€^ягуг/пи^/ш*4Алексей Кафановпобедителями. И на этот раз они возглавили гонку. Чтобы уложиться в контрольное время, гонщикам нужно было затрачивать на круг не больше двенадцати минут. Но как трудно давался каждый километр! Стоило взглянуть на измазанные машины, на забрызганные комбинезоны спортсменов, увидеть их мокрые, осунувшиеся лица — и становилось понятным, какие, полные драматизма, эпизоды разыгрывались сейчас там, на трассе. Узкая дорога, петляющая по лесу, взбухла, размытая ливнем. Корни деревьев угрожающе обнажились. Из глубокой колеи не вырваться. А сколько требовалось усилий, чтобы вытащить из грязи и двинуть вперед застрявший мотоцикл! Все же машина с номером «79» по-прежнему лидирует. На пятом круге, благополучно миновав болотистую низину, советские спортсмены устремились на подъем. Хорошо подготовленный двигатель работает на пределе. Вот мотоцикл взлетел на самый гребень холма и... невдалеке, прямо перед собой в узком проезде между кустами Косматов и Хохлов увидели экипаж китайцев. Казалось бы, столкновение неизбежно. Но Косматов резким рывком завалил руль влево. Не удержавшись. Хохлов отлетел в сторону, и машина, вздыбившись, рухнула на придорожный кустарник. Зрители, находившиеся на месте старта, начали с беспокойством поглядывать на часы. Пора бы кому-нибудь из гонщиков закончить пятый круг, а их все нет и нет. Наконец, вдали, едва различимый за дождевой завесой, показался мотоцикл. Ближе, ближе. Чувствуется, что водитель очень спешит. Вот уже можно определить, кто это. «Семьдесят девять»,— как вздох облегчения, пронеслось по . толпе. А в лесу произошло следующее. Быстро оправившись от удара, Косматов и Хохлов прежде всего осмотрели машину. Как будто все в порядке, хотя стоит поблагодарить судьбу за столь счастливый исход. Теперь мотоцикл надо вытащить из кустарника. Стиснув зубы, гонщики (в этот момент они скорее походили на грузчиков) поставили его на дорогу. Но как ехать дальше? И китайские спортсмены, видя, что двум коляскам не разминуться, недолго думая, наклонились над своей машиной и опрокинули ее, освободив тем самым трассу. Они поступили так самоотверженно не потому, что уже отчаялись в успехе. Нет, устранив неисправность, они еще продолжали борьбу. Просто китайские товарищи понимали, что для советских спортсменов дорого сейчас каждое мгновение... Встреченные аплодисментами и радостными криками, Косматов и Хохлов снова продолжают свой тяжелый путь. Правда, этот круг у них отнял почти двадцать минут. Но еще не все потеряно. Шестой круг — пятнадцать с половиной минут Быстрее, быстрее! Пожалуй, никогда в жизни, сколько Косматов ни принимал участия в кроссах, он не развивал такой, поистине бешеной скорости. Машину кидало из стороны в сторону. Ныла спина; руки, стиснувшие руль, словно налились свинцом. Гонщики соскакивали, помогая мотоциклу брать трудные участки, и снова устремлялись вперед. Теперь они состязались со временем, других противников у них не было. Быстрее, быстрее. Уже видно темное полотнище с надписью «финиш». Двигатель изнемогает от напряжения. Еще нем ного — триста метров, двести, сто... Но что это? Высокий человек в черной фуражке выходит на проезжую часть трассы. В руках у него клетчатый флаг. Все—финиш закрыт, контрольное время истекло. Первое место осталось за командой Чехословакии. Зрители бросились поздравлять чешских спортсменов. Но они, и первым Яромир Чижек, сильнейший гонщик страны, подошли ис уважением долго пожимали руки Косматову и Хохлову. Они объединились впервые—Косматов иХохлов - в 1954 году. К тому времени Косматов gb|J1 мастером уже спорта, трехкратным чемпионом страны по шоссейной гонке. Но и Хохлов считался далеко не новичком в мотоспорте. Колясочник прославленного Александра Кулаковаодно это немало значило! С этим смелым и талантливым гонщиком Иван участвовал в целом ряде соревнований, и еще в 1950 году они выиграли первенство СССР на Таллинском кольце. Своих «противников» полагается хорошо знать. И, приглядываясь к Хохлову на различных состязаниях, Косматов не раз отмечал про себя, что у такого колясочника многие могут поучиться виртуозной технике и точному расчету. Невысокого роста — а в те годы он казался даже щуплым, — Иван не производил впечатления сильного человека. Но пожатье его руки запоминалось надолго. Эта крепкая хватка выдавала в нем бывшего тракториста, привыкшего иметь дело с машиной. Пристрастился к мотоциклу Хохлов еще будучи в армии. ЭКИПАЖ МАШИНЫ ~ БОЕВОЙ ...Еще немного—триста сто... метров, двести, Евгений Косматов. Рано утром 27 июля прошлого года в район Юкки, что под Ленинградом, собрались гонщики, .ПОБЕДИТЕЛИ судьи и многочисленные болельщики мотоциклетного спорта, Здесь должен был состояться второй этап комплексных международных товарищеских соревнований — мотокросс. По результатам шоссейно-кольцевых гонок, составлявших первый этап встречи, пока лидировала сборная команда Советского Союза, которая оторвалась от спортсменов Эстонской ССР на два очка и чехословацких гонщиков на пять Что покажет кросс? Первые четыре заезда изменили картину. Вперед резко вырвались чехи, набравшие еще двадцать очков. Несколько продвинулись и эстонцы. А тут еще хлынул дождь. Трасса размокла. Лишь ценой огромного напряжения В. Кулакова и В. Пылаева, выступавших на тяжелых машинах, сборная команда СССР сумела остаться в числе лидеров. Но все же она проигрывала зарубежным гонщикам одно очко, одно дорогое очко, от которого зависела победа во всем комплексном состязании! И можно представить себе, что испытывали советские спортсмены, заслуженный мастер спорта Евгений Косматов и его колясочник мастер спорта Иван Хохлов, когда выкатывали свою машину на старт последнего заезда. На трехколесные мотоциклы возлагалась теперь вся надежда. И вот они выстраиваются на стартовой площадке. Рев двигателей сливается в мощный гул. — Марш! — отмашка судьи-стартера, и борьба началась. На первых порах вперед вырываются эстонцы — Э. Валла с колясочником Э. Луйгом. Но на крутом спуске к болоту прибалтийские спортсмены чуть замешкались, и тотчас их обошли мотоциклисты, на шлемах которых четко выделялись буквы: «СССР». Это Косматов и Хохлов. Внимание всех присутствующих приковывается к их машине, имеющей гоночный номер «79». Зрители уже знакомы с этими мастерами скоростной езды. Несколько дней назад, выступая на кольце, Косматов и Хохлов продемонстрировали отличную технику и стали ПРОИГРАВHIMF1*•*— * Ж Первый успех ободрил молодого солдата, и вскоре он уже не представлял себе жизни без мотоспорта. Косматов — ровесник Хохлова, их даже в один и тот же год призвали на военную службу. В армии он по роду службы много ездил на мотоцикле и постепенно привык уверенно водить его в любых условиях. Как-то в Вильнюсе, где служил Косматов, местные любители мотоспорта организовали шоссейные гонки на первенство города Среди участников были довольно сильные спортсмены. Евгений, по совету командира, тоже решил попробовать свои силы в этих состязаниях и, к собственному удивлению, занял второе место С этого, собственно, все и началось. Он, что называется, «заболел» мотоспортом. От соревнования к соревнованию росло его мастерство, совершенствовалась техника. Наконец, он вошел в число лучших гонщиков страны. Косматову полюбились тяжелые трехколесные мотоциклы, имеющие большое распространение в армии. Вначале он ездил с колясочником М. Зеленовым, а когда тот стал выступать самостоятельно, объединился с Хохловым. Так составился их «боевой экипаж». И в первом же крупном состязании они завоевали почетные титулы чемпионов СССР. Именно здесь, на мотокроссе в 1954 году, Косматов по-настоящему оценил Хохлова — его выдержку и выносливость, его умение «чувствовать» дорогу. Как это ни странно на первый взгляд, но колясочник должен знать особенности трассы даже лучше, чем водитель. Вынужденный по ходу гонки «выбрасываться» на виражах то в одну, то в другую сторону, занимать место за водителем, или ложиться на дно коляски, а то и соскакивать с мотоцикла, чтобы подтолкнуть его, колясочник почти не имеет времени на обдумывание своих действийнадо все выполнять автоматически. А для этого следует чутьем «видеть» дорогу, помнить ее до мельчайших подробностей. Этим умением быстро ориентироваться во время движения, точно реагировать не только на все дорожные «сюрпризы», но и на каждый маневр водителя как раз и отличался Иван Хохлов. И еще одну черту оценил Косматов, уже в самом характере Ивана, — непреклонную веру в успех, настойчивость в достижении цели Эти качества особенно ярко проявились в толл же кроссе. Косматов принял в нем участие после долгого перерыва. Когда-то он попал в аварию и из-за перелома ноги не мог выступать в таких тяжелых соревнованиях. Высокое спортивное мастерство помогло ему сразу после старта захватить инициативу и вырваться вперед. Но трасса кросса проходила по сильно пересеченной местности. Лавируя между большими камнями, он сбил подножку мотоцикла. Опоры ли2*Иван Хохлов. шилась — надо же было так случиться! — именно левая, больная, нога. Темп гонки снизился. И тут в полной мере показал себя Хохлов. Понимая, что Косматову нелегко, он всячески старался ободрить его. Когда машина увязала, он один вытаскивал ее, оберегая товарища от лишней нагрузки. На финише они были первыми. После ленинградских Dг ' д рвямт . с оревнований Косматов и Хохлов опять подтверП АРТЕН - дили свою славу сильК ИРХЕНЕ нейших гонщиков страны, выиграв очередное первенство по кроссу. А через месяц они уже были в Федеративной Республике Германии, где проходили XXXI международные шестидневные соревнования — «мотоциклетная олимпиада», как их называют журналисты. Знакомясь с трассой, на которой должны были развернуться «бои» с первоклассными мотогонщиками Европы, Косматов и Хохлов, хотя и представляли себе всю сложность будущих состязаний, однако в уныние не приходили. Конечно, по динамическим качествам отечественные мотоциклы М-72 уступают зарубежным, но на трассе было немало кроссовых участков, на которых они надеялись наверстывать время, потерянное на хороших дорогах. К сожалению, их замыслам не суждено было осуществиться. В первый же день соревнований вышла из строя третья передача. Скорость при преодолении подъемов заметно упала. Но советские гонщики мужественно продолжали борьбу. Освоившись с режимом многодневки, они и на неисправном мотоцикле стали строгоукладываться в заданный график. Но вот на пятый день, когда, можно сказать, главные трудности остались позади, лопнул рычаг оси коляски. Худшего нельзя было придумать. Для Косматова и Хохлова соревнования закончились. Люди, выдержавшие тяжелые испытания и полные решимости до конца бороться за победу, на этот раз оказались бессильными что-либо сделать. И тем не менее в Гармиш-Партенкирхене, где проходили соревнования, все знали их имена, а фотографии этих гонщиков обошли многие газеты. ...Было это на четвертый день соревнований, к вечеру. В хорошем темпе Косматов вел свою машину по горной дороге, причудливо извивавшейся между скалистыми откосами. Мимо то и дело проносились автомобили, так как движение транспорта на трассе не прекращалось. Вынырнув из-за поворота, спортсмены увидели на обочине гонщика, лежавшего в неестественной позе. Рядом валялся разбитый мотоцикл. Видимо, войдя в вираж, гонщик не рассчитал скорость, и его вынесло в сторону. Но странно, до советских спортсменов здесь прошло немало участников соревнований, почему же никто из них не остановился, не принял никаких мер? Разумеется, идет упорная борьба, на учете каждая минута. Для некоторых многодневка — это не просто спорт, поединок мужества и мастерства, а жестокий спор конкурирующих фирм, решающих здесь вопрос о будущем сбыте мотопродукции и, следовательно, о прибылях. Стоит ли поэтому обращать внимание на одного человека, попавшего в беду! Но советские спортсмены не могли проехать мимо. С хода затормозив, Косматов и Хохлов подбежали к пострадавшему. Судя по шлему, это был швед. Фамилию его удалось узнать потом — Бенгт Малгрен. Он находился в бессознательном состоянии. Косматов и Хохлов погрузили гонщика в коляску и осторожно тронулись в путь. В этот момент они не думали, что просрочат время, получат штраф. Главное — поскорее доставить шведа на пункт скорой помощи. Они довезли его до санитарного автомобиля, помогли уложить на носилки, затем плечами подтолкнули автомобиль (он забуксовал на мокрой траве). Лишь до конца исполнив товарищеский долг, они вновь вышли на дистанцию. Благородный поступок советских гонщиков быстро получил широкую огласку. Представитель шведской национальной команды обратился в дирекцию соревнований с официальным заявлением, в котором благодарил спортсменов за проявленное ими великодушие. Специальным решением жюри соревнований Косматову и Хохлову было предоставлено льготное время — двадцать мин ут — для приведения машины в порядок перед постановкой ее в Закрытый парк. Евгений Косматов и Иван Хохлов не привезли из ФРГ медалей победителей. В память об этих соревнованиях они бережно хранят лишь скромные значки шведского автомотоклуба, врученные им шведами с горячим чувством признательности. Но ведь иногда и маленький значок может быть весомее большой медали, особенно, если он свидетельствует о высоких качествах человека.7