Ник. БобровНа окраине небольшого украинского города Шостки, среди зелени акаций и тополей раскинулись цеха кинопленочной фабрики № 3. Более восьмидесяти процентов рабочих и служащих этого предприятия — члены ДОСААФ. Эта организация признана одной из лучших в Сумской области. Здесь особенно хорошо налажена подготовка шоферов и мотоциклистов. Первичной организацией ДОСААФ руководит коммунист Н. Вареник. Недавно он был награжден нагрудным знаком Общества «За активную работу». О том, как работают активисты ДОСААФ этой фабрики, что помогло им оживить оборонную работу, сделать ее массовой, содержательной и по-настоящему увлекательной, мы и хотим сегодня рассказать. «В ЖИЗНИ ЭТО ПРИГОДИТСЯ...»Отчетно-выборное собрание на фабрике проходило бурно. В зале было не так уж много народа — в то время организация ДОСААФ насчитывала всего лишь сорок четыре человека. Однако те, кто пришли на собрание, выступали горячо, резко. Раньше, бывало, председатель не раз постукивал карандашом по графину и, тоскливо глядя в зал, вопрошал: — Ну, кто, товарищи, выступит? А тут словно прорвалось — один за другим люди поднимались на трибуну. Когда приступили к выборам председателя, кто-то крикнул: — Вареника! Николая Филипповича! Предложение единодушно поддержали, и Вареника избрали председателем первичной организации ДОСААФ. В первый момент это его удивило и даже немного обескуражило. Он работал в охране фабрики. Дело это хлопотное, нервное, а тут на тебе — отвечай, кроме своей работы, еще и за всю досаафовскую.— Ну вот, друг, и все хозяйство, — сказал прежний председатель, показав Варенику сиротливо прислоненную в углу малокалиберную винтовку — единственную собственность организации. Принял Вареник и ведомости на уплату членских взносов, перелистал их и нахмурился — многие члены Общества давно не платили взносов. «Так с чего же начинать?» Задумавшись, Николай Филиппович пролистал протокол отчетного собрания. Вот Белоусов предлагает организовать курсы шоферов-любителей. Ага, вот еще один просит об этом же. Да что они сговорились что ли? Несколько человек — и все об автокурсах. Ну что ж, дело хорошее. Но где найти преподавателя, кто даст учебные пособия? Да и практиковаться не на чем — своего автомобиля нет. После ярко освещенной комнаты на улице показалось особенно темно. Николай Филиппович вышел за ворота. Вареник думал о том, что хорошо бы всю эту молодежь научить метко стрелять, водить автомобиль, мотоцикл. В жизни пригодится!.. «В жизни это пригодится...» Постой! К-то это сказал?» — старался вспомнить Вареник. Было холодно и темно. По сторонам двумя ровными рядами, застыв, словно часовые, стояли тополи. Ветер зло раскачивал голые ветви. «Все-таки кто же это сказал?», — навязчиво вертелась одна и та же мысль. Николай Филиппович вдруг вспомнил такую же осеннюю, но полную тревоги ночь, увидел себя рядом с шофером в кабине старенькой полуторки на ухабистой, изрытой снарядами и бомбами грунтовой дороге. В кузове ехал еще солдат-связист. Они везли телефонный кабель и питание для раций. Шофер торопился: груз должен быть на передовой утром, до начала наступления. Неожиданно машина резко остановилась. Капитан Вареник вопросительно взглянул на шофера. — Кажется, воронка впереди, — устало сказал тот. Вареник молча вылез из кабины и прошел по дороге, напряженно всматриваясь в темноту. Нарастающий свист снаряда прижал его к земле, и он почувствовал, как она вздрогнула от взрыва. В голове еще звенело, когда Вареник подбежал к грузовику: двигатель заглох, ветровое стекло, пробитое осколком, растрескалось, шофер бессильно обвис на штурвале. Вместе с солдатом Вареник перенес убитого водителя в кузов и осмотрел машину. Она была цела. Вареник попытался завести ее, но двигатель не дал ни одной вспышки. Вот когда Николай Филиппович пожалел, что не интересовался раньше устройством автомобиля. А ведь сейчас от этого зависит жизнь сотен людей ив какой-то мере успех предстоящего наступления. Не заведут двигатель — часть останется без связи. — Разрешите, товарищ капитан? Подняв капот, солдат накрылся шинелью и засветил фонарик. Потом он разыскал в кабине ключ, плоскогубцы, что-то подвинтил, крутнул рукоятку. Двигатель заурчал на малых оборотах. — Поехали, товарищ капитан! По дороге Вареник с удивлением узнал, что солдат никогда не работал шофером. Однако еще до войны он занимался на осоавиахимовских курсах водителей.— Мне тогда многие говорили: чего, мол, зря время теряешь, — рассказывал солдат. — А я знал — это в жизни пригодится... Да, такая наука, как автодело, в жизни пригодится. И среди рабочих и служащих найдется много таких, кто пожелает заниматься на курсах.— Вот с этого и нужно начинать, — решил Вареник.ПЕРВЫЕ ШАГИ Итак, есть стол, есть горячее желание работать, есть и первая цель, как потом шутил Вареник, — «цель минимум». Но ведь, как ив каждом деле, главное было в том, чтобы такое же желание — достичь поставленную цель — охватило и других активистов, чтобы они в свою очередь зажгли огонек интереса у своих товарищей. Иначе самые лучшие пожелания самого лучшего председателя комитета останутся пустыми словами. Это Вареник понимал хорошо. Поэтому прежде всего решил укрепить организацию. Повесил объявление. Но в первые дни записалось всего три человека. В чем же дело? Поговорив с рабочими, Вареник узнал неожиданную для себя новость: большинство плохо представляло себе цели и задачи Общества. Николай Филиппович поговорил о парторгами и профоргами цехов, попро-ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕСТИДИЕВКИНАБЕЗ ХЛОПОТ И ЗАБОТ.I*