Кремль. У него каждая минута на счету, а ему иногда приходится ждать машину. В скором времени гараж перевели в Кремль. В связи с этим вспоминается такая деталь. Вначале кремлевский гараж все называли: «Гараж Предсовнаркома», Владимир Ильич услыхал и возмутился: — Это что за название? Зачем мне гараж? Мне гараж не нужен. После напряженных дней работы Владимир Ильич всегда с большим желанием отправлялся за город поохотиться. Однако его интересовала не сама добыча. Он очень любил природу, и ему важно было провести время на свежем воздухе, побродить в лесу. Когда мы приезжали в какую-нибудь деревушку, Ленин сразу заводил беседы с крестьянами, задавал всем много вопросов. Бывало так, что он заговорится с местными жителями, а про охоту забудет. Любил Владимир Ильич бывать в новых местах. Как-то вызвал он меня к себе. Вижу, перед ним карта Подмосковья. Он показывает на один район и спрашивает: — Бывали вы здесь? — Нет, — ответил я. — Ну вот, в следующий раз поедем именно сюда, — сказал он и засмеялся. Помню еще, ездили мы вместе с Марией Ильиничной и Надеждой Константиновной Крупской в Тарасовку, на дачу к В. Д . Бонч-Бруевичу. Провели там субботу, воскресенье, а в понедельник Владимир Ильич встал рано-рано. Встретил меня во дворе и шепчет с видом заговорщика: — Давайте уедем потихоньку, чтобы никого не беспокоить. А то, как увидят, что мы уезжаем, так все тоже начнут собираться. А им надо отдохнуть, выспаться. — Да ничего у нас не выйдет, — говорю я. — Только начнем заводить мотор, всех разбудим. Владимир Ильич покачал головой и вдруг сказал: — А мы выкатим машину со двора! Слева вверху: Автосани, на которых В. И. Ленин ездил в зимнее время. Внизу: С. К. Г иль рассказывает посетителям Дома-музея в Горках о своих поездках с В. И. Лениным на автомобиле «Ролле Ройс». Фото В. Довгялло.ийШ .:Вот мы вместе стали выкатывать машину. Старались, старались, а когда, уже за воротами, я стал заводить мотор, поднимаю голову и вижу: в окне стоит Мария Ильинична и улыбается. Сперва я промолчал, но как отъехали, сказал Ленину, что Мария Ильинична видела, как мы машину выкатывали. Он засмеялся своим громким веселым смехом: — Не удалась, значит, наша проделка! После ранения, осенью 1918 года, Владимир Ильич по настоянию врачей часто выезжал в Горки. Он ездил туда круглый год. Обычно мы выезжали в субботу и приезжали обратно в город в понедельник. Зима 1920 года была очень снежной, вьюжной. Дороги не расчищались. Особенно сильные заносы были в районе Верхних Котлов. Поехали мы однажды на своем «Ролле Ройсе» и застряли. Машина увязла в снегу. Дальше ехать было невозможно, и мы возвратились обратно в Кремль. — Вот и кончились наши поездки в Горки. Теперь придется дожидаться весны, — с грустью сказал мне Владимир Ильич. — Зачем нам дожидаться весны, — ответил яи рассказал ему, что еще до империалистической войны начальник нашего гаража в Петрограде сконструировал оригинальную модель автосаней. Несколько таких саней собрали на Путиловском заводе. Владимир Ильич очень заинтересовался моим рассказом и спросил, нельзя ли и сейчас организовать сборку автосаней? Я знал двух мастеров, которые раньше работали на Путиловском. Вместе с ними выехал в Питер. Там оказались части, изготовленные для автосаней на Ижорском заводе, а также шасси и кузов автомобиля «Паккард». Недели через две первые сани были готовы, и вскоре их привезли в Москву. Я сообщил об этом Владимиру Ильичу. — Сегодня же опробуем их, — сказал он. Первый рейс на автосанях мы совершили в «Чайку», дачное место по Волоколамскому шоссе, где жил хороший знакомый Ленина, доктор В. А. Обух. Ехали по глубокой снежной целине и ни разу не увязли. Ленин все шутил, смеялся и приговаривал: — Ай да сани! Позднее шасси «Паккарда» мы заменили на шасси с мотором «Ролле Ройса». Автосанями Владимир Ильич пользовался до самой своей кончины. Когда Ленин болел, в Горки на автосанях приезжали врачи и медсестры. Последний рейс автосани совершили за гробом для Владимира Ильича. Сейчас автосани вместе с автомобилем «Ролле Ройс» стоят в Доме-музее В. И. Ленина в Горках. Сам я часто езжу в Горки. И хотя уже много десятков лет прошло, все же всякий раз больно сжимается сердце, когда еду по той дороге, по которой возил Ильича. В Горках непременно захожу в музей и как старых друзей осматриваю машину «Ролле Ройс» и автосани. Литературная запись М. Кафановой.ЛЕГЕНДАРНЫЙ БРОНЕВИККаждый, кто приходит в Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина, невольно, с чувством глубокого волнения останавливается перед стоящим у входа в музей броневиком. На борту его правой башни начертаны слова: «Враг капитала», а на гранитном постаменте сверкает золотом надпись: «3-го (16) апреля 1917 года у Финляндского вокзала с этого броневика прозвучал великий призыв В. И. Ленина: «Да здравствует социалистическая революция!». Как известно, сорок лет тому назад, в этот день после долгого и вынужденного пребывания в эмиграции В. И. Ленин вернулся в Россию. Весть о его возвращении быстро облетела революционный Петроград. К Финляндскому вокзалу пришли многие тысячи рабочих, солдат и матросов. Среди встречающих был и солдат-водитель В. К. Федоров, прибывший к вокзалу на броневике. Когда Владимир Ильич вышел на площадь, разнеслось громовое «ура». Революционные массы Петрограда восторженно приветствовали любимого вождя. Буквально подхваченный на руки, Ленин поднялся на броневик и произнес свою историческую речь, в которой призвал трудящихся России на борьбу за победу социалистической революции. Затем, сопровождаемый толпами народа, он направился на броневике в Центральный Комитет партии. Исторический бронеавтомобиль ив дальнейшем служил делу революции. В дни июльских событий 1917 года в Петрограде под управлением того же водителя броневик нес почетную вахту по охране здания Центрального Комитета Коммунистической партии. Во время разгула корниловщины он был использован красногвардейцами в боях против контрреволюции. А когда в октябре 1917 года Коммунистическая партия повела трудящиеся массы на штурм капитализма, броневик охранял штаб революц ии — Смольный, принимал участие в захвате последнего оплота буржуазии — Зимнего дворца. И позднее, в годы гражданской войны, его можно было видеть на полях битв против иностранных интервентов и белогвардейцев. Г i2 ,,3 а рулем" № 4