18
19
* #;*П СОСТАВЕ группы советских тури" стов мне довелось совершить интересную экскурсию по Швеции. Среди экскурсантов, людей различных профессий, было три автотранспортника; и, разумеется, мы трое особое внимание обращали на все, что связано с автомобилями и дорогами. В столицу Швеции — Стокгольм мы прибыли на пароходе. Здесь нас уже ожидал автобус, на котором и было совершено увлекательное путешествие. Этот автобус, предназначенный для дальних рейсов, заслуживает, между прочим, особого упоминания. Он обладает высокими эксплуатационными показателями (низкий расход дизельного топлива, максимальная скорость 100 км/час, запас хода 800 км) и большими Шофер такси за подсчетом выручки. дневнойDудобствами для пассажиров. Внутреннее оборудование автобуса создает все условия для отдыха пассажиров: помимо откидывающихся на 45 градусов кресел, имеются сетки для легкого багажа, вешалки, газовая плита на две комфорки. небольшой холодильник. В потолке — два вентиляционных люка. Установлен также радиоприемник и4 репродуктора с самостоятельными выключателями. Первое, что бросилось в глаза, когда мы оказались в Стокгольме, — множество легковых автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и велосипедов самых различных конструкций, причем преобладали американские, английские, итальянские и французские марки. Естественно, возникла мысль, полностью подтвердившаяся впоследствии, что такая разномарочность и разнотипность парка весьма затрудняют правильную его эксплуатацию. Кроме того, большинство частных автомобилей распылено в мелких хозяйствах, где отсутствует какая-либо система в организации технического обслуживания автомобилей; в частности, не регулярно проводятся профилактический осмотр и ремонт. Разумеется, существуют фирменные станции обслуживания. Но для того, чтобы ими пользоваться, владельцам автомобилей порой приходится совершать лишние ездки, тратить дорогое время. Стокгольм — большой город с интенсивным движением всех видов городсного транспорта. По пути из порта в гостиницу мы проехали по центральным магистралям столицы и единодушно отметили исключительную чистоту улиц и порядок, поддерживаемый в одинаковой мере водителями и пешеходами. Кстати сназать, при посадке в автобус каждому из нас вручили существующие в Швеции правила уличного движения, хотя мы прибыли в Швецию лишь как пассажиры и пешеходы. В этом проявилась не только забота о нас, советских туристах, прибывших в чужуюстрану, но и сама организация пропаганды правил уличного движения среди населения. Видимо, пропаганда эта поставлена широко и приносит свои плоды. Несмотря на высокую плотность транспортных потоков, в Стокгольме сравнительно мало светофоров и регулировщиков. Полицейские регулируют движение транспорта только в часы «пик». Делают они это без жезлов и, если смотреть со стороны, то кажется, произвольными взмахами рук. Обычно полицейские стоят на перекрестках, но зачастую подбегают н месту впадений одной улицы в другую или непосредственно к автомобилям, помогая водителям быстро «рассасывать» пробку. В остальное время суток регулирование осуществляется светофорами-автоматами. Дорожных знаков на улицах и на дорогах тоже немного. У всех светофоров, кроме общепринятых трехцветных сигналов, имеется еще специальный сигнал для пешеходов с надписью, разрешающей им перейти улицу. В некоторых местах дорожные знаки стоят посредине проезжей части или на самом краю тротуара. Шоферы общественного транспорта очень точны и пунктуальны в исполнении своих обязанностей. Зжбегая несколько вперед, скажу, что нам однажды пришлось стать даже жертвами этой пунктуальности. Дело было на острове Готланде — «Жемчужине Балтики», как его называют, поскольку это самое солнечное место во всей Швеции. Нас доставили сюда на самолете. По словам представителей туристской фирмы и корреспондентов, мы были первыми русскими, посетившими остров за последние 40 лет. После интересных прогулок и встреч мы, естественно, устали и по-18 '••Л:..-...V,.^(я Ш• . • . ^ ; : : ; : : - : - : ; : ; : : ' ' ? , . - : " , . " - : : ' - ' . ; : : • • : • ; • • •;.::.•• ••...••, : : : : ::':..••<.:•.•...:•мщ"~°"~-^ЩЩэтому немного задержались за ужином. Каково же было наше удивление, ногда, выйдя из ресторана с опозданием всего лишь на 8 — 10 минут, мы узнали, что заказанный для нас автобус (отнюдь не рейсовый!) уже... ушел. Водитель автобуса, как нам сообщил швейцар, прибыв своевременно н подъезду, ждал нас ровно пять минут, а затем укатил в гараж. Пришлось вызывать такси. Но вернемся к нашим стокгольмским впечатлениям. Здесь интересно отметить еще одну характерную черту в пестрой уличной картине города — обилие не тольно разнотипных автомобилей, но и различного рода микролитражных машин, начиная от трехколесных западногерманских «воробьев» (типа «Шпатц») или популярной итальянской «Изетты» с задней осью без дифференциала и кончая вполне «нормальными» четырехколесными автомобилями типа «Гоггомобиль», «Фиат-600» и др. Являясь промежуточным звеном между малолитражным автомобилем и мотоциклом, они обеспечивают несравненно больший комфорт и защиту пассажиров от климатических воздействий, чем мотоцикл, и в то же время более дешевы и экономичны в эксплуатации по сравнению с автомобилем. Поэтому «малютки» пользуются у шведов широкой популярностью. Как только на улице появляется какая-нибудь новая модель микролитражного автомобиля, его тотчас обступает толпа, и счастливый владелец вынужден иногда часами отвечать на многочисленные вопросы. Впрочем, фирмы, торгующие автомобилями, и сами немало изощряются, рекламируя новинки. Так, например, итальянская фирма «Фиат» на уровне второго этажа своего магазина установила новый малолитражный автомобиль, все контуры которого обведены стеклянными трубками, заполненными неоновым газом; вечером эта «живая реклама», переливаясь разноцветными огнями, привлекает взоры прохожих не менее. чем, скажэм. кричащая реклама американских фильмов. Несмотря на обилие и разнообразие продаваемых автомобилей, цены на них довольно высоки. То же можно сказать и об автомобилях шведсного производства — «Вольво» и «Сааб-93». Последний, между прочим, оставляет очень хорошее впечатление: это малолитражный автомобиль, стоящий по своим техническим показателям на уровне лучших европейских машин того же класса. Бичом для многих владельцев автомобилей является отсутствие гаражей. Машины стоят на центральных улицах, в переулках и на площадях. По существующим в Швеции правилам легковые автомобили должны устанавливаться посредине улицы в два ряда, радиаторами дру- н другу. Однако в самых оживленных местах не всегда можно найти свободную площадку, а там, где стоянки специально обозначены, взимается определенная (и, сравнительно, немалая) плата за каждый час простоя машины. За время пребывания в Швеции мы проезжали города Седертелье, Норчепинг, Линчепинг, Грэнна, Вернаму, Мальме, Гётеборг и другие; любовались водопадами у озера Венерн, видели в небольшом городке Лунде замечательные старинные часы величиной в двухэтажный дом и множество других достопримечательностей. Все это путешествие мы совершили на описанном выше автобусе, о котором у нас остались самые лучшие воспоминания. Проехав на нем более полутора тысяч километров, мы совсем не чувствовали усталости. Последнее обстоятельство в значительной мере следует отнести также за счет качества дорог, которые содержатся по всей Швеции в очень хорошем состоянии и отлично оборудованы. На всех крутых поворотах шоссе, например, установлены столбы с большими выпуклыми зеркалами; водителям хорошо видна часть дороги, находящейся за поворотом, и поэтому, имея достаточный обзор, они едут здесь, почти не снижая скорости. Все участки шоссе, где проводится какой-либо ремонт, огораживаются и обозначаются мигающими лампами типа речных бакенов или маленьких маяков — в ночное время их можно различать за 100 и более метров. Между прочим, ремонт дорог и улиц в городе (проезжей части и тротуаров) проводится весьма организованно, специальными бригадами рабочих, состоящими из 4—6 человек. Однажды мы наблюдали, как ремонтировался небольшой участок улицы длиной 100 —150 метров недалеко от гостиницы, в которой мы остановились. Один рабочий действовал отбойным молотком, второй — тут же собирал камни, землю, песон и укладывал все это в небольшой железный ящик, прикрепленный на специальном кронштейне к грузовику. По мере заполнения ящика, шофер грузовика включал двигатель, поднимал кронштейн и опрокидывал содержимое ящика в кузов. Другие двое-трое рабочих. устраняли различные повреждения дороги, доставая нужный материал из стоящего рядом второго грузовика. Ремонт этого участка дороги, о размерах которого можно судить по приводимой здесь фотографии (снимок сделан из окна гостиницы), был произведен за несколько часов. Вскоре на этой улице полностью возобновилось движение. Проезжая по дорогам страны, мы видели шведов, путешествующих на мотоциклах, мотороллерах и велссипедах. Занятно при этом было наблюдать, что родители возят своих маленьких детей в специальных корзиночках, установленных на переднем или заднем крыле (а иногда даже сразу по две корзинки с обеих сторон крыла). Сплошной потон автомобилей, мотороллеров, мотоциклов и велосипедов сопутствовал нам повсюду, причем невольно обращало на себя внимание, что за рулем многих легковых автомобилей и мотоцинлов сидели и женщины. Как нам сообщили в Стокгольме, по статистическим данным, каждая пятая женщина Швеции умеет управлять автомобилем или мотоциклом. В заключение мне хочется упомянуть об одном немаловажном обстоятельстве: в Швеции принято левостороннее движение. Но Э'о, как раз, относится к тому, что нам там не понравилось. А о том, что не понравилось в гостях, как известно, не принято говорить.Ремонт дорожного полотна на одной из улиц Стокгольма. Фото автора.*%&«,^"i!'-••.^:v-.--J .:s>»;