М ое знакомство с Лениным про" • изошло через несколько дней после Октябрьской революции. В то время я служил в одном из крупных петроградских гаражей. Подошел ко мне председатель месткома и сказал: — Ну, Степан, выбирай себе любую машину и поезжай в Смольный. Будешь возить товарища Ленина. Сразу я даже как-то растерялся. В эти дни кругом только и было слышно: «Ленин, Ленин» Те, кому довелось его видеть или слышать его выступления, с восторгом рассказывали о нем. Мне, никогда до этого не видевшему Ленина, было очень интересно хоть взглянуть на него, какой он есть на самом деле. И вдруг меня, простого шофера, назначили обслуживать Ленина. Не скрою, я очень гордился таким поручением. Гараж у нас был большой, с множеством различных автомобилей; я выбрал машину французской марки «ТюркаМери», лимузин, имевший просторный светлый кузовВзял я эту машину и поехал в Смольный. Подрулил к главному подъезду, остановился и жду. Прошло минут десять, вдруг вижу по широкой каменной лестнице спускаются двое мужчин: один военный, другой в черном пальто с каракулевым воротником ив шапкеушанке. Военный показывает ему на мою машину. Я подумал: «Может быть, это и есть Ленин?». На всякий случай вышел из машины и открыл дверцу. Мужчина в черном пальто подошел ко мне, протянул руку и так просто сказал: — Здравствуйте, я Ленин. Владимир Ильич расспросил меня, как мои фамилия, имя, отчество, давно ли я работаю шофером — Ну, что ж, очень хорошо, — сказал он. — Теперь будем ездить вместе. Он как-то очень энергично, быстро сел е машину позади меня, и мы поехали. С этого дня все шесть с лишним лет Ильич, ни разу не изменив своей привычке садился на заднее сиденье, и мы ездили с ним на митинги и собрания, на заседания и съезды, в гости к детдомовским ребятам, в Горки, к родным ик друзьям. Одна за одной вспоминаются наши поездки... Надо сказать, что Владимир Ильич никогда не вмешивался в мою работу шофера, не давал советов, не торопил. Обычно перед тем, как нам куданибудь ехать, Владимир Ильич вызывал меня к себе, и мы вместе с ним по плану города рассчитывали, сколько времени отнимет дорога. А потом я, уже зная точность и пунктуальность Владимира Ильича, вез его с той скоростью, какая была необходима, чтобы не опоздать, прибыть вовремя. Помню как-то был такой случай Ехал с нами в машине один чекист, соратник Ф. Э. Дзержинского. Он сел рядом со мной и всю дорогу тихонько шептал: «Чего вы так медленно, поднажмите!». Владимир Ильич услыхал и говорит: — Совершенно напрасно вы отвлекаете шофера нервируете его. Уверяю вас, товарищ Гиль сам знает, как ехать, и привезет нас в срок. Если случалось, что машина по какимлибо причинам останавливалась в пути, Владимир Ильич выходил, узнавал, в чем дело и всегда старался помочь. Когда,ПОЕЗДКИ С ЛЕНИНЫМС. К. ГильВ Москве в большом новом доме на Измайловском бульваре живет Степан Казимирович Гиль, бивший личный шофер ВИ Ленина. Степану Казимировичу выпало огромное счастье более шести лет изо дня в день встречаться с Ильичем, разговаривать с ним, наблюдать его в повседневной жизни, на прогулках, на отдыхе, в общении с окружающими, с близкими друзьями и родными Недавно наш корреспондент побывал у Степана Казимировича. Вот что рассказал ему товарищ Гиль.например, спускал баллон, он радостно потирал руки и говорил: — Ну, это моя работа!—брал насос и накачивал камеру Однажды, это было уже в годы гражданской войны, мы с Владимиром Ильичем ехали в подмосковную деревушку. Только выехали на шоссе, машина остановилась, отказал мотор Я поднял капот и обнаружил, что засорился карбюратор. Горючее тогда было плохое, различныь смеси, вот и случались иногда такие казусы. Владимир Ильич, конечно, как всегда, вышел из машины и спрашивает, что случилось. Я ему объяснил. — Я вам помогу, — тут же вызвался Ильич. — Да, что вы, — говорю я ему, — не надо Я уж как-нибудь сам справлюсь. Охота вам пачкаться. Но Владимир Ильич и слушать меня не хотел, вместе со мной промывал бензоотстойник и фильтр керосином. Те, кому приходилось работать с Владимиром Ильичем, знают, каким внимательным, заботливым и чутким человеком он был У меня до сих пор хранится одна записочка, напоминающая случай, о котором я не могу без волнения говорить... Началась зима, выпал снег, грянули морозы. Я подаю Владимиру Ильичу машину. Он выходит из подъезда и вдруг останавливается, внимательноосматривает меня, буквально с ног до головы и спрашивает: — А что, товарищ Гиль, разве у вас нет более теплой одежды? Я был одет в кожаную тужурку, фуражку, на ногах ботинки и кожаные краги. — Нет. — отвечаю. Владимир Ильич покачал головой: — Это очень плохо. Ведь нам приходится далеко ездить. Вы можете замерзнуть, простудиться. Напишите мне, что вам необходимо из теплой одежды. Я похлопочу, чтобы вам все выдали. А через несколько дней я получаю следующую записку: «Товарищ Гиль! Мне сказала тов. Фотиева, что Рыков дал распоряжение сегодня же выдать вам и четырем помощникам полушубки, валенки, рукавицы и шапки. Получили или нет? Ленин» Весной 1918 года правительство молодой Советской республики переехало в Москву. Здесь я обслуживал Владимира Ильича на двух автомобилях — «Ролле Ройс» и «Рено». Ленин жил в Кремле. Сначала я подавал ему машину из гаража в Каретном ряду Но однажды останавливает меня Якоа Михайлович Свердлов и говорит: — Надо подумать о том, чтобы перевести машины Владимира Ильича а4