Фельетон А.Кафановатем свое веское слово должен был сказать районный архитектор. Но и это не все. Оказывается, вопрос о строительстве гаражей рассматривает еще и райжилуправление, а уж после всего выносит специльное постановление райисполком. И будет ли этим постановлением разрешено строительство гаража — еще не известно. Во всяком случае, Иван Иванович пока его не получил... В этой неравной борьбе товарищ К. действует в одиночку. А вот жители дома № 16 по улице Качалова применили другую тактику. В этом доме живет тридцать автолюбителей, тридцать великомучеников, каждый из которых имеет за плечами многолетний тернистый путь безгаражного хранения машин. Сколько им пришлось пережить, наблюдая из года в год, как под открытым небом медленно разрушаются их собственные автомобили! То окажется, что с чьей-либо машины, превратив ее в импровизированную снежную горку, катаются на санках дети; то пропадут колпаки колес или бамперы (не станешь же их отвинчивать на ночь!). А машину врача Дегтярева резвящиеся мальчишки превратили в своеобразную «крепость», которую брали неоднократно штурмом. Еще счастье, что предшествовавшая атаке артиллерийская подготовка велась снежками, а не камнями... И вот жители-автолюбители решили объединиться. О, они действовали умело! Прежде всего они подыскали место для коллективного гаража — давно пустующий участок. Затем заранее обзавелись соответствующими заключениями санитарных, пожарных и прочих инспекторов. Затем — вот что значит дальновидность!—составили не только проект гаража, но даже и проект озеленения прилегающей к нему территории. Наконец, они почти наизусть выучили постановление Совета Министров СССР за № 4183 от 8 ноября 1948 года, обязавшее исполкомы, в том числе районные, организовывать «в соответствии с потребностью небольшие гаражи-стоянки для легковых автомобилей индивидуальных владельцев», а также разрешать тем же лицам «строительство гаражей (мест хранения) во дворах жилых домов». И вот, можно сказать, во всеоружии, предусмотрев, казалось бы, все мелочи, подали заявление с просьбой разрешить строительство гаража. Было это — о чем свидетельствуют докуНЕТ, я решительно не прослыву оригиналом, если скажу, что лучше иметь собственный автомобиль, чем не иметь такового. Как много удобств и удовольствия доставляет он своему владельцу! Утром, к примеру, в без четверти девять вы неторопливо нажимаете на стартер и — ни тебе остановок через каждые три-четыре сотни метров, ни тебе «граждане, проходите вперед!» — ровно к началу работы появляетесь перед очами начальства. После работы, прежде чем отправиться домой, запросто можно побывать у приятеля или, что еще лучше, махнуть за город. А во время отпуска... Наметив по карте увлекательный маршрут, наполнив бензином бак и запасные канистры, оставив на целый месяц (надо же кому-нибудь сторожить квартиру!) тещу, устремляется счастливый владелец машины на юг, туда, «где море вечно плещет»... Хорошо! Следует, однако, заметить, что не все, как говорится, бывает коту масленица...* * *Иван Иванович К. не так давно приобрел автомобиль. Скажем прямо, повезло человеку. При доме, где он живет, есть большой двор, а в углу двора есть небольшая площадка, ограниченная с двух сторон глухим забором. Дети здесь не играют, зеленые насаждения не прививаются. Короче, удачнее стоянки для машины и не придумаешь. Так что Иван Иванович был в восторге. К тому же и управдом его все лето не беспокоил. Но вот во двор дома, где живет Иван Иванович, пришла зима. А подобная смена времен года наталкивает автолюбителей на мысль о гараже. И, порывшись в «кубышке-сберкнижке», изрядно исхудавшей к концу сезона, Иван Иванович купил новенький металлический гараж. Через день после того, как это отнюдь не величественное сооружение было воздвигнуто на месте бывшей «открытой стоянки», в квартиру постучал домоуправ: — Так что гаражик придется убрать. — Почему? — Не положено. — Но у меня же там все время стояла машина! — Машина-то пускай стоит. А вот на гаражик надо разрешение иметь. — Хорошо! Я завтра же получу его! Наивный человек, этот Иван Иванович! Он даже не представлял себе, на что обрекает себя! Сколько с того дня исписал он бумаги на различные заявления, сколько потратил времени на хождения по инстанциям! Вначале пришлось добиваться согласия домоуправления к комиссии содействия при домоуправлении, потом получить согласие санитарной комиссии и пожарной инспекции. Потребовалось также представить проект гаража. Зам енты — в 1953 (тысяча девятьсот пятьдесят третьем) году! А сейчас?.. До сих пор во дворе дома № 16, что на улице Качалова, по-прежнему стоит под открытым небом тридцать автомашин. И еще один пример среди множества других. В декабре 1955 года был заселен жильцами огромный четырнадцатиэтажный корпус № 18 на Госпитальном валу. К сожалению, в смете, по которой проводилось строительство, не были учтены работы по сооружению гаража для индивидуальных владельцев. Но вскоре эту ошибку исправили. Отвечая на письмо жильцов-автомобилистов, начальник Архитектурно-планировочного управления г. Москвы т. Ловейко сообщил, что выделены ассигнования на строительство 40 боксов для автомобилей. И прошло после этого всего лишь несколько месяцев, как начальник бюро по жилищному строительству № 5 Управления строительства многоэтажных зданий т. Синельников (запомните эту фамилию!) вновь подтвердил это сообщение. Он собственноручно подписал письмо, в котором черным по белому было написано, что строительство начнется в мае 1956 г. Радости автолюбителей не было предела. С замиранием сердца отрывали они листки календарей, высчитывая дни, оставшиеся до назначенного срока. Наконец, наступил май, июнь, июль. В сентябре по адресу Госпитальный вал, 5, корп. 18 прибыло еще одно письмо. В нем сообщалось, что «строительство гаража задерживается до решения вопросов: 1) о переводе стоянки автомашин автобазы № 8; 2) устройства выездной дороги от гаража, т. к. она попадает на территорию стадиона завода «Серп и молот» и меховой фабрики и требует сноса ряда сооружений». Подписано это письмо было (кем бы вы думали?) т. Синельниковым! Да, тем самым Синельниковым, который некоторое время тому назад утверждал нечто обратное, а именно — строительство начнется в мае. Может быть, действительно, за эти несколько месяцев возникли неожиданные препятствия, мешающие осуществить намеченное? Ничуть не бывало. По заявлению архитектора Первомайского района т. Крылова, гаражи и выездная дорога от них не затрагивают территорию автобазы, а тем более расположенные за ней территории стадиона и фабрики. Дело, видимо, в том, что строительство гаражей до сих пор еще считается вопросом второстепенным, необязательным, а потому достаточен любой повод, чтобы устраниться от его решения. И автомобили жильцов по-прежнему остаются без крова... Конечно, я не прослыву оригиналом, если скажу, что иметь собственный автомобиль лучше, чем не иметь его. Но вряд ли меня упрекнет кто-нибудь, если яи не буду утверждать этого.2*7