.указаниям самодеятельного регулировщика. На улицах столицы Китая — много новостроек: жилых домов, театров, клубов, школ, больниц, промышленных предприятий. Меня, как шофера, работающего на централизованных перевозках строительных грузов, особенно привлекла аккуратность в работе, бережное отношение китайцев к транспортируемым материалам. Ни на одной из многочисленных строек мы не видели беспорядочно сваленного или разбросанного кирпича, рассыпанного цемента, помятых или погнутых труб. Многие тысячи штук кирпича уложены в штабели так, что если вынуть один из них, то это сразу будет заметно. Даже гравий и песок сразу же после разгрузки сгребаются в одинаковые по форме кучи, и, глядя на них, кажется, что здесь каждый камешек и горсть песка на учете. И так обстоит дело повсюду. А масштабы строительства огромны. Достаточно сказать, что за 7 лет существования Китайской Народной Республики в Пекине введено в эксплуатацию жилой площади и построено культурно-бытовых зданий больше, чем за все годы чанкайшистского режима. Новое отличается от старого резко и выгодно. В старом городе, если не считать отдельных сооружений, представляющих собой архитектурную ценность,— масса малоэтажных домов; сжатые ими улицы и переулки тесны, трамваи здесь движутся по узкой колее. Сегодняшний Пекин — это огромные здания современного типа, большая часть их имеет крыши, выполненные в национальном стиле — из черепицы с приподнятыми краями. Прямые улицы и переулки просторны, ласкают взор автомобилиста асфальтовой гладью. Но одна общая черта присуща всему городу — повсеместная чистота, ревностно поддерживаемая как уборщиками, так и жителями столицы. Небезынтересно отметить, что шоферы автомобилей, предназначенных для уборки и поливки улиц, работают с марлевыми повязками на лице. Как нам объяснили, эти повязки служат защитным средством от пыли. Впоследствии мы увидели, что такие повязки носят также ив тех случаях, например, когда человек чувствует себя недостаточно здоровым и считает необходимым оградить других людей от опасности заболевания. Это только один из многих штрихов, который характеризует новый социалистический быт народа. С первого до последнего дня пребывания в Китае нас постоянно восхищали проявления высокой сознательности, всепокоряющего трудолюбия, целеустремленности, организованности китайских трудящихся. Наступил день открытия слета передовиков производства. Каждый из нас, выступая с докладами на соответствующих секциях, дополнял свои выступления практическим показом методов и лриемов труда. После докладов китайские товарищи организовывали собеседования, на которых еще раз обсуждали наиболее важные, с их точки зрения, вопросы, и только тогда просили начинать практический показ. С этой целью мы побывали в автохозяйствах Пекина, Тяньцзина, Шанхая, Ханчжоу. 1*Живой интерес у наших друзей вызвали некоторые приемы вождения автомобиля, применяемые передовыми советскими шоферами. В Пекине и его пригородах, для которых характерны ровные, без подъемов и спусков, дороги с усовершенствованным покрытием, мы показали способы трогания с места порожних и груженых автомобилей и автопоездов, приемы разгона и использования наката, переключения передач, маневрирования автопоездом. Большой успех имел метод бесшумного переключения передач без выключения сцепления. В нашей стране его применяют, как правило, очень опытные водители. Бесшумность переключения достигается упорной тренировкой, тщательной отработкой каждого движения. И надо отдать должное китайским шоферам, большинство их благодаря исключительной настойчивости и старательности быстро овладело новым для них методом. Шоферы, первыми освоившие приемы бесшумного переключения передач, тут же стремились поделиться своими навыками с товарищами по профессии. Такое отношение к передовому опыту мы наблюдали неоднократно. Китайские товарищи старались сразу как можно шире распространить и немедленно внедрить в практику все то, что они считают полезным и прогрессивным. В каждом городе, где бы мы ни находились, нам была предоставлена полная возможность ознакомиться с автомобильными хозяйствами, с условиями труда и быта работников автотранспорта. Очень благоприятное впечатление произвели на нас автобусные и грузовые парки. Отличные стоянки автомобилей, просторные, светлые, с хорошей вентиляцией производственные помещения, прекрасно оборудованные санитарнобытовые узлы — все это обеспечивает высокую производительность труда. Наша делегация участвовала также в работе Всекитайского слета передовиков производства всех отраслей народного хозяйства. Перед открытием этого слета мы в числе членов других профсоюзных делегаций социалистических стран были приняты руководителями Коммунистической партии Китая и правительства Китайской Народной Республики. С нами беседовали товарищи Мао Цзэ-дун, Лю Шао-ци и Чжоу Энь-лай. ...Возвратившись из Китая, мы завязали переписку с китайскими друзьями. Нас радует, что их успехи растут с каждым днем. В июле прошлого года вступил в строй первенец китайского автомобилестроения—автомобильный завод в ЧаньЧуне. С его конвейера ежедневно сходят отечественные автомобили «Цзефан» («Освобождение»). Китайские товарищи пишут, что всеобщее признание получил у них советский опыт вождения автопоездов. Применяя его на практике, они значительно повысили производительность труда. Сейчас автомобилисты Китая борются за лучшее использование автомобилей, экономию средств, за высокую культуру производства. И мы горячо желаем нашим трудолюбивым друзьям сделать свой автомобильный транспорт образцовой отраслью народного хозяйства своей великой страны.После Февральской революции, когда было свергнуто царское самодержавие, в России создалось двоевластие. Наряду с Временным правительством существовал Петроградский Совет. В эти дни боевого 1917 года в стране происходило единение солдат и рабочих. Вместе со всей революционно настроенной солдатской массой решительно поддерживали большевистские Советы и солдаты немногочисленных в то время автобронечастей. В газете «Правда» от 31 марта (13 апреля) 1917 года приводилась следующая резолюция одного из солдатских собраний: «Мы, солдаты мастерских броневого автомобильного дивизиона, выражаем вам, рабочим, свое полное доверие, считаем своим долгом заявить: никакие происки темных сил не могут посеять раздор между вами и нами, спаянными навеки святой кровью, пролитой во имя свободы. Мы заявляем: нет рабочих и солдат, есть единая непобедимая армия, которая клянется умереть в великой борьбе за свободу, счастье и равенство всех народов, населяющих землю». 15 (28) апреля 1917 года Владимир Ильич Ленин выступил на митинге солдат броневого дивизиона в Михайловском манеже. Через три дня об этом митинге был напечатан отчет в № 2 газеты «Солдатская правда». «В своей речи, — писала газета,— Ленин говорил, что поддерживать и помогать необходимо не Временному правительству, а единственно законному правительству — Совету Раб. и Солд. деп., которое одно выражает интересы народа. Эта речь была сказана с такой силой, дышала такой правдой, что собрание после окончания долго не могло успокоиться и тов. солдаты подняли тов. Ленина на руки...». Призыв большевиков — никакой поддержки Временному правительству! — нашел живейших отклик. В № 4 от 4 мая (21 апреля) 1917 года «Солдатская правда» напечатала постановление собрания солдат шестой тыловой автомобильной мастерской Северного фронта, в котором сказано, что собрание «отказывает в каком-либо доверии Временному правительству, собрание доверяет только Совету Рабочих и Солдатских депутатов, которому должна перейти вся власть... Собрание приветствует тов. Ленина, газету «Правду», «Солдатскую правду» и постановляет бойкотировать буржуазные газеты...». Так большевики, великий Ленин сплачивали трудовой народ России, готовили его к решающей октябрьской схватке.3