0
0
0
0
0
0
0
0
Бесплатное приложение к эюурналу „За рулем" Л5 3, 1957 г»СПОРТИВНАЯ АВТОМОДЕЛЬ С ПРЯМОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ НА ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСОЕНТРАЛЬНАЯ лаборатория автомобильного моделизма ДОСААФ СССР сконструировала и изготовила спортивную автомодель с прямой передачей не ведущее колесо. К особенностям конструкции описываемой модели следует отнести следующее: 1. Ведущим колесом является левое заднее колесо, которое насажено непосредственно на носок коленчатого вала двигателя. 2. Рама модели выполнена в виде трубы, обеспечивающей охлаждение двигателя. 3. Кузов модели оригинальной формы выклеивается из бумаги. 4. Крепление корда осуществляется к двум ушкам, размещенным впереди и сзади ведущего колеса. -. Рассмотрим конструкцию и технологию изготовления отдельных механизмов, узлов и деталей модели.ВидспередиВидсбоку1Зак. 72 Кузов моделиКузов модели выклеивается из газетной бумаги, как это было описано в приложении к журналу «За рулем» № 3 за 19S6 год. Деревянная болванка для его изготовления изображена на рис. 1, 2 и3в трех проекциях. На рис. 4 даны контуры шаблонов для проверки точности изготовления кузова.После того, как кузов выклеен и хорошо высушен, е го разрезают на две половинки — верхнюю инижнюю (это показано на чертеже общего вида модели на стр^ 1), После снятия кузова с болванки в обеих его половинках вырезают передние и задние окна, необходимые для потока воздуха, охлаждающего двигатель, и правое окно для притока воздуха в диффузор карбюратора. К роме того, вырезается верхнее окно для монтажа кабины. В переднее иРис. 1.Рис. 2. \W-*Рис. 3. заднее окна, а также в правое окно вставляется металлическая облицовка, выполненная из латуни с хромированной наружной поверхностью (рис. 5). Кабина модели (рис. 6) Изготовляется из листового плексиглаза (оргстекло) толщиной 2мм .Выпрессовка кабины осуществляется в кипятке с пом ощью деревянных пуансонов и матрицы. После выпрессовки кабина тщательно полируется, что восстанавливает прозрачность и чистоту поверхности оргстекла. К нижней половинке кузова приклепывается усиливающая пластина (рис. 7), изготовленная из листового дюральалюминия толщиной 0,8 мм. Для алюминиевых заклепок в пластине и днище кузова просверливаются тринадцать двухмиллиметровых отверстий. В усиливающей пластине имеются также четыре отогнутые лапки с отверстиямиРис. 5.диаметром 3мм . К этим лапкам крепится рама модели. Наконец, в задней части пластины есть отверстие диаметр ом3 мм, через которое проходит винт, крепящий заднее ушко корда. Поскольку заднее ушко закреплено вместе с рамой двигателя к раме модели одним винтом, то получается, что нижняя половина кузова прикреплена к шасси модели (к раме) с помощью четырех трехмиллиметровых винтов.Рама модели Рама модели выполнена в виде трубы. Она состоит из двух половин — верхней и нижней (рис. 8 и 9), изготовленных из листового дюральалюминия толщиной 0,8 мм, двух нижних (рис. 10 и 11) и одной верхней (рис. 12) усиливающих пластин, изготовленных из жести толщиной 0,5 мм .Рис. 6.СО уРис. 8. ———ZSxS'ZZS-Рис. 9. Выгибание верхней и нижней половины рамы осуществляется с помощью деревянной болванки, имеющей соответствующее поперечное сечение. Верхняя и нижняя половинки рамы, после придания им формы, показанной на чертеже, и высверливания отверстий, соединяются заклепками из дюральалюминия сечением 2мм . Одновременно с половинками рамы склепываются верхняя и нижняя усиливающие пластинки.я-вZvРис. 13.Рис. 10. Как видно на чертеже, в верхней и нижней половинках рамы имеются треугольные выступы, которые являются передним ушком для крепления кордовой нити, обеспечивающей движение модели по кругу. Заднее ушко (рис. 13) изготовляется из двухмиллиметрового дюральалюмикия и крепится к раме совместно с подмоторной рамой.щ«*1VvSome ф2•в'V1;dРис. 11.|—/S—4—го—I -25*3-75.—U з3 4W0\~гS=^Рис. 12. Рис. 14. Подмоторная рама Подмоторная рама (рис. 14) предназначена для крепления^ на ней двигателя. В свою очередь она сама крепится к раме модели. Изготовляется рама из двухмиллиметровой листовой латуни. Развертка ее показана на рис. 15.Для удобства регулировки работы мотора игла карбюратора удлиняется и выводится в переднюю часть модели (рис. 17).-250Рис. 17.Передние колеса На рис. 18 показаны детали переднего колеса. Диск ко ­ леса (1) вытачивается из дюральалюминия. По наружной его поверхности делается проточка (2) для насадки на нее резинового бандажа (5). В центральной части просверлено отверстие (4) для плотной посадки 4-мм подшипника. Два сверления (3) служат для выталкивания шпилькой колпака (6). Сборку колеса следует производить в следующей последовательности. Надеть резиновый бандаж на диск колеса. После чего на токарном станке окончательно обработать нар ужную поверхность бандажа под размер d = 71 мм . Д е ­ лают это для того, чтобы не было биения колеса в сбореЗатем впрессовывают в диск шарикоподшипник и насаживают колесо на шип поворотной цапфы так, чтобы внутренняя обойма подшипника плотно села на свое посадочное место. Наконец, гайкой (7) с шайбой (8) закрепляют на шипу поворотной цапфы и вставляют в диск колпак (6). Для демонтажа колеса с внутренней его стороны в отверстия диска вставляются два гвоздя и колпак выталкивается из диска, после чего можно отвернуть гайку и снять колесо.Рис.15.Подмоторная рама крепится к раме модели в трех точках (1) винтами. Мотор крепится к подмоторной раме в четырех точках стандартными болтами. Для придания подмоторной раме большей жесткости она усиливается распорной трубкой (5), насаживаемой на заклепку (6), для чего служит отверстие (3). Четыре отверстия (2) предназначены для креп ­ ления к раме правой задней полуоси.Задняя ось Задняя ось состоит из двух полуосей. При этом роль левой полуоси выполняет коленчатый вал мотора, на носок которого установлено ведущее колесо. Правая же полуось (рис. 16) изготавливается из дюральалюминия и крепится к подмоторной раме с помощью четырех заклепок, вставляемых в отверстия (3). В центральной части оси сверлится 6-мм отверстие, куда на тугую посадку запрессовывается стальной стержень. На выступающей его части (2) устанавливается подшипник колеса и колесо, которое крепится гайкой на нарезной части стержня. В алюминиевой части полуоси делается угловой вырез (4), в который при сборке входит диффузор карбюратора. Мотор и полуось устанавливаются на раме так, чтобы осевые линии коленчатого вала и полуоси совпадали.Рис.18. Задние колесаВсе колеса моделипосвоемунаружному диаметру оди ­ н аковы (71 мм ) . Л евоеже — ведущее — по своей конструк ­ ции не похоже на остальные три колеса (за исключениемнаружного диаметра). На рис. 19 даны детали этого ведущ его колеса. О но состоит из диска (1), выточенного из дю ­ ральалюминия, на наружной поверхности которого имеется проточка (4); в ней укладывается шнур для запуска модели . В диске просверлены шесть отверстий и нарезана резьба. Три отверстия (3) служат для крепления диска, колпака ирезинового бандажа, а три отверстия (2) для крепления диска супорной шайбой, чтобы колесо не проворачивалось на коленчатом валу. Резиновый бандаж (5) вытачивается из листовой резины ; в нем просверливаются три отверстия для болтов крепленияколпакак диску (6), выточенного из дюральалюминия . На модели используется стандартный авиационный мотор МК-12с (2,5 см 3 ). С носка коленчатого вала двигателя снимается гайка, у порная шайба и винт. Остаются бронзоваяко ­ нусная втулка иупорное кольцо. В упорном кольце сверлятся три отверстия и нарезается резьба 1М — 2,6 для винтов, к репящих диск колеса купорному кольцу. Чертежи упор ­ ного кольца ибронзовойконусной втулки даны на рис. 20.VS—fg- 1—ч>/8 — .-jnnfwit.i<sITT8D sySnoSРис,20.П орядок монтажа ведущего колеса на носке коленчатого вала следующий . Д иск колеса винтами крепится купорномукольцу так, чтобы исключить его проворачивание на валу. После этого на диск надевается резиновый бандаж такимобразом , чтобы три отверстия, просверленные внем , совпадали с отверстиями, п росверленнымивдиске . Затем надевается колпак, к оторыйтремя винтами притягивается кдиску , з ажимаярезиновый бандаж. На выступающих из диска концах болтов навертывают контргайки , чтобы предотвратить самоотвинчивание болтов во времядвижениямодели . Следует отметить, что вданном случае будет прямая передача усилия с носка коленчатого вала на ведущее колесои роль маховика выполняет ведущее колесо. Вот почему на наружной поверхности диска колеса сделана круговая выточка для укладкишнура , с помощьюкоторого заводится мотор. Передняя ось Передняя ось (рис. 21) изготавливается из стальной про ­ волоки диаметром 6—7 мм . На концах ее делается резьба (1) для навертывания наконечников (3), а также две проточки (2) д иаметром5мм для крепления оси в кронштейнах. К аж ­ д ыйкронштейн (5) состоит из двух половин — верхней иниж ­ ней, изготовленных из дюральалюминия . Нижняя половина отличается от верхней тем , что в двух ее отверстиях, служ ащих для крепления кронштейна крамемодели , нет резьбы . В каждой половине кронштейна имеется полуцилин-«4. /Off."11/Ofi% \//АxsРис.19. 4отРис. 22.дрическая выточка (4), в которую входит передняя ось. Половины кронштейнов с зажатой между ними Осью привинчиваются к раме модели с помощью двух винтов. Для этого в раме модели по сторонам просверлены по два отверстия диаметром 3мм . На нарезные концы передней оси навинчиваются дюральалюминиевые наконечники (3), после чего концы оси расклепываются. К каждому наконечнику с помощью двух винтов привинчиваются верхний (6) и нижний (7) кронштейны цапф, изготовленные из латуни. В кронштейнах цапфы имеется отверстие (8), в которое вставляется шкворень поворотной цапфы, вследствие чего цапфа может проворачиваться. Передняя ось в сборе показана на рис. 26. Рулевое управление На рис. 22 видны детали фиксируемого рулевого управления. Оно состоит из двух поворотных цапф (2) с запрессованными в них продольными тягами (4), поперечной рулевой тяги (5), стопорной гайки (8) и стопорной планки рулевого управления (9). Поворотная цапфа (2) изготавливается за одно со шквор ­ нем из стали. С помощью выступающих концов шкворня (1) она устанавливается в отверстиях кронштейнов цапфы, у креп ­ ленных на наконечниках передней оси, имея возможность проворачиваться в них. В поворотных цапфах есть сверления (3), в которых нарезана резьба для ввинчивания продольных тяг (4). После ввинчивания концы продольных тяг расклепываются. Продольные тяги также изготовляются из стали. На одном конце они иллеют нарезную часть для ввинчивания в цапфы, на другом , несколько уширенном конце просверлено трехмиллиметровое отверстие, в которое вставляется стопор (12), служащий шарниром для соединения продольной тяги с поперечной. Поперечная тяга (5) изготавливается из двух частей, что позволяет изменить ее общую длину. Одна часть тяги ввертывается вдругуюи контрится гайкой. На уширенных концах тяги имеются сверления (7), с помощью которых тяга надевается на штифты, соединяющие шарнирно поперечную тягу с продольными. В средней части поперечной тяги имеется нарезное отверстие (6), в которое ввертывается винт (13), с помощью его И гайки (8) положение поперечной тяги фиксируется в стопорной планке рулевого управления (9). Стопорная планка рулевого управления изготавливается из листового алюминия толщиной 0,8 мм . Она имеет четыре отверстия (11) для крепления ее на кронштейнах передней оси 5 (рис. 21). В средней части планки находится дугообразная вырезка (10), в которую входит винт поперечной тяги (13). Передвигая винт вправо или влево, мы передвигаем поперечную тягу, а вместе с ней поворотные цапфы и передние колеса. Фиксирование передних колес с нужным разворотом по отношению к продольной оси модели достигается затягиванием гайки (8), которая зажимает фиксирующую планку рулевого управления. Общая компоновка деталей фиксируемого рулевого уп ­ равления также показана на рис. 25. Бак для горючего Бак для горючего (рис. 23) изготавливается из тонкой же ­ сти. Пайка его должна быть особо тщательной, чтобы не было течи. Бак имеет четыре отверстия. Одно расположено сверху и служит для заливки горючего (1). Это отверстие закрывается резиновой пробкой (6). Второе — для сообще-Рис23.ния бака с атмосферой (2). Чтобы горючее не расплескивалось во время хода модели, в это отверстие впаяна трубочка. Заборное отверстие (5) расположено сбску бака. Через это отверстие подводится горючее к карбюратору. И, наконец, сливное отверстие (4) делается в самой низшей точке бака. Бак крепится к раме при помощи двух болтов с гайками. Для этого к днищу бака припаяны две лапки (3). Сборка модели и ее испытаниеО бщийвидмоделипоказан на стр. 1, а монтаж детал ейиузлов — на рис . 2 4 — 2 6 . На этих рисунках все детали моделипронумерованывполном соответствии сранеепри ­ своенными им в тексте номерами. Поскольку в ходе описания отдельных узлов модели были освещены вопросы мон ­ т ажа этих узлов , нет необходимости давать описаниемонтажа модели в целом. О становимсялишь на испытаниимодели . М отор , п реждечемего установить на модель , надо пред ­ в арительно обкатать на стенде втечение 15 минут . Первый запуск модели осуществляется без кузова. При этом необходимо определить центр тяжести модели, подвеш ивая ее за кордовыеушки .П рикреплениекордовой нити должно быть таким , чтоб] в натянутом^ положении воображаемое продолжение ния преходило через центр тяжести модели. З апускатьмоторследует так. Автомоделист держит модель обеимируками за paMi Его помощник , намотав шнурокввыточкудискаведущег ] к олеса , р ывкомдергает за конецшнурка . П осле 2—3 таки! рывков мотор заводится. Затем, отрегулировав контрпоршен] и подачу горючегои добившись четкой работы мотора, ма дель толчкомзапускают по кругу . Для определения средней скорости движения модел] надо секундомером определить время прохождения несколв кихкругов , з наядлинуодногокруга . П одлинекругаи кс| личеству пройденныхкруговопределяется величина дистан ции . По величине дистанцииивремени ее прохождени! м ожно подсчитать среднююскоростьдвижениямодели . IРис.24.Рис.25.У стную или письменнуюконсультациюпоизготовлению ' м оделейможно получить вЦентральнойлаборатории автом обильногомоделизмаДОСААФ СССР: М осква , 68, А втоза ­ в одская улица, к орпус « Д » , п одъезд 3.:Рис. 26.8