.':; Й;?Ж:. ; Ш;ЙЛЙ::МОТОЦИКЛ мшГ. А. Вейнер,главный конструктор Минского мотоциклетного заводаСЕ больше и больше входят в быт, как средство транспорта, легкие мотоциклы с рабочим объемом двигателя до 125 см 3 . Преимущество этих машин заключается в том, что их сравнительно малый вес позволяет водителю легко преодолевать различные дорожные препятствия. Модель мотоцикла М1М (см. фото), подготовленного к выпуску на нашем заводе, представляет собой в корне модернизированную конструкцию мотоцикла М1А. В отличие от прежней конструкции в двигателе нового мотоцикла улучшены фазы газораспределения, увеличен впускной канал и соответственно диаметр диффузора в карбюраторе. Это дало возможность довести мощность двигателя до 5,5 л. с. при 50005200 об/мин и степени сжатия 7. Повышение мощности двигателя было достигнуто также за счет более совершенной конструкции глушителя. В глушитель введен дополнительный конус, благодаря которому создается повышение инерции выхлопных газов и улучшается очистка цилиндра от остаточных газов. Изменение мощности не могло не отразиться на общих параметрах мотоцикла М1М. Например, прежняя ходовая часть не соответствовала динамике нового мотоцикла. Поэтому для М1М создана иная передняя вилка, работающая по рычажной схеме (см. рис.). Такая вилка, по сравнению с телескопической, имеет ничтожно малый износ деталей, влияющих на увеличение люфта в узлах, что повышает устойчивость мотоцикла при движении. Если в телескопической вилке вылет устойчивости с увеличением нагрузки во время наезда на препятствие теоретически не изменяется, то в рычажной вилке этот вылет устойчивости увеличивается. Таким образом, передняя рычажная вилка более удобна для эксплуатации на пересеченной местности (особенно в тех случаях, когда мотоцикл переходит с ровного участка дороги на участок с плохим покрытием). Как видно из рисунка, рычажная вилка устроена следующим образом. Два рычага — наружный (1), в котором крепится колесо, и внутренний (2), находящийся в картере, — жестко сидят на шлицевом валике (3) и вместе с ним вращаются в подшипниках из бронзовых втулок. При наезде на препятствие толчок амортизируется пружиной (4), усилие на которую передается через толкатель и рычаги. Увеличенный ход колес а — 150 мм — обеспечивает мягкость движения мотоцикла и снижает утомляемость водителя. Кроме того, снаружи на корпусе вилки имеется фрикционное устройство, служащее для гашения резких колебаний. Этот фрикционный амортизатор регулируется при помощи крышки с резьбой (изменяется затяжка фрикционных дисков в зависимости от дорожного покрытия). Рама мотоцикла М1М — трубчатого типа с маятниковой вилкой, амортизация которой осуществляется цилиндрическими пружинами. Следовательно, заднее колесо мотоцикла имеет мягкое подрессоривание, что значительно облегчает вождение мотоцикла. Одновременно это повысило надежность рамы (при тех же размерностях) и срок ее эксплуатации. В свою очередь мягкая пружинная подвеска позволила по-высить скорость мотоцикла при движении по труднопроходимым дорогам. Пружина подвески заднего колеса опирается верхним концом в цилиндрический шарнир рамы мотоцикла и нижним концом — в шаровой шарнир качающейся вилки заднего колеса. При наезде колеса на препятствие пружина амортизирует удары, а для получения плавности хода, так же как и на передней вилке, применен фрикционный демпфер, укрепленный концами рычагов на верхнем и нижнем шарнирах. Зажигание и освещение в новом мотоцикле обеспечивается генератором переменного тока. Аккумулятор же используется для звукового сигнала и стоп-сигнала. Такое электрооборудование позволяет в сельской местности ив городах, где запрещена подача звуковых сигналов, эксплуатировать мотоцикл без аккумулятора. Его подзарядка осуществляется генератором переменного тока через выпрямитель, встроенный в фару. При дальнейшей модернизации мотоцикла намечено внедрение инерционномасляного воздухофильтра. Установка такого фильтра даст возможность увеличить срок эксплуатации двигателя в условиях пыльных дорог. Необходимость препятствовать повышенному износу задней цепи заставила ввести специальный кожух, защищающий цепь от пыли. Намечается также изменение коробки передач. С повышением мощности двигателя встает вопрос лучшего использования ее в зависимости от рельефа местности. Для этого на мотоциклах будет установлена четырехступенчатая коробка передач. Таким образом, в результате систематической модернизации мотоцикла его эксплуатационные качества будут значительно повышены с тем, чтобы полностью удовлетворять требованиям потребителей.Передняя вилка 'Мотоцикла М1М.8