МОТОЦИКЛЕТНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ НА ЛЕДЯНОЙ ДОРОЖКЕU АИБОЛЕЕ увлекательными зимними мотоциклетными соревнованиями " являются гонки по льду . Эти гонкимогутпроводиться на любомкаткесдорожкойдлиной от 400 до 1600 м , Сравнительно небольшая длина круга дает возможностьзрителям следить за всемходомспортивнойборьбы , что весьма способствует целям агитации за мотоциклетный спорт. Старт всоревнованиях по ледянойдорожке дается с места, п ри заведенных двигателях. О дновременно стартуют не более6гонщиков . Р екомендуетсяпро ­ водить соревнования по олимпийскойсистемесполуфинальнымиифинальными заездами. Б ольшой интерес узрителейвызываютгонкисвыбытием ; во времягонок спортсмены, которых «обошли», д олжны немедленно прекратить соревнование. Эти гонкицелесообразнопроводить по кругув 400 м или в 600 м. У влекательнытакжегонкисуравнением шансов (с гандикапами ) . П риэтом условии всоревнованиимогутпринимать участие гонщики , не равные по силам, а также на мотоциклахразныхклассов . Гандикап может быть установлен по вре ­ м ени или порасстоянию . Гандикап определяется на основании предварительных заездов или же по итогампредыдущихсоревнований . Н апример , г онщик , в ыступающий на мото ­ ц иклесрабочимобъемом двигателя до 350 см3 , п рошел 10 кругов за 11 минут , 3 адругой , на мотоцикле класса до 125 см , — за 13 минут . Разница впрохожде ­ нии дистанциибудет две минуты (120 секунд ) . Следовательно, с портсмены , выс тупающие на мотоциклах класса до 350 см 3 ., чтобы уравнять шансы, должны быть выпущены со старта через 120 секунд после спортсменов , в ыступающих на 3мотоциклах класса до 125 см . П рипроведениисоревнованийитренировокособое внимание обращается на дисциплинудвижениягонщиковпо трассе. Надо, ч тобыгонщики двигались полевойсторонекругапротив часовой стрелки . О бгонпроизводитсяс правой стороны. Ш инымотоциклов для гонок на льду обязательно должны иметь шипы .флеп овода ооодшипРис1.флеп ободй0000И. мастерЗотову спорта.Рис. 2.Установка точеных шипов производится иначе: на шейку шипа надевают шайбу, затем шип проталкивается внутрь покрышки. С внутренней стороны покрышки на шейку шипа надевается вторая шайба, после чего конец шейки расклепывается молотком При расклепке шипа нужно его заточенную (рабочую) часть вставТаблица 2ШИНЫ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛЬДУР АКТИКА соревнований по ледяной дорожке показала, что на мотоциклах с3 рабочим объемом двигателя до 125 см выгоднее применять гнутые проволочные шипы , а на мотоциклах класса до 350 см5 — к акгнутые , т аки точеные. Однако, когда известно, что радиусы поворотов дорожки менее 100 метров, то предпочтение следует отдать точеным шипам . На мотоциклах с рабочим объемом до 750 см 3 (одиночки ис коляской) применяются исключительно точеные шипы. Гнутые проволочные шипы вмонтируются впокрышку таким образом, чтобы они образовывали четыре ряда (рис. г). Точеные шипы размещаются на протекторе покрышки в три ряда (рис 2). В соревнованиях по ледяному кругу обычно приходится делать только левые повороты, поэтому шипы должны располагаться на средней и левой частях протектора. Количество шипов на переднем колесе должно быть меньшим , чем на заднем. Некоторые гонщики иногда слишком удаляют левый ряд шнпов от середины протектора. Это приводит к тому, что шипы левого ряда не участвуют в зацеплении со льдом, а отгибаются в сторону ив результате теряется устойчивость мотоцикла на повороте Обычно шипы на переднем колесе устанавливаются с интервалом в 3540 мм , а на заднем — через 25—30 мм. Для изготовления гнутых шипов-скоб можно рекомендовать проволоку марки1 1|ОВС, диаметр которой подбирается в зависимости от веса мотоцикла и тягового усилия на заднем колеси (табл. 1). Операции по изготовлгнию гнутых шипов производятся в следующей последовательности. Вначале проволока наоезается на прямые заготовки длиною 145 мм; к онцы ее затачиваются на конус, после чего заготовки изгибаются сКласс Элемент 125 см3мотоцикла 350 см" 750 см '1.t-v^.-Z2ZZ3а бвгде13—16 мм 12—15 » 8 » 5 » 20 » 1,5 »1G—18 мм 15—18 » 10 » 6 » 25 » 2,0 »10-22 мм 16-20 » 10 » 6 » 25 » 2,0»7ZZZZ-ZZZZ)Таблица 1Класс мотоцикла125 см3 350 »Переднее колесо3,5—4,0 мм 4,0—4,5 »Заднее колесо 4,0—4,5 мм 4,5—5,5 »помощью приспособления. Затем заготовку зажимаютвтискахи ударами молотка отгибают концы Точеные шипы (рис. 3) изготовляются на токарном станке из стали марки 4050 или 40 ХНЗ. Перед установкой в пок рышку рабочая часть шипов (конус) подвергается закалке. Размерь! точеных шипов для мотоциклов разных классов приведены в таблице 2 Для уменьшения веса покрышки иулучшения условий работы шипов резиновую часть протектора обычно срезают. Перед монтажем шины мелом намечают с внутренней стороны покрышки места установки шипов и затем ударом молотка по деревянному бруску , налож енному на шип , забивают последний в корд.к таЗлице hi-2Рис.3.лять вконическуюоправку , чтобы предохранить острие шипа от повреждения. С целью предохранения камеры от протирания следует ее изолировать от выступающих внутрь шипов , прокладывая защитный флеп (рис. 1 и 2). Давление воздуха в шинах сшипами повышается против нормального на 0,50,6 атмосфер.Инж. Л. Сандлер, тренер по мотоспорту.9