'-* /ais\Мотоцикл для гонок по льдуВПОСЛЕДНЕЕ время мотоциклетные гонки по льду завоевывают все большую популярность. Особенно эффектны гонки на обычной конькобежной дорожке катка. Вполне естественно, что для такой гонки требуется мотоцикл, обладающий высокими динамическими качествами. Из наших отечественных мотоциклов наилучшие результаты в этом виде соревнований показывают мотоциклы Ижевского завода. Особенно хорошие показатели были достигнуты при установке двигателя ИЖ на раму мотоцикла К-125. При этом не потребовалось каких-то капитальных переделок: просто передние щеки крепления двигателя удаляются и заменяются более широкими и несколько большими (исходя из размеров передней части картера двигателя ИЖ). Для того чтобы двигатель вписался в раму, разрезают распорную трубу примерно посредине и отводят назад насколько это нужно. На ней и привариваются втулки крепления щек, служащих для закрепления задней части картера двигателя. Нижняя часть распорной трубки приваривается к дополнительной распорке или косынке нижних перьев задней вилки. После этого верхняя и передняя трубы рамы изгибаются с таким расчетом, чтобы уменьшить угол наклона рулевой колонки и довести его до 67°. Передняя вилка сохраняется от мотоцикла К-125; она может быть как телескопическая, так и параллелограммная. Многие гонщики предпочитают употреблять более легкую параллелограммную переднюю вилку. Также из соображений экономии веса используются колеса мотоцикла К-125. Своеобразная посадка спортсмена при гонках на льду требует широкого, высокого и вынесенного вперед руля. Для этого как раз подходит руль от мотоцикла ИЖ. Он закрепляется на высоких стойках с таким расчетом, чтобы ручки его были выше стандартной установки на 200—250 мм (ручки не должны быть ближе к гонщику, чем средняя часть рулевой колонки). Вместо обычного седла удобнее применить продолговатое подушечное седло, изготовленное из губчатой резины и обтянутое прочным материалом. Такое седло позволяет гонщику перемещаться вперед и назад, в зависимости от того, совершает ли он вираж или движется по прямой. Щитки колес лучше всего изготовить из алюминия, тогда и вес их будет меньше. Так как дистанция гонок по льду короткая, то нет необходимости использовать большой бензобак. Емкость его рекомендуется иметь не свыше 3,5—4 литров. Бак также целесообразно иметь алюминиевый. При больших оборотах двигателя возникает сильная вибрация мотоцикла, которая часто приводит к образованию трещины в бензобаке. Поэтому крепление бензобака к раме следует делать упругим, т. е. хомуты крепления не должны непосредственно соприкасаться с рамой, а иметь промежуточные прокладки из резины. Бензопровод от краника к поплавковой камере карбюратора должен быть эластичным. Наиболее подходит для этой цели шланг из бензостойкой резины. Учитывая специфику вождения мотоцикла по льду, необходимо прикрепить специальную низко установленную (на 55-65 мм от льда) правую подножку и упор для бедра правой ноги. Подножку лучше всего изготовить из стали коробчатого -сечения. На конце подножки должен быть ограничитель, не позволяющий соскользнуть с нее ноге гонщика. Высота установки упора определяется опытным путем, в зависимости от индивидуальных особенностей гонщика, но практика показала, что наиболее удобной является установка упора выше колеса на 50—70 мм . С левой стороны мотоцикла необходимо убрать все детали, мешающие наклону мотоцикла до угла 30°. Само собою разумеется, что в шинах мотоцикла, используемого для гонок по льду, должны быть стальные шипы.В.заслуженный мастерКарнеев,спорта.72*