ПРОТИВОАТОМНАЯ ЗАЩИТА АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ И ВОДИТЕЛЕЙ МАШИНДЛЯ ЗАЩИТЫавтотракторной техники от налетов вражеской авиации иартиллерийского обстрела создаютсяи оборудуются специальные укрытия. Эти укрытия предохраняют главным образом двигатель икабинугрузовых автомобилей от воздействия ударной волны иосколков . А томноеоружие обладает во много раз большей разрушительной силой. И, т ем не менее , от его воздействия также найдены простыеинадежные способы защиты .ПолковниккандидатМ. Среднее,военных наукможет значительно снизить эффект атомного взрыва. П рисооружении искусственных укры ­ тий для автотракторнойтехники следует иметь в виду, что сначала необходимо укрыть моторную часть. Надо также учитывать не только большуюсил /либо обмазанным глиняным раствором. П риэтом для удобства сбрасывания брезентапривозгорании не следует его завязывать. У крытиебрезентом не защитит полностью от оседания на автомобиль радиоактивной пыли, п о ­ этому после атомного взрыва придется провести специальные работы по дез ­ активации, т. е. по обезвреживанию радиоактивных веществ. О бычно для водительского состава илюдей , о бслуживающих или сопровож ­ д ающихмашины , о борудуются отдельные укрытия , с пособные защитить отпроникающейрадиации . Такие укрытиядолжныпреграждать путь прямолиней ­ ному распространению потоков радиоактивных веществ или снижать дозу радиации добезопасной . В первом случае это может быть окоп или щель (рис. 2). Во втором случае — б линдажс толщиною верхнего покрытия (грунт вместе сбревнами ) не менее 50 см . Это снижает дозу радиации почти в 15 раз . Если позволяет время , то толщина верхнегопокрытия доводится до 80—90 см . Блиндажи должны быть гер -К числу основных мер защиты впер ­ в уюочередь относится умелое использование рельефа местности. Естественные укрытия — о враги , скаты высот, а такжекустарники лесной молодняк — м огутв значительной мере оградить автотракторную технику иобслуживаю ­ щих ее людей от действия взорвавшейся атомнойбомбы . В качестве укры ­ тия используютсятакжеимеющиеся на местности глубокие канавы, в оронки от снарядов ибомб , к арьеры , насыпи, а в горах — п ещерыи различные подзем ­ ные выработки . О дним из важнейших условий противоатомной защиты является рассредоточение техники и ее маскировка. Наряду с этим для защиты автотракт орной техники и водителей возникает необходимостьв устройстве искусственных укрытий , п режде всего окопови блиндажей.Рис. 2. Как ослабляется поражающее действие атомного взрыва в траншее или окопе.Рис. 1. Укрытие для техники, защищающее взрыва.автотракторной от атомногоВ американской печати опубликована таблица, д ающая представление о степени пораженияатомнойбомбойсред ­ н его калибра личного состава войск при открытомрасположении на местности иприрасположениивокопах . Из приведенных данных следует, что применениеокопов для укрытиялюдейу дарной волны, но инеобходимость защиты от светового излучения ира ­ д иоактивной пыли. П оэтому , н апример , о копдолжен быть достаточно глубоким , чтобы обезопасить всюмашинуи иметь сверху покрытие , через которое не моглобыпроникнуть световое излучение. П ри наличии времении средств по ­ к рытиелучше всего делать избревен , ж ердей , поверх которых укладывается слой дерна или земли толщинойдо 20—25 см . Вход вукрытиезаграждаетсядеревяннымищитами , о бмазанными глиной, чтобы не допустить возгораниядеревянных частей от светового излучения. З имоюпокрытиеможет быть застлано снегом , к оторый либо утрам ­ бовывается, либо заливается водой. О коп для защиты автомобиля приатом ­ н омвзрывепоказан на рис . 1. Выезд из укрытиядолжен быть такойкрутизны , чтобы автомобиль мог этот подъем свободно преодолеть. Если из-за недостатка времени не удается вокопе для автомобиля обору ­ довать верхнее покрытие , то необхо ­ димо машину закрывать брезентом, пропитанным специальным составом, П римечание . В этой таблице под сильным поражением предполагается такое, при котором 50°/о личного состава войск окажется убитыми. а большая часть оставшихся в живых будет неспособна к сопротивлению; под средним поражением — до 5°/« убитых и около 50% выведенных из строя; под слабым — только 5% выведено из строя.Рис. 3. Положение водителя мобиле при атомном взрыве.вавтометическими и иметь воздушные фильтры. Х орошейзащитой являются подвалы прочныхзданий , п одземные склады и тоннели, к оторыепри наличии въезда и выезда для машинмогут быть использованы такжеи для защиты автотракт орной техники. З ащитными свойствами от светового излучения и проникающей радиации обладает броня танков, б ронетранспор ­ теров идругихбронемашин . Считают, что бронятолщиною 60 мм снижает дозу радиации в5раз . Водитель автомобиля, не имеющегоброни , после сигнала «атомная тревога» д олженкакможнобыстрее лечь лицом вниз на землю , или лучшев канаву, яму, в оронку , и закрыть от возможныхожогов все незащищенные участки тела. Д еловтом , что на расстоянии 1,6 км от центра взрыва улюдейобразуются ожоги третьей степени, а легкие ожоги — на расстоянии до 2,5 км (в очень яснуюпогодудажедо3км )Степень поражения личного состава войскРасстояние от эпицентра атомного взрыва при открытом расположенииДо 2при расположении вокопахf илкное Среднее Слабоекм» »3,5 4» »до 400 м » 1 км » 1.2 »16