К итогам учебного годаС НЕДОСТАТКАМИ В ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙА. В. Мешковский,начальник авто мотоотдела ЦК ДОСААФРЕШЕНИЯ 5-го пленума ЦК ДОСААФ СССР об увеличении подготовки технических кадров значительно активизировали деятельность учебных организаций Общества. В 1956 году на курсах при первичных организациях и автомотоклубах десятки тысяч молодых людей приобрели специальности водителей автомобилей, тракторов и мотоциклов; многие владельцы собственных автомобилей получили любительские права. Сейчас уже можно говорить о предварительных итогах этой большой и плодотворной работы. Проведенные в автомотоклубах экзамены свидетельствуют о хорошей успеваемости учащихся: 9°/о из них получило отличные оценки, 48°/о — хорошие и 43°/о — удовлетворительные. При этом средний балл успеваемости составил 3,65. Только 3°/о обучавшихся не выдержало экзаменов. Интересно сравнить эти данные с соответствующими показателями прошлого года, когда средний балл успеваемости был равен 3,4, а число не сдавших экзаменов достигало 6,2°/о. Все это говорит о том, что качество подготовки шоферов третьего класса в системе ДОСААФ заметно повысилось. Наиболее успешно справились со своими задачами организации Ленинграда, Армянской ССР, Приморского края, Кабардинской и Удмуртской автономных республик, Иркутской, Рязанской, Амурской, Кемеровской, Саратовской и других областей. Анализируя проделанную за год работу, следует отметить, что первичные организации и комитеты ДОСААФ таких крупных республик, как Казахская и Туркменская, выполнили годовой план досрочно. В Российской Федерации 25 организаций перевыполнили план по подготовке шоферов, 12 организаций — по подготовке трактористов и 18 организ аций — по подготовке мотоциклистов. Многие республиканские, краевые и областные комитеты Общества улучшили руководство учебными организациями ДОСААФ, укрепилась дисциплина среди обучающихся. Однако наряду с этим имеются еще и серьезные недостатки, тормозящие выполнение важнейшей задачи по подготовке кадров водителей. В ряде автомотоклубов плохо поставлена политико-воспитательная работа с сотрудниками и обучающимися. Нередко отсутствует и необходимая согласованность действий между руководителями учебных и общественных организаций, что отрицательно сказывается на дисциплине и посещаемости. В результате слабого контроля со стороны ряда комитетов в отдельных организациях не были своевременно укомплектованы учебные группы, не созданы необходимые учебно-производственные базы. Это привело к тому, что занятия начались с большими опозданиями и обучение проходило не на высоком уровне. Поэтому такие автоклубы, как Кутаисский и Сухумский, не справились со своими заданиями, а комитеты ДОСААФ в Липецкой, Тамбовской, Ярославской, Владимирской и Сахалинской областях не выполнили плана по подготовке шоферов. Видимо, здесь учебная работа была пущена на самотек. Многие начальники автомотоклубов не ведут постоянного наблюдения за учебным процессом, не вникают серьезно в вопросы его планирования, мало уделяют внимания совершенствованию специальной и методической подготовки инструкторско-преподавательского состава. В ряде клубов не практикуются также и показательные уроки. Недостаточная квалифицированность преподавателей влияет на качество теоретических занятий. Материально-техническая база во многом определяет степень подготовленности обучающихся. Но в некоторых автомотоклубах не созданы условия для проведения занятий по сборочно-разборочным, слесарным работам, по техническому обслуживанию автомобилей, классы не оборудованы наглядными пособиями, разрезными агрегатами и деталями. В результате практические занятия учащихся подменяются лишь ознакомлением с наглядными пособиями и плакатами. Известны также случаи, когда предусмотренные программой упражнения по вождению автомобилей полностью не отрабатываются. Само собой разумеется, что это плохо отражается на учебе. Выпускники клубов, не получившие практических навыков, не могут считаться полноценными специалистами. Однако комитеты Общества порой мирятся с таким положением, не проявляют инициативы, не добиваются помощи от местных партийных, профсоюзных, советских и хозяйственных организаций. Но ив тех автоклубах, где имеется учебно-техническое оборудование, зачастую эксплуатация, ремонт и учет автомототехники оставляют желать много лучшего; стенды, стеллажи и щиты в ряде клубов находятся в запущенном состоянии, здесь нет должного ухода за аккумуляторными батареями, плохо сберегаются автомашины. Некоторые руководители автомотоклубов не всегда заблаговременно готовятся к работе в зимнее время, в то время, как необходимо утеплить гаражи, сделать водомаслогрейки. Все эти недостатки в сильной мере затрудняют подготовку водителей. То же самое можно сказать о ряде первичных организаций Общества, готовивших трактористов и мотоциклистов. Сейчас во всех учебных группах системы ДОСААФ идут занятия. Новый учебный год начался в условиях всеобщего трудового подъема, охватившего весь советский народ накануне 40-летия Октябрьской революции. Большие задачи встают и перед организациями Общества: дать стране еще больше подготовленных специалистов, квалифицированных шоферов, трактористов, водителей мотоциклов для обеспечения все возрастающих нужд промышленности, сельского хозяйства, а также для пополнения рядов Советской Армии, стоящей на страже завоеваний социализма. Чтобы выполнить эти задачи, нужно прежде всего решительно покончить с еще имеющимися недостатками. Житомирский автомотоклуб. Начальник учебной части Ю. Машковский проводит методические занятия с преподавателями-общественниками. Фото В. Сухорукова. Шуйский автомотоклуб. Курсанты готовят автомобиль к практическому вождению. Справа — инструктор А. Кунышин. Фото Ник. Николаева.фу