И, наконец, остальными членами экипажа являются авторы этих строк — Корреспонденты, в задачу которых входит объективное изложение своих впечатлений от поездки и наблюдений за «поведением» машины в пути. ЭТО СЛУЧАЕТСЯ НАСТО, ИТАК, по местам! Первое, что сразу обращает на себя внимание, — удобство посадки в новой машине. По сравнению со старым «Москвичом» сидеть здесь как на переднем, так и на заднем сиденьях гораздо просторнее. Хорошо размещаются ноги, очень кстати сделаны подлокотники. Все это производит хорошее впечатление и настраивает на добрый лад. Включаем зажигание, нажимаем на педаль стартера — двигатель заводится «с полоборота»! — легко устанавливаем рычаг переключения передач, удобно расположенный на рулевой колонке, и, плавно отпуская педаль сцепления, даем — с некоторым трепетом душевным! — газ. Отлично! Машина мягко трогается с места, легко набирает скорость при переключениях, чутко слушается руля. Едем! Без приключений миновали несколько улиц Москвы. И вдруг, незадолго до того, как выехать за черту города, замечаем некоторые странности. В чем дело? Отпускаем педаль акселератора, а газ... не сбрасывается. Да и переключение передач затруднено, слышен какой-то шум. Пробуем еще раз — все в порядке. Но через некоторое время — та же история. Смотрим вопросительно на Владельца. Он мрачно кивает: — Да, это случается часто... Подъезжаем к тротуару, останавливаемся и производим осмотр машины. Оказывается, тяга педали акселератора сильно прижимается к тяге включения передач. При включенной второй передаче трудно переместить тягу акселератора. Попытки выгнуть тяги не увенчиваются успехом, — невозможно добраться к их пересечению. Поэтому идем на полумеры: чтобы уменьшить трение, обливаем соединение снаружи жидким маслом. Первый дефект. Но мы не склонны пока фиксировать его в записной книжке ис прежним хорошим настроением садимся за руль. А ЕЩЕ КЛАНЯЕМСЯ. ВСКОРЕ перед нами открываются асфальтовые просторы шоссе Москва — Минск. А кого из автомобилистов не взволнует радостно такая картина, у кого нога сама не прижмется чуть сильнее к педали акселератора? Нужно ли говорить, что на этой прекрасной магистрали, где обычно проводятся скоростные соревнования автомобилей, и нам тоже захотелось проехаться с «ветерком», попробовать машину на скоростном режиме. Условия этому благоприятствуют. Погода прекрасная, шоссе сухое, встречное движение незначительное, и мыГОД НАЗАД с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей сошли первые «Москвичи» модели 402. С тех пор редакция получила множество писем читателей, интересующихся различными вопросами конструкции и, особенно, эксплуатации новой машины. Чтобы иметь возможность дать на них исчерпывающие ответы, мы предприняли несколько дальних и блиокних поездок на обычном серийном «Москвиче», любезно предоставленном в распоряжение редакции одним из автолюбителей. Ниже публикуется репортаж о первой из таких поездок. РАННИМ прохладным утром у подъезда редакции остановилась серая малолитражка и из кабины ее вышел человек. На лице его была написана целая гамма сложных переживаний. Решительно сдвинутые брови свидетельствовали о готовности идти на любые жертвы ради высокой цели, но в глазах можно было прочесть и заботу, и тревогу, и то не достаточно еще отраженное в художественной литературе чувство, которое, по нашим наблюдениям, свойственно только автомобилистам, отдающим свою машину в чужие руки. Бросив последний придирчивый взгляд на родного «Москвича», он не без некоторой торжественности протянул нам ключи и глухо произнес: — Вот... МАШИНА И ЕЕ ЭКИПАЖ НО ПРЕЖДЕ чем отправиться в путь, необходимо представить читателям всех участников задуманной поездки. Главным участником, безусловно, следует считать автомобиль «Москвич» под номером ЭИ 16-68, сошедший с конвейера завода 14 июня 1956 года. Несмотря с на свой юный возраст, он имеет уже довольно солидный пробег и полную драматических эпизодов биографию. Так, 28 июня в заводской газете «За советскую малолитражку» был помещен фельетон «26 и одна», названный так по количеству рекламаций, предъявленных заводу в результате первых 10 дней эксплуатации этого автомобиля. 3 августа в той же газете напечатана еще одна статья, после чего автомобиль был доставлен в Бюро рекламаций завода, где все выявленные дефекты были устранены. Таким образом, мы предполагаем совершить поездку на заведомо исправном автомобиле, обкатанном по всем правилам и проверенном в Бюро рекламаций. Другим активно действующим лицом нашего повествования является описанный выше человек, которого для краткости мы назовем емким словом Владелец. Это довольно опытный турист, без особых забот владевший в течение 6 лет «Москвичом» старого образца.8 отдаемся пленительному чувству нарастающей скорости. Но что это? Автомобиль, который начал было так интенсивно разгоняться, вдруг как бы замер на мгновение и затем резко «прыгнул» вперед. От неожиданности мы все делаем своеобразный коллективный поклон. Очевидно, какая-то случайность? Притормаживаем машину и пытаемся снова разгоняться. Опять то же самое. Владелец саркастически улыбается: — Это наблюдается почти у всех новых «Москвичей». На них устанавливается карбюратор Ленинградского завода. А завод все еще «доводит» конструкцию до совершенства. — Как это «доводит»?.. Ведь машина выпускается, поступает в продажу. — Конечно!.. И ленинградские конструкторы вот уже несколько месяцев сидят на московском заводе. Я сам их видел в экспериментальном цехе. — Что же они там делают? — Очевидно, замаливают свои грехи. Но поклоны за них приходится отбивать водителям, потому что при разгоне автомобиля неожиданно возникают перебои в подаче топлива. Однако надо ехать дальше. Едем и кланяемся. Кланяемся низко: главному инженеру Ленкарза И. В. Орлову, главному конструктору МЗМА А. Ф . Андронову, бьем челом и Министерству автомобильной промышленности.какие преимущества дает четмрехступенчатая коробка передач. Говорим ио том, что радиоприемник удорожает стоимость машины; его, пожалуй, надо. ставить лишь по заказу покупателя, а не в пормдке «принудительного ассортимента»...слишком большое счастье. А счастливые, как известно, часов не наблюдают...ВНИМАНИЕ!.., ТОРМОЗА! И ВСЕ-ТАКИ нельзя не отметить еще раз, что наша малолитражка хорошо «держит» дорогу. Легко и уверенно чувствуешь себя за рулем, когда машина такая «веселая» и в то же время такая устойчивая. А ведь с первого взгляда новый «Москвич» кажется немного «тонконогим» и более предрасположенным к опрокидыванию, чем, скаж ем , приземистая «Победа». Вот разве только немного неприятно, что на высоких скоростях руль чутьчуть заводит вправо, если даже едешь строго по осевой. От этого начинают уставать руки, появляется ощущение некоторого напряжения. Впрочем, при движении со скоростями менее 80 км в час увод автомобиля в сторону почти незаметен. Но, пожалуй, хватит «резвиться», пора переходить на нормальный режим. Снижаем скорость, а затем и останавливаем машину. Странная, непривычная тишина разлита в воздухе. Теплый ветерок ласково обдувает наши лица. И все мы невольно смолкли, залюбовавшись чудесными пейзажами Смоленщины. До чего же красивы тут места, как изумительно подчеркивают ложбинки и холмы всю непередаваемую прелесть уходящей вдаль перспективы! Просто не хочется отсюда уезжать! Однако впереди еще долгий путь. Осматриваем машину и вдруг с удивлением замечаем, что покрышка и диск заднего правого колеса залиты потёками густой черной смазки — нигрола. V Опять! — грустно — вздыхает Владелец. Мы интересуемся, почему «опять?». Оказывается, сальник полуоси не держит смазку. Дефект этот был замечен еще в первые дни эксплуатации автомобиля, и уже тогда было сделано заявление в бюро обслуживания завода. Сальник заменили, но, к сожалению, все осталось по-прежнему. И беда не только в том, что смазка вытекает, а в том, что попутно замасливается тормоз. Надо проверить двигателе... уровень масла ак отор bi и.ЧАС •;ЧТО ХОРОШО, ТОХОРОШО,;НАКОНЕЦ, автомобиль все же набирает скорость. Стрелка спидометра показывает 60, 70, 80, 90 км в час и вот подходит к цифре 100. Летят навстречу километровые столбы. Хорошо!.. Невольно вспоминаешь Гоголя: «И какой же русский не любит быстрой езды?.. Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное?». Но в то же время внимательно следим за поведением машины. Ведь на старом «Москвиче» уже при скорости 70—80 км/час начиналась вибрация, а на максимальной скорости он обычно терял устойчивость; как говорят, «козлил». А как ведет себя на таком режиме новая модель? Вот стрелка спидометра приблизилась к цифре 105. Это максимальная скорость, указанная в технической характеристике автомобиля. Но мы до отказа отжимаем педаль акселератора и... стрелка отклоняется еще более вправо. 108, 109 и, наконец 110 км в час! Улыбаясь, смотрим друг на друга. Самое придирчивое наблюдение не показывает никаких следов вибрации и тряски. Десятки километров подряд проносимся мы на этой скорости, и автомобиль устойчиво держит заданный режим. А местами, при езде под уклон, скорость поднимается еще выше. Разгоряченные быстрой ездой, оживленно обмениваемся мнениями о ходовых качествах машины. Впрочем, вскоре разговор принимает более спокойный и общий характер. На какие темы? Ну разумеется, о том, что будет, когда на «Москвич» установят новый верхнеклапанный двигатель; о том,ВПРОЧЕМ, один из нас с этим не соглашается: — Если так рассуждать, то мы никогда не будем выпускать хороших автомобилей. Кому-нибудь излишним покажется приемник, другим — переключение передач на колонке, а третий, того гляди, и против гидравлического привода тормозов выскажется. Ведь ездили же раньше с механическим! — Но почему бы тогда, — говорит Владелец, — не «оборудовать» малолитражный автомобиль текинскими коврами или, скажем, патефоном с пластинками? Ни то, ни другое, — категорически заявляет он, — не является автомобильными деталями, так же как и радиоприемник! Вдруг, словно вмешавшись в наш спор, заговорил сам приемник. Вернее, он красноречиво замолчал, так как мы уже отъехали от Москвы километров на двести, а это — своеобразный предел его «дальнобойности». Следует сказать, что и при работе вблизи радиостанции чистота приема оставляла желать лучшего: слишком чувствовался «фон». А при пользовании регулятором громкости возникали хрипы и треск. И мы выключили приемник, дабы не влиять на ход нашей дискуссии посторонними шумами. За разговорами незаметно летит время. Вдруг кто-то из нас спросил: — Интересно, который час? И тут-то оказалось, что единственные часы находятся у водителя в кармане брюк, поверх которых надет комбинезон; извлечь эти часы, сидя за рулем, не так-то просто. По привычке мы бросили взгляд на щиток приборов нашего «Москвича», но увидели... пластмассовую пепельницу. — Гм... А часов, значит, в машине нет? — Не ставят, — лаконично ответил Владелец. Очевидно, на Московском заводе малолитражных автомобилей считают, что обладание новым «Москвичом» — — Эге, значит надо быть очень осторожным. Давайте-ка как следует проверим тормоза! Снова выезжаем на асфальтовую магистраль, разгоняем машину, оглядываемся вокруг и, убедившись, что дорога свободна, выжимаем педаль сцепления, резко тормозим... Так и есть! Автомобиль уводит в левую сторону; значит, правый тормоз держит слабее. Выходим и осматриваем следы торможения. Полное подтверждение: следы от передних и от заднего левого колеса представляют собой жирные смазанные линии, а вот правое заднее колесо, видимо, не скользило по асфальту и оставило лишь едва заметный отпечаток.^МАЛЕНЬКАЯ ОДА СТАРОМУ «МОСКВИЧУ» НУ ЧТО Ж, учтем это. Тем более, что и спешить особенно не хочется: по обе стороны шоссе открываются все новые и новые красоты, а у нашего «Москвича», благодаря выпуклому ветровому стеклу и удачной конструкции передней стойки, прекрасная обзорность. Что и говорить, в этом отношении он несомненно превосходит -не только старого «Москвича», но и -«Победу» и даже ЗИМ. Вдруг наше внимание привлек неожиданный звук: совершенно явственно «чихнул» карбюратор. Затем еще и еще. Неужели кончился бензин в баке? Смотрим на спидометр — судя по нему, мы проехали всего 312 км . А указатель уровня бензина недвусмысленно стоит на нуле. Что-то расход бензина великоват, надо проверить... Едем с «простудившимся» карбюратором до тех пор, пока работавший с перебоями двигатель окончательно не заглох. Машина покатилась вперед по инерции. Вот теперь можно заливать «контрольный» бензин. Остановившись у обочины, заправляем в бак почти две Что там все времядребезжит внизу?канистры (он ведь вмещает 35 литров) и фиксируем показания счетчика километров. Посмотрим, сколько мы теперь проедем до следующей заправки. — Да, «старичок» мой был куда экономичнее! — мечтательно говорит Владелец, откинувшись на заднем сиденье. — Бывало... Тут последовал такой взволнованнолирический монолог-воспоминание, что, боясь погрешить против точности, мы просто не беремся его здесь воспроизводить. Это было нечто среднее между одой и надгробной эпитафией старому «Москвичу», который много лет верой и правдой прослужил нашему Владельцу. И где только не ездил он на своей машине, какие только трудности не преодолевал, — бравый «Москвич-401» ни разу не подвел. Однажды, во время путешествия по Кавказу, был поставлен своеобразный «рекорд» исправности — за 36 дней не пришлось даже открыть капот двигателя для устранения какихлибо неполадок. И хотя хранился сей чудо-автомобиль в самом примитивном гараже, он всегда выглядел нарядно и сверкал хромировкой — даже не верилось, что за плечами у него (за крыльями, вероятно?) столь большой трудовой стаж. Мы слушали этот рассказ, как зачарованные, изредка поглядывая на протертую уже ручкой окна обивку левой передней дверки нового «Москвича» или на отставшую от Торпедо пластмассовую панель щитка приборов. Но, видимо, и «Москвича» нашего проняла похвала по адресу его предшественника, — во всяком случае, он долгое время не давал нам больше никаких поводов для недовольства. И мы не заметили, как проехали оставшуюся часть пути до Минска. Поскольку на этом заканчивалась половина нашего пути, подводим первые итоги. За 9 часов езды, учитывая остановки, мы проехали 701 км . Средняя скорость движения, следовательно, равняется 78—79 км/час. Не плохо! На старом «Москвиче», пожалуй, мы плелись бы часа на полтора дольше. Но....не бестактны ли будут такие подсчеты после только что прослушанной оды?все за надраенными и поблескивающими краской и хромом внешними стенками кузова. — Пустим пыль в глаза минским госавтоинспекторам! • задорно говорит кто-то из нас, не отдавая себе отчета во всей печальной двусмысленности такой шутки. С этой целью осматриваем местность и замечаем, наконец, невдалеке озерко с чистой водой. Свернуть с шоссе, подъехать к озерку и, набрав воды в ведерко, произвести необходимые моечные операц ии — дело, конечно, не долгое. Но увы! и не слишком эффективное: когда смыли грязь с облицовки радиатора, задних фонарей, буферов и декоративных колпаков колес, то оказалось, что они покрыты большими раковинами и ярко-рыжими пятнами застаревшей ржавчины. По утверждению Владельца, все хромированные части нового «Москвича» начали ржаветь в первые же дни эксплуатации.ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОДНАКО будем справедливы: поездка к озерку доставила нам не только огорчения, но и неожиданную радость. Дело в том, что дороги туда фактически не было, и мы уже приготовились к изрядной тряске. Каково же было наше «приятное разочарование», когда, съехав с шоссе, мы почти не почувствовали никакой разницы в езде! Подвеска нового «Москвича» заслуживает самых больших похвал. В этом мы могли убедиться и еще много раз, когда ездили в окрестностях Минска по самым различным дорогам. Автомобиль плавно шел с достаточно высокой скоростью там, где старого «Москвича» обычно начинало сильно «потряхивать». В новой машине чувствуешь себя отлично, не испытывая никакой тряски. Хорошо и надежно работают амортизаторы! Правда, при езде по разбитому булыжнику, например, сказываются еще недоработки в конструкции ив технологии изготовления кузова — он скрипит и дребезжит, как детская погремушка. Но подвеска колес, повторяем, сделана отлично, и немало еще шоферов и любителей помянут, наверное, добрым словом ее конструктора. Мы сообщаем это отнюдь не для того, чтобы (с помощью подвески!) смягчить (так сказать, «самортизировать») неприятное впечатление от сказанного выше. Что таить, нам пришлось обнаружить и еще целый ряд дефектов в конструкции и технологии изготовления нового «Москвича». На обратном пути мы мокли в кузове во время сильного дождя (это похуже пыли!); мучились со стеклоочистителями, резиновые щетки которых плохо выполняют свои функции, а поводок троса устроен крайне неудачно; меняли колесо с помощью очень «ленивого» домкрата и т. д. и т. п. Но обо всем этом (так же , как ио других достоинствах новой машины, выявленных в нашем путешествии) будет рассказано в следующем репортаже.ПЫЛЬЯ5ИПГАЗА' ПЕРЕД въездом в столицу Белоруссии необходимо привести в порядок себя и автомобиль, это само собой разумеется. Но выйдя из машины, мы обнаружили, что наш туалет будет представлять собой весьма трудоемкую операцию — костюмы и комбинезоны так потемнели, а все сиденья и обивка в кузове покрыты таким толстым слоем дорожной пыли, что, естественно, возникла мысль: а не лучше ли вместо радиоприемника устанавливать на новый «Москвич» пылесос? Автомобиль отличается на редкость плохой герметичностью. Резиновые уплотнения задних дверок, например, совершенно не выполняют своей задачи — у верхних кромок дверей оказались такие щели, что, находясь на заднем сиденье, видишь сквозь них широкие полосы света. Ну, что ж поделаешь, почистим машину хоть снаружи; попробуем скрыть10