НЕСЛЕПЯЩИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ФАРЫОМУ из автомобилистов не приходилось при движении по дороге ночью быть ослепленным фарами встречной машины? При этом нередко теряется видимость и приходится резко уменьшать скорость , а то и совсем останавливаться у обочины. Мало удовольствия доставляет и обычная необходимость «перемигиваться» с идущими навстречу машинами — излишние переключения света утомляют водителя, рассеивают его внимание иусложняют управление автомобилем, отвлекая от основных опасностей ночной езды. При существующих до сих пор констр укциях автомобильных фар езда ночью неизбежно связана с постоянной угрозой ослепления водителя и вредно отражается на его органах зрения. Особенно остро это стало ощущаться после войны, когда на дорогах европейс ких стран появилось много американс кихгрузовиков , не имеющих, к ак правило, никаких регуляторов дальности света фар. Жалобы европейских водителей на ослепляющее действие фар были столь многочисленны, что вопрос этот стал предметом обсуждения сначала в Европейской экономической комиссии <в 1947 году), а потом даже ив Организации Объединенных Наций. В 1948 году была создана Международная комиссия по борьбе с ослеплением светом автомобильных фар, издавшая ряд предписаний, выполнение которых, однако, весьма трудно контролировать. К тому же , предписывавшиеся меры по уменьшению ослепляющего действия фар неизбежно связаны с уменьшением дальности их света, что, в свою очередь, увеличивает опасности ночной езды. В 1956 году Международная комиссия объявила конк урс на лучшее техническое решение вопроса уменьшения ослепляющего действия фар. Поэтому большой интерес вызывают последние сообщения в зарубежных автомобильных журналах об изобретен ии немецкого инженера Катценмайера, к оторый разработал новую конструкцию фар, обеспечивающих почти полное устранение эффекта ослепления встречн ых машин ив то же время значительное повышение дальности света. В основу новой конструкции положено асимметрическое смещение направляемого отражателем пучка света вправо, достигаемое путем комплекса мероприят ий . Катценмайер использовал появившуюся ранее вСША идею создания «косящих» фар, но реализовал ее иными средствами, а именно: применением ламп новой конструкции (с двойной нитью накала ижестким цоколем), весьма точным ее осевым размещением и урезкой сектора экранирующей бленды, располагаемой под источником света. Кроме того, в параболическом отражателе значительно изменена фасетировка (наводка и отделка граней).ЧЕМПИОНЫ МИРА ПО МОТОЦИКЛЕТНОМУ СПОРТУВ СЕНТЯБРЕ на автодроме в Монзе состоялись мотоциклетные шоссейнокольцевые гонки на Большой приз Италии, являвшиеся одновременно последним — седьмым — этапом розыгрыша первенства мира; на этих соревнованиях решался вопрос о том, кто будет чемпионом мира в классах мотоциклов с5 рабочим объемом до 250 и до 350 см , так как по другим кубатурам победители уже определились ранее (в классе мотоцикгов до 500 см' чемпионом мира стал англичанин Дж. Сертис, в классе до 3 125 см — итальянец К. Уббиали ив классе трехколесных мотоциклов — немец В. Нолл). В классе мотоциклов до 350 см' лидерство захватил сразу Л. Либерати; он был первым и на финише, установив рекорд трассы (178,396 км/час). Вторым пришел Р. Дейл на мотоцикле «МотоГуцци» и третьим — Р. Коломбо (мотоцикл «МВ-Агуста»). Но так как Либерати и Коломбо участвовали лишь в розыгрыше Большого приза Италии, а Дейл имел до этого заезда только 11 очков, чемпионом стал англичанин У. Ломас, набравший еще ранее 24 очка. В классе мотоциклов до 250 см ! первое место, а вместе с тем и звание чемпиона мира, завоевал итальянец К. Уббиали. Он выступал на мотоцикле «МВ-Агуста» и установил новый рекорд трассы —166,1 км/час. Вторым и третьим были Е. Лоренцетти и Р. Вентури. Таким образом, чемпионами мира 1956 года по шоссейно-кольцевым гонкам на мотоциклах являются: В классе мотоциклов до 125 см 5 —итальянец К. Уббиали. « < « 250 см 8 —итальянец К. Уббиали. « * « 350 см 3 — а нгли ­ чанин У. Ломас. « « < 500 см 3 — англичанин Д ССртис. « « трехколесных—немец В. Нолл.Кчей на нижнюю часть отражателя. Бленда несколько вырезана с левой стороны (на 15 проц.), т ак что некоторая часть посылаемого света падает и на левую сторону нижней половины отражателя. Благодаря этому при рефлектировании световых лучей создается эффект смещения, т. е. л учи , если смотреть по ходу машины , выходят из фары вправо и расположены выше, чем лучи, выходящие из обычной фары симметричного света Гнутая спираль на переднем плане является нитью накала дальнего света, который не подвержен в новой фаре никаким изменениям. АС сип ттрнчный ЯУЧОЛ светMMerfuVMU» пп/о* светл Рис. 2. Расположение пучков света в обычной и асимметричной фарах. Расположение пучков световых лучей в обычной ив асимметричной фарах показано на рис. 2. Из этого сравнения видно, что в новой фаре зона наибольшего освещения расположена не только в виде смещенного вправо светового пучка , но и «вытянута» значительно дальше, чем пучок света от обычной фары. Это означает практически , что водитель не только не ослепляет фарами шоферов встречных машин , но и сам имеет лучшую видимость.', Отражатели, применяющиеся в новых фарах, отличаются от обычных тем , что вних (в левой части) имеются сегментные участкис иным рифлением, чем вся поверхность. Это еще более улучшает распределение света фар. Двухнитевые лампы новых фар, в отличие от обычных, имеют цоколи, ж естко соединенные с патроном. Поэтому взаимозаменяемость обоих видов ламп (и особенно использование новых ламп в обычных фарах) полностью исключается, что весьма важно сточки зрения безопасности движения. К ак сообщает журнал «Мотор-Рундшау» (№ 11 за 1956 год), проведенные недавно испытания фар нового типа подтвердили их высокие эксплуатационные качества. Весьма показательно в этом отношении и то, что фирмы Бош , Хелла, Осрам иФилипс , являющиеся основными поставщиками электрооборудования для европейской автомобильной промышленности, заключили между собой международное «общеевропейское» соглашение о переходе в ближайшем будущем на массовый выпусктаких фар. Специальная техническая печать расценивает конструкцию Катценмайера, к ак серьезный успех в области повышения безопасности езды на автомобилях ночью и, следовательно, улучшения эффективности использования автотранспорта.РОЗЫГРЫШ МИРОВОГО ПЕРВЕНСТВА МОТОЦИКЛЕТНЫХ ФИРМЗАКОНЧИЛСЯ традиционный розыгрыш первенства мира по маркам мотоциклов, проводившийся в 1956 г., в отличие от личного первенства мира, в шести международных соревнованиях. Победителем в классе мотоциклов до 125 см' оказалась итальянская фирма «МВ-Агуста» (32 очка), на второе место вышла фирма «Жилера» (18 очков); в классе до 250 см' — тоже «МВ-Агуста» (32 очка). второе место — немецкая фирма «НСУ» (16 очков); в классе до 350 см ! первенствовала итальянская фирма «МотоГуцци» (32 очка), опередившая немецкую фирму «ДКВ» на 13 очков. В классе до 500 см' фирма «МВ-Агуста» набрала 30 очков, немецкая фирма «ВМВ» — 18 очков. В классе трехколесных мотоциклов первенствовала фирма «БМВ». Таким образом, мировой «чемпионат фирм» 1956 года ознаменовался значительным превосходством итальянских и немецких моделей мотоциклов над мотоциклами, выпускаемыми в Англии W других странах Европы.Инок. Н.о т РЕДАКЦИИ Рис. 1. Устройство асимметричной фары. На рис. 1 показано, к ак устроены в двухнитевой лампе для асимметричной фары нити накала и экранирующая бленда. Прямая спираль в середине является источником света, который экранируется снизу металлической блендой, не допускающей попадания световых луПавлов.Публикуя эту информацию, редакция надеется, что Министерство автомобильной промышленности СССР заинтересуется новыми возможностями создания неслепящих фар, применение которых сулит значительное облегчение труда водителей и повышение безопасности движения в ночных условиях.НОВАЯ МОДЕЛЬ «ВОЛСЛИ»НОВАЯ модель автомобиля английской фирмы «Волсли», несмотря на увеличение литража двигателя (с 1,25 л до 1.5 л), расходует на 30 проц, топлива меньше, чем предыдущая. Такое улучшение экономичности достигнуто за счет ряда конструктивных усовершенствований.22