За нашу Советскую дЬдину IС Ячн ыИ ЕХНИЧЕСКИЙ, ЫЙ ЖУРНАЛ.ВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ.ЗА РУЛЕМ—СОВЕТСКИЕ ЖЕНЩИНЫИЮЛЕ 1956 г. на ленинградских международных соревнованиях по мотоциклетному спорту произошел такой случай. Команды спортсменов двух капиталистических стран приехали на состязания в неполном, ослабленном составе — в них не были включены женщины. Это обстоятельство не могло не снизить шансы команд на успех. Разумеется, корреспонденты тут же обратились к руководителям спортивных делегаций с просьбой ответить на возникшие у них вопросы. Последовало разъяснение. При этом один из руководителей заявил, что, по его глубокому убеждению, настоящее место женщин отнюдь не за рулем мотоцикла. Затем, чтобы показать ее «настоящее место» в жизни и обществе, он пустился в рассуждения, которые по своему духу, казалось, были взяты напрокат из «Домостроя», этого недоброй памяти свода правил общественного, религиозного и особенно семейно-бытового поведения феодальной эпохи. В заключение «культурный» представитель из-за рубежа заверил своих слушателей в том, что, рассуждая подобным образом, он ни в коем случае не имел в виду женщин какой-либо страны, а говорил о женщинах вообще. Приведенный факт весьма показателен. В нем, как в капельке воды, нашли свое яркое отражение реакционная, человеконенавистническая идеология и растленная, ханжеская мораль современной буржуазии. Ведь по существу, выступая против участия женщин в мотоциклетном спорте, этот поборник буржуазной демократии стремился к тол,у, чтобы оправдать царящее в капиталистическом мире неравенство между мужчинами и женщинами в экономической, политической и культурной жизни. Советская конституция, советское законодательство предоставляют женщинам все права наравне с мужчинами. Передовая, прогрессивная социалистическая идеология, основанная на равноправии наций, полов, рас, не допускает унижения чести и достоинства человека. Советская женщина может свободно проявлять свои способности в любом виде деятельности — в науке, технике, искусстве, спорте, на хозяйственной, административной и государственной работе. Достаточно привести такие цифры: в состав местных Советов депутатов трудящихся избрано свыше полумиллиона женщин, 348 лучших представительниц советского народа являются депутатами Верховного Совета Союза ССР, 2209 — депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик. Можно с уверенностью сказать, что никакая капиталистическая страна не предоставляет своим женщинам таких политических прав. Всеобщим уважением и вниманием окружены у нас женщины, овладевающие техникой и применяющие свои знания, в частности, за рулем автомобиля, мотоцикла, трактора. Массовое появление женщин-водителей в нашей стране относится к периоду начала интенсивного выпуска автотракторной техники. Советским людям старшего поколения памятен большой автомобильный женский агитпробег, совершенный 20 лет назад. Его участницы показали высокие волевые качества и настойчивость в достижении поставленной цели, хорошую техническую подготовку, умение водить машины в трудных дорожных условиях и были отмечены правительственными наградами. Немало мужества, выдержки и подлинного патриотизма проявили женщины-водители во время Великой Отечественной войны. Некоторые из них, как например, Герой Советского Союза Мария Октябрьская, Екатерина Петлюк, водили в бой грозные боевые машины—танки. Женщины-водители заняты во всех отраслях народного хозяйства. На всю страну известно имя знатной трактористки депутата Верховного Совета СССР П. Ангелиной. В этом году орденом Трудового Красного Знамени отмечена безупречная работа шофера 21-й автобазы Л. Уткиной. Вот уже 20 лет отлично водит по оживленным улицам Москвы машину «Скорой помощи» К. Родионова. Недавно большой отряд шоферов и трактористов был награжден орденами и медалями за успехи, достигнутые в освоении целинных и залежных земель. Среди награжденных значительное число женщин, прославившихся своим самоотверженным трудом на благо Родины. В Советском Союзе из года в год все более широкое распространение получает автомобильный туризм. На дорогах Родины сейчас нередко можно встретить за рулем приобретенного в индивидуальное пользование автомобиля женщин, совершающих туристские путешествия. Активное участие принимают наши женщины в мотоциклетном спорте. В этой связи прежде всего следует назвать имена таких ветеранов спорта, как Ирина Владимирова, Лидия Свиридова, Олимпиада Зикеева, Лидия Ефремова. На протяжении многих лет они высоко держали знамя и честь женского мотоциклетного спорта и ныне также успешно ведут учебно-организационную работу. Гонщицами международного класса во встречах на различных трассах в 1956 г. зарекомендовали себя медалистка XXXI многодневных международных соревнований заслуженный мастер спорта Ирина Озолина, победительница международных соревнований в Ленинграде и первенства СССР по мотокроссу Эви Нугис, чемпионка по шоссейно-кольцевой гонке Нина Сусова. Успешно выступали в прошлом спортивном сезоне гонщицы ДОСААФ Галина Дежинова, которой недавно присвоено звание мастера спорта СССР, Валентина Липская и Лидия Трацевская, завоевавшие звания чемпионов Общества соответственно по шоссейно-кольцевой гонке, ипподрому и кроссу. Среди спортсменок-мотоциклисток сейчас 29 заслуженных мастеров и мастеров спорта, из них восемь — спортсмены ДОСААФ . Значительное число женщин систематически работает в качестве тренеров по мотоспорту и спортивных судей. Следует, однако, отметить, что в подготовке водителей различного профиля и спортсменов-мотоциклистов из числа женщин у нас сделано пока явно недостаточно. Мало еще в наших кружках, на курсах, в школах, подготавливающих водителей, обучается женщин. Не при всех автомотоклубах в секциях мотоспортсменов занимаются девушки. Нет их, например, в секции такого крупнейшего клуба Общества, каким является Московский. Не случайно поэтому V пленум ЦК ДОСААФ в своем решении указал на необходимость смелее и шире привлекать женщин к овладению техническими специальностями, в том числе специальностью водителя, настойчиво приобщать их к спорту. Необходимо как можно шире привлекать женщин и девушек к участию в оборонно-массовых мероприятиях, проводимых Обществом, в том числе к занятиям в кружках и накурсах, готовящих водителей.