18
19
Л. Кузнецов,начальник Госавтоинспекции Управления милиции МВД РСФСРВОПРОСЫ организации и регулирования движения интересуют многих автомобилистов. Мне хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями в этой области, сделанными во время недавней поездки в Италию.* 4 *В столице Италии движение очень хаотично. На первый взгляд кажется, что оно вообще не регламентируется никакими правилами, а если такие правила и есть, то их не соблюдают. Стоянки машин, например, можно увидеть и на пешеходных дорожках и на углах перекрестков; на большинстве перекрестков и площадей движение не регулируется (даже, например, на площади перед вонзалом в Риме, крупнейшим в Европе и привлекающим к себе массу автомобилей); водители проезжают нерегулируемые перекрестки как попало, стремясь лишь к тому, чтобы предохранить от удара правую сторону своей машины, и т. д. Однако отсутствие регулирования компенсируется здесь в известной мере усилением других мероприятий по организации движения. Так, на площадях широко применяются островки, т. е. приподнятые на 10 —15 см от уровня проезжей части площадки, разграничивающие и направляющие потоки транспорта. Бордюры островков в темное время суток местами освещены изнутри. На проезжей части белой краской наносятся линии со стрелками, указывающими разрешенное направление; они, в известной степени, заменяют дорожные сигнальные знаки. В центре перекрестка устанавливаются светящиеся в темноте тумбы, которые необходимо объезжать при повороте влево или при развороте. Тротуары в зоне перекрестков отделяются ограждениями, препятствующими выходу пешеходов на проезжую часть.В Милане — втором по величине городе Италии и основ* ном промышленном центре страны — пунктов регулирования больше, чем в Римо, и движение здесь происходит более организованно. Регулирование движения в городах Италии осуществляется почти исключительно светофорами с автоматическим переключением света. По внешнему виду светофоры мало чем отличаются от наших, но в подаче сигналов есть особенности. Так, примерно секунд за пять перед сменой зеленого сигнала загорается одновременно желтый сигнал, как бы предупреждая о скорой смене зеленого сигнала. Зеленый и желтый сигналы гаснут одновременно, сменяясь на красный. Следовательно, желтый сигнал один не горит. Переход с красного сигнала на зеленый происходит вообще без желтого сигнала. Продолжительность горения огней светофора сравнительно не велика (меньшая, чем это практикуется в Москве). По ночам многие светофоры переключаются для подачи пульсирующего желтого сигнала. Это не создает задержек для малочисленного в это время транспорта, но обеспечивает безопасность движения, так как привлекает внимание шоферов к перекрестку. В Милане для обеспечения переходов пешеходов через улицу в середине кварталов применяются светофоры, имеющие такую особенность: когда для автотранспорта дается красный сигнал, то одновременно загорается и желтый, на фоне которого виден силуэт пешехода. Значение этого сигнала, разрешающего переход улицы, понятно каждому. Для безостановочного поворота транспорта влево или для следования в обратном направлении, что у нас обеспечивается горением двух зеленых сигналов (Москва) или одновременным горением зеленого и желтого сигналов (Ленинград), в Италии какого-либо особого сигнала не дается. Поворот совершается по зеленому сигналу при отсутствии встречных машин. Во время поворота, как было сказано выше, водитель старается предохранить от удара правую сторону своей машины. В Италии полицейские-регулировщики есть на многих перекрестках, но они весьма безучастны к движению и вмешиваются лишь тогда, когда сами водители бессильны ликвидировать «пробку», или для того, чтобы приостановить движение транспорта и пропустить пешеходов через улицу. Помимо линий, указывающих направление движения, широкое распространение имеют пешеходные дорожки, наносимые как белой краской, так и металлическими кнопками. Дорожные сигнальные знаки устанавливаются на специальных столбиках; подвеска знаков на тросах под проезжей частью улицы не практикуется. Это, несомненно, лучше, с точки зрения внешнего вида улицы. Заслуживает внимания также применение на площадях схем, указывающих рекомендуемые пути проезда через площадь при движении в том или ином направлении. Такие схемы хорошо помогают водителям, особенно иногородним, ориентироваться в сложных условиях движения. Организации и безопасности движения на дорогах в Италии придается большое значение. В первую очередь это проявляется в том, что поверхность дорог, в частности асфальтированных, делается шероховатой, не дающей возможности скольжения или заноса. Ширина большинства дорог не превышает 7 метров, но многие дороги имеют только по 4 метра, что затрудняет разъезд встречных автомобилей. На дорогах достаточной ширины по всей длине нанесены белые линии, разграничивающие потони транспорта или указывающие направление движения. Если осевая линия нанесена пу-1ктиром, то обгон разрешается. Порой пунктирная осевая линия переходит в сплошную, — это говорит о запрещении обгона на данном участке. В некоторых местах по оси дороги нанесены две линии — и пунктирная и сплошная. Это означает, что по стороне проезжей части, примыкающей к пунктирной линии, обгонять можно, а во встречном движении, т. е. по стороне, примыкающей к сплошной осевой линии, обгонять нельзя. Дороги шириной до 9 метров делятся пунктирными линиями на три полосы, причем средняя полоса предназначена для обгона в обоих направлениях. На дороге из Рима в Остию (курортный городок иа побережье Тирренского моря, в 28 км от Рима) мы наблюдали, нак участок дороги с двумя пуннтирными линиями (т. е. тремя полосами движения) при одной и той же ширине дороги переходил в участок с одной сплошной осевой линией, т. е. двумя полосами движения. Обгон на таком участке уже производить нельзя из-за изме-18 нения обстановки: наличия населенного пункта, примыкания дороги в одном уровне и т. д. По этой дороге легковые автомобили движутся со скоростью до 120 км/час. Для предотвращения дорожных происшествий в результате выезда или выхода кого-либо на дорогу вне отведенных для этого мест дорога на значительном протяжении с обеих сторон ограждена металлической сеткой, высотою до трех метров. Движение грузовых автомобилей, мотоциклов, очень распространенных мотороллеров и других экипажей с этой дороги снято и перенесено на другую, тоже асфальтированную, идущую непосредственно за ограждением, параллельно первой. Более широкую дорогу мы видели только одну; строительство ее заканчивается сейчас вблизи Рима. Она имеет по три полосы для движения в каждом направлении и разделительную полосу. Пересечения магистральных дорог, как правило, производятся на разных уровнях, причем переезд с одной дороги на другую происходит путем поворотов вправо и плавного вливания в основной поток транспорта. Магистральные дороги пересекаются второстепенными либо на одном уровне, либо последние проходят по путепроводу над магистральной дорогой, без съездов вблизи места пересечения. На проезжей части дорог мы видели большое количество нанесенных белой краской указателей в виде стрел и надписей, которые помогают водителям ориентироваться в обстановке. Например, на дороге нанесены две расходящиеся под острым углом стрелы. Следовательно, впереди разветвление дороги. Если при приближении к развилке движение для данного направления возможно в два ряда, то на проезжей части для каждого ряда имеется надпись — название города, куда ведет дорога. Водитель в таком случае занимает полосу движения, где обозначено нужное ему направление. Нанесение разграничительных и указательных линий осуществляется владельцем дороги — министерством общественных работ, компанией или отдельным лицом, которому она принадлежит. Кстати, — что совершенно необычно для нашего социалистического строя — в Италии установлен платный проезд по дорогам; плата взимается владельцем с каждого проезжающего автомобиля, а в некоторых случаях на размер платы влияет и число проезжающих в машине людей. Возвращаясь несколько назад, следует сказать, что и стоянка автомобиля на улице или площади города тоже должна быть оплачена. Вопросами безопасности движения в Италии, да и во многих других странах, как мы слышали, участвуя в работе «III Международной недели по изучению техники дорожного движения», проходившей на севере Италии в гор. Стреза, кроме владельцев дорог, занимается целый ряд организаций: муниципалитеты несут ответственность за организацию движения и применение технических средств регулирования; автомобильные и туристские клубы пропагандируют правила безопасности движения; научно-исследовательские институты разрабатывают вопросы предупреждения аварийности; и, наконец, полиция регулирует движение и ведет надзор за ним на улицах городов и на дорогах.4 44Задача обеспечения безопасности движения и улучшения использования автотранспорта весьма важна. Решая ее, мы должны использовать также и полезный зарубежный опыт.Рис. 1. Площадь в Неаполе. Шоферы такси (в белых халатах) ожидают пассажиров. Рис. 2. А это привокзальная площадь в Риме. Движение здесь не регулируется. Белые линии со стрелками указывают возможные направления движения, белый круг со стрелками разрешает разворачиваться вокруг островка и тумбы для движения в обратном направлении. Рис. 3. Здесь показан участок автострады вблизи Рима (снимок сделан с путепровода, по которому проходит другая автострада). Сплошная осевая линия указывает на запрещение обгона. Ответвляющийся вправо участок предназначен для движения автомобилей, которым с первой автострады необходимо свернуть на вторую, влево. По примыкающему слева участку автомобили переходят на первую автостраду. Рис. 4. Так выглядит вечером площадь Плебисцита в Неаполе. Фото А. Становова и И. Владимирова.ш. *: • . .