С ПОМОЩЬЮ ОБЩЕСТВЕННОСТИВНИМАНИЕ общественности в Польской Народной Республике все более привлекают вопросы развития национальной автомобильной промышленности и автомобильного транспорта. В последнее время эти вопросы явились предметом широкого обсуждения в печати и на собраниях трудящихся. На страницах еженедельного журнала «Мотор», например, ведется оживленная дискуссия о том, к аким должен быть малолитражный автомобиль массового пользования, намеченный к выпуску в ближайшие годы. Всеобщее одобрение вызвала инициатива ряда промышленных предприятий Силезского угольного бассейна, реш ивших приступить к выпуску таного автомобиля на основе широкой производственной кооперации. Сейчас в стране трудно найти автохозяйство, которое не сделало бы своего вклада в сбор средств на строительство «Дома водителя» в Варшаве. Этот клуб задуман как всепольский центр научно-технической пропаганды, массово-воспитательнои и культурно-просветительной работы среди шоферов и спортсменов. Значительным событием явилось «Всепольское совещание по вопросам моторизации». В работе совещания, наряду с представителями крупнейших автохозяйств и предприятий автомобильной промышленности, приняли участие видные ученые, инженеры, министры и руководители ведомств. У частники совещания подвергли критическому анализу работу автозаводов и автотранспорта. Отмечалось, что существующий парк машин , техническая база, организация и энономика эксплуатации машин не удовлетворяют еще потребностей бурно растущего народного хозяйства страны. Много недостатков есть в организации пассажирских перевозок, в механизации транспортных работ на селе и т. д. Большие задачи поставлены перед молодой автомобильной промышленностью, созданной в Польше за год^1 народной власти. Особенно остро чувствуется нужда в выпуске крупнотоннажных грузовиков и прицепов, а также облегченных грузовых машин для мелких хозяйственных перевозок. Растущий материальный уровень народа, говорили делегаты, требует также значительного увеличения выпуска экономичных и недорогих легковых автомобилей для индивидуального пользования. Совещание, за работой которого с интересом следила вся общественность страны, приняло развернутое постановление, наметившее основные задачи борьбы за повышение уровня механизации автомобильного транспорта. Для того чтобы объединить усилия различных организаций, направленные на осуществление принятых решений , совещание избрало общественную «Комиссию по вопросам моторизации». Одной из важнейших задач этой комиссии является разработка предложений по созданию специального хозяйственного органа при Совете Министров Польской Народной Республики, а именно, Совета по вопросам моторизации. Новый орган должен координировать работу всех ведомств в области эксплуатации автотранспорта и производства машин , запасных частей, горючего и т. п.•Яш 1На снимке: молодая спортсменка из города Гданьска, чемпионка Польши по мотокроссу Ядвига Коселя. Фотограф запечатлел ее на пленке через несколько секунд после пересечения линии финиша в соревнованиях на первенство Польши по мотокроссу среди Женщин за 1950/57 г.Паровое отоплениевавтобусахБОЛЬШИНСТВО установок, п редназна ­ ч енных для отопления автомобилей и автобусов в холодное время года, основ ано . к ак известно, на использовании горячей воды от радиатораи подогрева свежего воздуха выхлопнымитрубами . Существуют еще идругиеэффективные возможности в этой области, а именно — использование пара. Р азумеется , паровое отопление известно давно. Однако его применение на автомобилях иавтобусах ограничивалось до сих пор относительной громоздкостью паровыхустановоки трудностью создания компактногоагрегата , в котором можно было бы. используя тепло выхлопных газов, обеспечить одновременно снижение их скорости ишума выхлопа. Польским конструкторам удалось успешно решить эту проблему. Они создали компактнуюпаровую установку, с лужащую одновременно для отопления и бесшумного отвода выхлопных газов. Схема этой установки , о тличающейся высокой экономичностью и надежностью в работе, п оказана на рисунке . Поступ ающиеввыпускной коллектор отработавшие газыдвигателя могут, ч ерез регулировочный клапан. отводиться либо непосредственно к глушителю, либо кспециальному водоподогревателю. Последний состоит из картераи баков особой формы , которые практически выполняют функциипаровых котлов и связаны трубопроводами с паровыми секциямисистемы отопления, располож еннымив салоне автобуса. Находясь вкартере , ч ерез который проходят гор ячиевыхлопные газы, котлы получают нагрев , и вода в них превращаетсяв пар; последний, ц иркулируявсекциях , подогревает воздух в салоне. Конденсат парастекает по тем жесамым трубопроводам обратно в котлы, где вновь принимает участие в процессе теплообмена. Что касаетсявыхлопных газов, то отдав свое тепло в подогревателе, они отводятся ватмосферу по трубопроводу. имеющему дросселирующую диафрагму. Водоподогреватель принимает на себя, т аким образом, ф ункции глушит еля , а диафрагма обеспечивает дополнительное дросселирование , оказывая сопротивление протеканию выхлопных газов. Отверстия в ней подобраны так , чтобы общее сопротивление водоподогревателя и диафрагмы соответствовало дросселирующему сопротивлению нормального глушителя. Д иафрагматакженужнаи для того, чтобы, препятствуя вытеканию газов из водоподогревателя, с нижать их скоростьи тем способствовать более эффективной теплоотдаче, т. е. п овышению мощности иэффектив ­ ности установки . Р егулирование работы парового отоп ленияосуществляется из кабины вод ителяс помощью рычага , с вязанногос упомянутым выше регулировочным клапаном . Крайние положенияклапана соответствуют полному подводу выхлопных газов либо в глушитель, либо в водоподогреватель. а промежуточные положения определяют степеньнагрева отопительной системы, т. е.. в конечном счете, т емпературу внутри автобуса. Система отопления автобусов имеет общий объем 2600 см 1изаполняется 400 см ' воды Общая площадь нагревасекций составляет 2,3 кв. метра. Общий вес установки не превышает 10 кг. При температуре наружного воздуха минус 20—30° С и сильном ветре она позволяет поддерживать плюсовую темп ературу воздуха в пустом салоне автобуса впределах 20—23° С.Новый грузовой автомобильНА ЗАВОДАХ Польской Народной Республики заканчивается подготовка производства грузового автомобиля новой конструкции. П оказанной на фотографии опытный образец нового грузового автомобиля отличается высокой грузоподъемностью (8 тонн) и хорошей маневренностью. На автомобиле установлен шестицилиндровый двигатель мощностью 150 л. с , расходующий 25 литров топлива на 100 км пробега. Максимальная скорость автомобиля — 75 км/час.Схема трехсекцнонной установки для парового отопления автобусов. выпускной коллектор; 3 - двигатель; регулировочный клапан; 4 — глушитель; 5 — сопряженный водоподогреватель: 6 — переливное отверстие; 7 — спускное отверстие; S — наполнительное и воздухоотводное отверстие; 9диафрагмы водоподогревателя; 10 — дросселирующая диафрагма; // —съемные соединения; 12, 13 и 14 — секции отопления в салоне автобуса.11