,ПРЕДСТАВЬТЕ еебе жаркий летний 11 день. Солнце стоит в зените. На •небе — ни облачка. По шоссе мчится автомобиль. От нагретого солнцем асфа пьта таки пышет жаром . Хотя открыты все окна и кузов усиленно вентилируется, пассажиры испытывают неприятное ощущение духоты. Но вот водитель просит поднять оконные стекла и нажимает на одну из кнопон, находящуюся на щитке приборов; почти тотчас все чувствуют облегчение: в салон полился чистый, прохладный воздух. Пассажиры оглядываются — откуда такое чудодейственное изменение погоды? В этом автомобиле имеется установка для кондиционирования воздуха. Ее задачей является создание искусственного климата в салоне, т. е. поддержание Требуемой температуры, влажности, скорости движения и давления воздуха вне зависимости от наружных атмосферных условий. Типичная конструкция установки для кондиционирования воздуха в автомобилях показана на рис. 1. Установка работает по принципу «теплового насоса», т. е. с отводом нагретого воздуха. В этом отношении установка весьма близка к обычному холодильн ику , где электрическая энергия идет на то, чтобы у продуктов, положенных в холодильную камеру, отнять тепло (понизив тем самым их температуру), которое отводится с нагретым воздухом. В отличие от естественных источников холода установка для кондиционирования воздуха не требует восполнения охлаждающей среды: роль этой среды выполняет «холодильный агент» — дифтордихлорметан. В последние годы в таних установках стал применяться фреон-12. Это бесцветный газ, почти без запаха, тяжелее возд уха ; он не поддерживает горения и не взрывается. Основное преимущество фреона-12 перед другими газами, которые используются в холодильных установках, — безвредность его для здоровья пассажиров в случае просачивания в салон. Ж идкий «холодильный агент» (хладагент) под давлением 6 — 8 атм через трубопровод подводится к терморегулирующему вентилю, снабженному дросселирующим устройством для уменьшения давления газа. В связи с этим хладагент испаряется и его температура понижается.Инж. Л. КербиковПод давлением в5 — 8 атм хладагент, у жев виде перегретого пара, идет в конденсатор, где он превращается в жидкость, отдавая при этом избыток тепла, полученного в воздухоохладителе, встречному воздуху, обтекающему змеевик конденсатора. Другими словами, конденсатор, получая от компрессора парообразный хладагент, отнимает у него тепло, поглощенное им в воздухоохладителе, и превращает его снова в жидкость. Из конденсатора жидкий хладагент поступает в ресивер, предназначенный для того, чтобы обеспечивать непрерывную подачу жидкого хладагента к терморегулирующему вентилю во время работы установки. Кроме того, внутри ресивера имеются фильтр и осушитель, выполненные в виде одного узла. Осушитель удаляет воду из хладагента, случайно попавшую в систему при заправке, а фильтр задерживает посторонние частицы. Для того чтобы не образовывалось слишком высокое давление в воздухоохладителе, в установке предусмотрен специальный прибор, автоматически прекращающий доступ газа, когда давление превышает определенный предел. Этот прибор называется соленоидный клапаном. Система кондиционирования воздуха герметична. Работа установки происходит по замкнутому циклу, без пополнания хладагента (разумеется, при условии отсутствия утечки), вплоть до полного износа. Одно из основных положительных ка ­ честв системы кондиционирования — быстрое и интенсивное охлаждение воздуха. Установка может в течение двух минут понизить температуру з салона автомобиля или автобуса, долго простоявшего на солнце, с 50° до 30° С. Нетрудно представить себо, какое значение это имеет для водителей и пассажиров в южных оайонах стоаны где температура в кабине и салоне азтомобиля нередко доходит днем до 35 — 4 0 - С и выше. Советские конструкторы много работают над созданием надежных и совершенных установон для кондиционирования воздуха, В шестой пятилетке Московским автомобильным заводом имени И. А. Лихачева, например, будут выпущены автобус и лггкозой автомобиль высшего класса с установками для кондиционирования воздуха.Хладагент с пониженной температурой поступает в воздухоохладитель. Компрессор, приводимый в действие от двигателя автомобиля, поддерживает в воздухоохладителе сравнительно низкое давление (порядка 2 атм). Попав в область низкого давления, хладагент начинает интенсивно кипеть и испаряться. Это превращение хладагента из жидкости в пар идет за счет теплоты парообразования, ноторая отнимается от проходящего через воздухоохладитель воздуха. Работа воздухоохладителя во многом сходна с работой автомобильного радиатора. Только автомобильный радиатор отдает тепло проходящему через него воздуху, а воздухоохладитель, наоборот, забирает тепло у воздуха, тем самым охлаждая его. Одновременно воздух здесь не только охлаждается, но и подсушивается, т. е. освобождается от влаги, которую выдыхали пассажиры. Эта влага конденсируется на поверхности воздухоохладителя, затем собирается внижней части его и стекает наружу . Из воздухоохладителя парообразный хладагент попадает по трубопроводу в компрессор, где давление паров хладагента повышается. А с увеличением давления, к ак известно, повышается и температура.Рис. 1. Схема установки для кондиционирования воздуха на легковом автомобиле «ФордМеркюри», модель 1956 г. 1) Компрессор. 2) Конденсатор. 3) Ресивер. 4) Соленоидный клапан. 5) Фильтр-осушитель, вмонтированный в ресивер. 6) Терморегулирующий вентиль. 7) Воздухоохладитель. 8) Заборник теплого атмосферного воздуха. 9) Шланг, соединяющий заборник с воздухоохладителем. 10) Распределители кондиционированного воздуха (выходные патрубки).15