/stf 0mwa#U$&ii&fr <£ /ж/н£яге&нЛк£~В ЫХОТИТЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОТДОХНУТЬВ ПУТЕШЕСТВИИ И ОСТАТЬСЯ К КОНЦУ ПОЕЗДКИ БОДРЫМ, З ДОРОВЫМ . К АК ЭТО СДЕЛАТЬ? ОПЫТНЫЙ АВТОМОБИЛИСТ Н. У НТДАЕТПРАКТИЧЕСКИЕСОВЕТЫ НА ЭТОТСЧЕТ .Сколько часов в сутки водитель может управлять машиной? Нужно ли соблюдать определенный режим при длительных путешествгьях? Следует ли лять график ния? составдвижеТакие вопросы довольно часто задают малоопытные водители. Попробуем дать на них ответ. Управление машиной — работа, причем работа умственная и физическая одновременно. Некоторые считают труд водителя чуть ли не развлечением: «Сиди себе да крути баранку». Действительно, для того чтобы вести исправную машину, не требуется особой физической силы. Но на больших скоростях, с которыми движутся современные автомобили среди потока машин, троллейбусов, автобусов и пешеходов, нервы водителя напряжены до предела. У водителя в пути должны быть постоянно «включены» зрение, слух, осязание и обоняние. В течение долей секунды ему надо оценить обстановку, принять правильное решение и выполнить . его. Не удивительно, что после четырех—шести часов непрерывного управления машиной водитель чувствует себя усталым, а при сложных дорожных условиях — и вовсе разбитым. Поэтому даже физически здоровый, опытный водитель не должен проводить зэ рулем более двенадцати — четырнадцати часов в день. А для малоопытных шоферов-любителей этот срок должен быть сильно сокращен. Медицинские наблюдения за работой водителей дают возможность утверждать, что при десяти—двенадцатичасовой непрерывной езде в сложных условиях нервное напряжение достигает такой степени, что даже шести — восьмичасовой сон обычно не всегда восстанавливает силы. Работоспособность, быстрота реакции, сохранение здоровья, а следовательно и благополучие длительного путешествия, могут быть обеспечены только при соблюдении правильного режима, т. е. правильного чередования работы, питания, отдыха и сна. Если во2*дитель соблюдает режим, уменьшается вероятность аварий и несчастных случаев. Разумеется, какого-нибудь единого графика или стандартного режима для всех автотуристов быть не может. Это зависит от возраста водителя, состояния его здоровья, опыта вождения машины, состояния дороги, протяженности маршрута, исправности автомашины и многих других факторов. Основываясь на опыте многих автотуристов, а также на своем собственном, я предлагаю следующий примерный распорядок дня и режим путешествия. Выезд из дому рекомендуется намечать на вторую половину дня, с расчетом засветло проехать 200—300 км . Как бы долго вы ни собирались в путешествие, к моменту выезда обычно выясняется, что не все готово. Разумеется, и последняя ночь перед выездом по той же причине не будет использована для полноценного отдыха. Вот поэтому-то и следует отправляться в путь в середине дня с тем, чтобы после относительно небольшого пробега, спокойно отдохнуть в дорожной гостинице или просто в автомобиле. В последующие дни выезжать, как правило, нужно на рассвете, в пять — шес хь часов утра. После двух — трех часов движения следует делать десят и — пятнадцатиминутную остановку. Во время таких коротких остановок хорошо немного размяться, закусить. Через каждые четыре — пять часов движения нужно останавливаться на час — полтора. В это время можно пообедать, осмотреть машину. Общая продолжительность движения за день при хорошей погоде не должна превышать вос емь — двенадцать часов. Заканчивать движение рекомендуется до наступления темноты, чтобы можно было найти удобную стоянку для машины и место для ночлега. Кроме того, важно успеть осмотреть машину, подготовить ее к дальнейшему путешествию. После каждых трех — четырех дней путешествия следует делать дневку — суточный отдых. Такую дневку хорошо сочетать с осмотром каких-либо достопримечательностей, музеев, памятников. В пути очень важно регулярно и хорошо питаться. Рекомендуется всегда иметь в машине термосы с горячим кофе или какао. Завтрак и ужин могут быть приготовлены в машине из продуктов, имеющихся в запасе или приобретенных в пути. Обедать нужно стараться в столовых или в ресторанах:хотя бы один раз в день надо принимать горячую пищу. Утром нужно обязательно делать зарядку, обтираться холодной водой, о > днем, если представится возможность,., купаться. Ночную езду безусловно следует от ­ вергнуть: нервное напряжение и утомляемость возрастают в несколько раз,. а скорость движения и опасность аварии намного увеличиваются. Даже езда' с напарником дает преимущества только' днем; водители меньше утомляются,. повышается их работоспособность. Этопозволяет удлинить дневной пробегНекоторые считают, что двое водителей, меняясь, могут вести машину непрерывно, днем и ночью. Это неверно. Дело в том, что отдых в движущейся машине не может быть полноценным, ai ночная езда посменно в одинаковой! степени утомляет обоих водителей. На> следующий день работоспособность их понизится, это приведет к снижению, скорости и, может быть, к несчастному случаю. Как же в каждом конкретном случае составить правильный режим? Прежде всего необходимо определить количество дней, которое может быть затрачено на путешествие. Затем следует выбрать маршрут и, по возможности, изучить его по карте. Надо, хотя бы приблизительно, определить средние скорости движения на различных участках. Следует весь маршрут разбить на дневные участки, учитывая, что дневной пробег целесообразно заканчивать в населенных пунктах. Вы должны наметить и дневные пункты отдыха. Их тоже желательно делать в населенных пунктах или вблизи них. Обязательно надо предусмотреть время и на дневки, экскурсии, пешие прогулки и т. п. Во время этих дневок надо производить и технический уход за машиной. Теперь остается лишь сопоставить количество полученных дней с общим временем на путешествие. Если все хорошо сходится, составляйте график движения. Покончив с расчетной частью, готовьте машину. Конечно, то, о чем говорится в статье, не может быть строго обязательно для каждого. Опытный путешественник сумеет сам выработать для себя наилучший режим. Эти заметки предназначены для тех, кто впервые отправляется в дальнюю дорогу.N. Унт, инженер-полковник, член бюро туристской секции ЦАМК.