•-У ХАРЬКОВСКИХ АВТОМОДЕЛИСТОВКРис. 2. Крепление заднего колеса и полуоси. 1 — тормозной барабан, 2 — диск колеса, 3 — маслоотражатель наружный, 4 — винт крепления корпуса сальника, 5—войлочный сальник, 6 — втулка сальника, 7 — подшипник полуоси, 8 — маслоотражатель внутренний, 9 — болт, 10 — гайка, 11 — корпус сальника, 12 — винт крепления тормозного барабана, 13-—пластина крепления подшипника, 14 — болт крепления подшипника полуоси, 15 — пружинная шайба, 16—винт крепления тормозного щита, 17 — запорное кольцо подшипника, 18 — полуось, 19 — кожух полуоси, 20—резиновый сальник, 21—масленка, 22—пружинная прокладка, 23 — тормозной щит.В отличие от крепления задних рессор в кожухах полуосей снизу, как это сделано у автомобиля «Победа», задние рессоры автомобиля М-72 крепятся поверх кожухов. Для уменьшения бокового раскачивания кузова на автомобиле М-72 имеется стабилизатор поперечной устойчивости. Стержень стабилизатора изготовлен из пружинной стали. Загнутые концы стержня крепятся к рычагам амортизаторов хомутиками. Детали арматуры, электрооборудования и приборов аналогичны соответствующим деталям автомобиля «Победа». Дополнительно на автомобиле М-72 установлена еще одна фара и приспособление для промывки ветрового стекла на ходу автомобиля (с бачком для воды, насосом и жиклером). Проходимость автомобиля М-72, расход топлива и другие эксплуатационные качества близки к соответствующим показателям автомобиля ГАЗ-69. Автомобиль М-72 может преодолевать значительные подъемы на сухом плотном грунте и броды с твердым дном. Максимальная скорость достигает 90 км/час.ОГДА над городом сгущаются ранние зимние сумерки, в автомодельной лаборатории при Харьковском автомотоклубе ДОСААФ собирается молодежь. Сегодня здесь восьмиклассники — любители автомоделизма. С помощью руководителя лаборатории В. А. Булыгина школьники осваивают изготовление конструкции кузова, ходовой части различных моделей. Олег Мартыненко строит модель автобуса с электродвигателем. Модели грузового автомобиля создают Михаил Макаренко и Евгений Лютов.например, подготовить и организовать производство посылок с набором материалов для постройки автомобильных моделей разных типов. К сожалению, эта работа подвигается очень медленно. До настоящего времени лаборатория сдала в производство только один вариант посылки. Причем, по имеющимся данным, первая посылка будет готова лишь к середине 1957 года. В настоящее время моделисты клуба стремятся как можно лучше подготовиться к предстоящим соревнованиям автомоделистов четырех городов — Москвы, Ленинграда, Риги и Харькова. ОКТЯБРЕ прошлого года в 136-й школе Ленинского района Харькова по инициативе члена бюро секции автомоделизма при автомотоклубе ДОСААФФ . А. Фоменко был создан кружок юных автомоделистов. Кружковцы регулярно (два раза в неделю) собираются в своей школьной мастерской и под руководством т. Фоменко строят модели автомобилей. Начали с самого простого и необходимого. Ребята учились правильно обращаться с инструментом, обрабатывать дерево, копировать на бумаге чертежи деталей простейшей контурной модели. Руководитель добивался, чтобы каждый кружковец приобрел твердые навыки в работе, научился тщательно отделывать простейшие детали. Большое удовлетворение и радость испытали ребята, когда, наконец, были готовы первые четыре контурные мод ели — плод коллективного труда восемнадцати моделистов. Затем преподаватель ознакомил кружковцев с чертежами модели автомобиля ГАЗ-51 (с резиновым двигателем). Он предложил каждому скопировать рисунки деталей модели. Ребята с интересом взялись за дело. Когда эта работа была закончена, стали вырезать отдельные детали из дерева. Сейчас кружковцы построили уже несколько таких моделей. А планы у ребят обширные. Часть из них намеревается строить модели гоночных автомобилей. Другие мечтают о создании микролитражного автомобиля и т. д. Эти планы вполне реальны. Осуществить их помогут школьникам шефы — рабочие соседнего механического завода. Они оборудовали для школы новые мастерские и автомобильный класс. Весной в Харькове предполагают провести первую городскую выставку работ автомоделистов. И членам автомодельного кружка 136-й школы будет что показать на ней.Частыми посетителями лаборатории являются и моделисты более старшего возраста. В большинстве это молодые рабочие харьковских машиностроительных заводов. Слесарь Виталий Енин, например, занят созданием модели гоночного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Строительство такой же модели завершает и Евгений Ляшенко, но его конструкция отличается рядом особенностей. Анатолия Гордиенко, токаря по металлу, и Юрия Калиновского, контролера ОТК, привлекла идея создания аэромобиля. Они посвящают этому значительную часть свободного времени. Не отстает от них и сам руководитель лаборатории т. Булыгин, который трудится над разработкой конструкций новых автомоделей. Однако не все в лаборатории идет гладко. Начав свою деятельность лишь в прошлом году, она на первых порах испытывала и продолжает испытывать немало трудностей. Для моделей необходимы многие детали в частности, такие, производство которых следовало бы наладить на наших заводах. Так, предприятия нашей промышленности могли бы поставлять в торговую сеть крепежный материал — мелкие болты, гайки, заклепки и т. п., необходимые моделистам отходы дюраля, алюминия, плексигласа, целлулоида, фанеры, а также изготовлять цилиндрические и конические шестерни (с передаточными отношениями 1:1, 1:2, 1:3, 1:1,5), хотя бы двух модулей — 0,5 и 0,7. Но пока в продаже их нет. Моделисты решили кое-что сделать своими силами. В лаборатории были изготовлены специальные прессформы и применен технологический процесс изготовления шин из сырой резины. Налажено здесь также производство дисков и декоративных колпачков для колес автомоделей. Большую помощь моделистам призвана оказать и Центральная лаборатория автомоделизма ДОСААФ , находящаяся в Москве. Ей поручено,ВИнж. Н. Куняев.г. Горький. 2 «За рулем» № 2П. Котов.