Ло следам наших выступленийОБ АВТОМОБИЛЯХ—ДЕТЯМ> | ЗДАТЕЛЬСТВО детской литературы • • начало нужное дело: в 1956 г. выпущ ены две книги об автомобиле — «Из ворот выходитгрузовик » А. Дорохова и «Наш гараж » Л . Гальперштейна и П. Хлебникова. Книга А. Дорохова — у влекательный рассказ о производстве автомобилей на автозаводе имени Лихачева, н аписанныйхорошимязыком ; о живляюткнигу илл юстрации , в том числе цветные. В кни ­ ге «Наш гараж » т акже дан очерк производства автомобилей, но более краткий. Заранее оговоримся , что мы не при ­ соединяемся к тем критикам , которые могут упрекнуть авторов в отдельных преувеличениях или вымыслах , в неполном освещении «проблемы» и т. д. К нигихорошие , сделаны они любовно. Появятся другиекниги , и недосказанное будет сказано ! Но вот какие вопросы возник алиу нас признаком ­ стве сужевышедшими . На накого читателя они рассчитаны? Судя по аннотациям , п ервая — — i'..».t.^'— на детей младшего и среднего возраста, вторая — на учащихся начальной школы . Описание автозавода дано в йЯИШ§Ь: обеих книгах , по существу, одинаково. Те жепримеры , те жеобразы : например, литейные формы в одном случае Чъ сравниваются с пирож%*£?*"•'* ками, в другом — с куличиками из песка , а : \ ЩЩ«Ш главный конвейер — со сказочным волшебником ис волшебной шкатулкой фокусника . Встречаются и вовсе одинаковые выражения. Однано, несмотря на наличие «сказочн ых » приемов, к ниги скорее подходят для читателей среднего идажестаршего возраста. А вторы употребляют много технических выражений, конспективно — и поэтому не всегда понятно — о писы ­ вают сложные процессы. Таким образом, маленькие и самые маленькие читатели опять остались без Чниги об автомобиле. Еще вопрос. Д опустимы ли вкнигах , н аписанных для детей, о тклонения от технической точности? М ожно ли сообщать юным читателям неверные факт ическиеитехнические сведения, хотя бы ради кажущегосяповышения худож ественных начеств книги ? Т акихотклоненийи неточностей не-«ПЯТНА НА... СОЛНЕЧНОЙ ТРАССЕ»ИЮ.Долматовскиймало вкниге А. Дорохова. Вот некоторые из них . К абины ЗИЛ-150, нак известно, с вариваются , в основном, точечной сваркой , а не дуговой , к ак пишет автор. Вероятно, читателям было бы интересно узнать , к удаи зачем идут от автозавода железнодорожные составы с автомобилями без кузовов . Вместо правильного ответа на этот вопрос — на кузовные заводы — сообщается, что на автозаводе делают и кузова и фург оныи даже пожарные автомобили, что, к онечно , не верно. Удачная идея обл ожкинарушенарисунком автомобиля, движущегося навстречу направлению движения конвейера. И так далее. Нам кажется , что такиеотклонения от технической точности также недопус тимыв детской книге , к акив любой другой. В детской книге важное место при ­ надлежит иллюстрациям . Значительная часть приведенныхв обеих книгах илл юстраций не удовлетворит читателя любого возраста — р исунки сделаны слишком общо ис некоторой нарочитой небрежностью . Почему автомобили рисуют менее красивыми , чем они есть в действительности? Почему уних на рисунках угловатые колеса, щербатые доски платформы, подслеповатые окна , т усклые кузова? Мы не за натурализм , но следует требовать от художников , чтобы они не уродовали автомобили. Ведь какую радость доставил бы мал ышам атлас, даже без текста , но заполненный хорошо выполненными рис унками автомобилей! Необходима дальнейшая серьезная работа над детскимикнигами об автомобиле.ш•шш1 >НУЖНАЯU ВТОМОДЕЛИРОВАНИЕ имеет боль* • шое практическое значение, особенно для молодежи, п оскольку оно развивает конструкторскую мысль, помогает освоить приемыстолярных , слесарных идругих работ и изучить устройство автомобиля. Поэтому многие с интересом прочтутброшюру «Как сделать простую модель автомобиля» *, в которой работники Центральной лаборатории автомобильного моделизма ЦК ДОСААФ А. К азанскийи 3. Псахис дают много полезных советов начинающ им моделистам. А вторызнакомятс оборудованием рабочего места автомоделиста, правилами пользования необход имыминструментом , а также основ* «Библиотека юного Изд. ДОСААФ, 1956. конструктора».БРОШЮРАн ыми приемами изготовления деталей простейших автомобильных моделей. Однако вброшюре имеется чяд неп равильных , на наш взгляд, рекоменд аций . Н апример , авторы рекомендуют при проведении соревнований моделей по кругуукреплять их кордом (нитью) к тяжести (приспособлению) весом 1,5 — 2 кг . К ак показала практика , т акая тяжесть не может удержать модель весом 0,5 — 0,7 кгв момент ее движе ­ н ия . Противовес должен быть значи ­ тельно большим , около 50 кг . На стр . 23 неточно дано указание по определению центра тяжести автомобильной модели. И все жеброшюра , несмотря на имеющиесяв ней спорные места и нет очности , является полезным инужным пособием для автомобильныхнружков .I ОД ТАКИМ заголовком в журнале •• «За рулем» (№ 7 за 1956 г.) было опубликовано фотообозрение Е. Дона и Ю. Клеманова, п роехавших незадолго до окончаниятуристского сезона по маг истрали Москва — Ялта иотметивших некоторые недостатки вобслуживании владельцев автомобилей. Редакцией получены сообщения от ряда ведомств и учреждений, что факты , приведенные в фотообозрении, соответствуют действительности; в настоящее время принимаются меры ктому , чтобы значительно улучшить обс луживаниетуристов на трассе. Член коллегии Министерства коммунального хозяйства УССР Г. Милаенко доводит до сведения редакции , что в исполком Харьковскогогородского Совета депутатов трудящихся внесено предложение оснижении тарифов за стоянку автомобилей в областном Доме колхозника. Председатель Обояньского городского Совета депутатов трудящихсяФ . А. Тат аринов сообщает, что директору городс койгостиницы т. Кривоносову указано на нечуткое отношение к запросам кли ­ ентов, а вопрос оснижении цен за стоянку автомобилей во дворе гостин ицы будет рассмотрен исполкомом городского Совета. Фотообозрение обсуждалось также на общем собрании рабочих ислужащихгостиницы «Белгород». Как сообщает директоргостиницы т. Северинов, на швейцара П. Худасова за его незаконные действия наложено административ ­ ное взыскание . А дминистратор гостин ицыЛ . Д ьяченко уволена. В целях улучшенияобслуживания авт отуристоввкурортный сезон 1957 г. проводится ряд работ по благоустройс твуирасширениюАлуштинского пансионата, п ишетв своем письме в редакцию управляющий Укркурортторга П. К остин . К 1июня 1957 г. столовая пансионата будет переоборудована и переведена на ускоренный метод обслуживания. К акявствует из письмазам . управляю щего трестом буфетов и ресторанов Московско-Курско-Донбасской ж. д. П. Ш уваловой , намечены мероприятия по улучшению работы ресторана при автомобильной гостиницегор . М ценска . Однако т. Шувалова не указывает конкретно, о каких мероприятиях идет речь; в частности , остается неизвестным, будет ли запрещена продажа спиртныхнапитковв ресторане, предназначенном в основном для обслужи ­ вания автомобилистов. Получен ответ и от управляющегоКурским облавтотрестом М. П риходько , который признает , что обслуживание автотуристов на участке магистрали, проходящем по Курской области, было организовано плохо инедостатки , отмеченные в фотообозрении, действительно имели место. Трестом намечены мероприятия по приведениюв порядок расположенных на магистрали помещений общественного пользования; установлен порядок продажи бензина только владельцам автомобилей, е дущих по трассе; перед Министерством автомобильного транспорта поставлен вопрос об увеличении фонда на бензин . К сожалению , от Министерства автомобильного транспорта РСФСР до сих пор никакогоотклика на фотообозрение «Пятна на... солнечной трассе» не пос тупило . В частности , нет ответа и от заместителя министра А. Н. К уршева , чьим приказом автомобильная гостиница в Мценске необоснованно отнесена кгостиницам 1-го разряда с установлением соответствующих цен на пользование койкамии номерами.п22