА на лучший учебник для шоферов первого, второго и третьего классов закончило свою работу. Рассмотрев и обсудив все представленные на конкурс учебники, жюри конкурса решило первую премию не присуждать. Вторые премии присуждены: Грузинову В. И. и Кленникову В. М.. авторам «Учебника шофера первого класса». Нагула Г. Е., Калисскому В. С. и Манзону А. И., авторам «Учебника шофера третьего класса». Рукописей учебников шофера второго класса на конкурс не поступило. Новые учебники написаны в соответствии с учебными программами и отражают современный уровень развития науки и автомобильной техники. Изложение учебного материала — простое и доступное, методически правильное, последовательное, с хорошо подобранными и четко выполненными схемами и рисунками. В учебнике шофера третьего класса большинство рисунков даны объемными. Указанные учебники приняты Автотрансиздатом и будут изданы в 1957 году. Ф. Лесняков, секретарь жюри конкурса.23