АПРЕЛЬЗа нашу Советскую Задику IС я чны иЕХНИЧЕСКИЙ, ЫЙ ЖУРНАЛВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ,НАЗРЕВШИЕ ВОПРОСЫ МОТОСПОРТАВ декабре 1948 года Центральный Комитет Коммунистической партии принял исключительно важное постановление, которое надолго определило пути развития, цели и задачи советского спорта. В этом историческом документе указывалось, что главными задачами в области спорта являются борьба за массовость физкультурного движения, всемерное повышение мастерства наших спортсменов и на этой основе — завоевание в ближайшие годы мировых первенств и мировых рекордов. Выполняя это решение, советские спортсмены за последние годы добились больших успехов. Гребцы и штангисты, конькобежцы и шахматисты, борцы и гимнасты уже много раз прославили Родину выдающимися победами в ответственнейших международных соревнованиях. Поистине триумфальным было недавнее выступление наших спортсменов на XVI Олимпийских играх в Мельбурне. Но есть у нас такие виды спорта, которые до последнего времени, в силу ряда причин, не получили должного развития. К числу их относятся так называемые моторные виды спорта и, в частности, мотоциклетный. В прошлом году советские мотоциклисты вступили в Международную мотоциклетную федерацию (ФИМ), что создало благоприятные условия для выхода советского мотоспорта на широкую международную арену. Лучшие гонщики Советского Союза выезжали на мотоциклетные соревнования в Чехословакию, Венгрию, Германскую Демократическую Республику, ФРГ. Восемь стран присылали свои команды к нам для участия в ленинградских товарищеских соревнованиях по шоссейно-кольцевой гонке и мотокроссу. Важнейшим результатом этих состязаний было расширение и укрепление спортивных связей наших спортсменов с зарубежными. Большое значение имеет также то, что в ходе их ведущие советские мотоциклисты обогатились опытом международных встреч, познакомились с тактикой и техникой сильнейших гонщиков Европы и добились определенных спортивных успехов, завоевав ряд призовых мест как в командном, так и личном зачетах. Международные и внутрисоюзные мотоциклетные соревнования, проведенные в 1956 году ив начале текущего года, показали, что среди советских спортсменов есть ряд гонщиков и гонщиц высокого класса, что за последнее время заметно повысилось спортивное мастерство спортсменов периферийных автомотоклубов (Иркутск, Ижевск, Львов и др.]. Однако, как свидетельствуют публикуемые в этом номере журнала письма представителей мотоциклетной общественности, наш мотоциклетный спорт все еще испытывает ряд трудностей, тормозящих его успешное развитие. В этой связи прежде всего следует указать на неудовлетворительное руководство мотоспортом со стороны Комитета по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР. Передав три года назад свои автомотоклубы в распоряжение ДОСААФ, комитеты физкультуры как в центре, так и на местах ослабили внимание к этому участку работы. Более того, видимо, желая вовсе избавиться от забот о мотоспорте, в апреле прошлого года председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР Н. Н. Романов заявил с трибуны всесоюзного совещания актива физкультурных работников о том, что следовало бы передать в ДОСААФ вообще весь мотоспорт. План этот встретил критическое отношение со стороны работников различных организаций и пока остается неосуществленным. Но его отрицательное влияние уже налицо. Оно нашло свое выражение в еще большем ослаблении внимания к автомотоспорту со стороны комитетов по физической культуре и спорту и руководителей спортивных обществ и привело к роспуску мотоциклетных секций, в том числе центральных секций «Спартака» и «Динамо». Много нареканий вызывают недостатки материально-технической базы мотоциклетного спорта. Наши мотоциклы не удовлетворяют возросшим спортивным и техническим требованиям, предъявляемым к ним. Особенно наглядно это было видно в международных встречах, где ходовые и эксплуатационные качества машин различных марок проверялись в острой спортивной борьбе. К тому же спортивные мотоциклы, поставляемые промышленными предприятиями нашим гонщикам, непомерно дороги. Как показывают расчеты специалистов, недолговечность мотоциклов и их высокая отпускная цена в итоге приводят к тому, что одно выступление спортсмена-мотоциклиста в соревновании подчас обходится организации в несколько тысяч рублей. А это резко отрицательно сказывается на массовости мотоспорта и, в частности, почти полностью исключает участие в соревнованиях индивидуальных владельцев мотоциклов. У нас, по существу, нет никаких мотоспортивных сооружений: мотодромов, гаревых дорожек, кольцевых трасс, которые в какой-то мере удовлетворяли бы запросы спортсменов и зрителей. Поэтому гонщики лишены возможности систематически и всесторонне совершенствовать свое спортивное мастерство или специализироваться и выступать в избранных видах гонок. А зрители в подавляющем большинстве случаев не имеют возможности бывать на таких интереснейших соревнованиях, какими являются мотоциклетные гонки, и наблюдать захватывающую борьбу на трассах. К сожалению, нередки у нас и факты прямого пренебрежения интересами массового зрителя со стороны организаторов состязаний. Так, недавно крупнейшее зимнее соревнование «матч городов» проводилось в 23 км от Ленинграда ив6 км от ближайшей железнодорожной станции и привлекло чрезвычайно мало зрителей. А между тем, как показывает зарубежный опыт, и, прежде всего, опыт спортсменов Польши и Чехословакии, мотоциклетный спорт, при умелой организации соревнований и рачительном отношении к делу, мог бы не только самоокупаться, но и приносить доход. Таковы лишь некоторые наиболее существенные недостатки, сдерживающие развитие мотоциклетного спорта. Устранение их — дело не терпящее отлагательства, ибо прежде всего от этого зависит сейчас массовое вовлечение молодежи в мотоспорт, повышение уровня мастерства наших гонщиков и достижение ими высоких стабильных результатов в международных мотоциклетных соревнованиях. Тем более, что в 1958 году, по решению ЦК ВЛКСМ, состоится Всесоюзная спартакиада комсомольцев и молодежи по военно-прикладным видам спорта, в программу которой, надо полагать, войдет и мотоциклетный спорт. Первым шагом по пути разрешения назревших вопросов, ЕИДИМО, должно быть расширенное совещание руководителей мотоспорта различных организаций совместно с активом, как это рекомендуется в ряде публикуемых сегодня ответов на нашу анкету. На совещании следует подвергнуть всестороннему обсуждению состояние мотоспорта и наметить конкретные пути решительного улучшения дела. Советский мотоспорт не должен отставать!