Рис.5.телем прошла попрямой 76 м. На модели установлен двигатель, состоящий из двух пучков резины по 15 и 14 лент сечением 1X4мм , соединенных спомощью цилиндрических шестерен с разным числом зубьев. Вес модели — 700 граммов, длина — 450 мм , диаметр колес — 67 мм , колея — 163 мм , о б -щая длина резинового движителя — 650 мм . Силовая пере ­ д ача — червячная. Ведущие колеса изготовлены из фанеры и обрезинены, направляющее колесо сделано из дюралюминияс резиновым' б андажом . Кузов — деревянный, долбленый. Среди спортсменов, изготовивших модели с резиновыми двигателями, был отмечен самый молодой участник соревнов аний — ученик 6-го класса 11-й средней школы гор . Риги Ивере Элертс. Он изготовил модель-полумакет самосвала на базе автомобиля ГАЗ-51. При небольших габаритах модель Элертса прошла 34 м. Д ля передачи усилия от резииодвигателя на ведущие колеса под прямымуглом Элертс изготовил оригинальную зубчатую передачу с передаточным отношением 2 : 5. Схема передачи показана на рис. 5. Ведущая шестерня изготовлена из жести. Ведомая шестерня представляет собой деревянный барабанчик, плотно насаженный на ведущ ую ось, с вбитыми в него по окружности зубцами. Кузов мо ­ дели — комбинированный, изготовлен из дереза и картона. Колеса — резиновые с металлическими втулками. В модели со ­ блюдены масштабные размеры . Судейская коллегия особо отметила модель гусеничного трактора с электродвигателем, изготовленную рижским автомоделистом Николаем Юрсоном . Его трактор свободно букси ­ ровал маленький автомобиль вместе с водителем. М одель могла двигаться как вперед, так и назад. Она свободно преодолевала подъем в 60° и вертикальную стенку высотой 65 мм . Основные данные модели: длина — 410 мм , колея — 200 мм , вес — 7070 гр , двигатель электрический мощностьюоколо 50 ватт, напряжение — 24 вольта, сила тока — 2 ампера, подвеска — балансирная. На модели установлены два борто ­ вых редуктораи рычаги поворота. Имеется специальное при ­ способление для натяжения гусениц, изготовленных из рези ­ новых траков со стальными пальцами. Кузов, кабина и капот сделаны из жести, а тент над кузовом — из ткани. Конструкция трактора вцеломи всех его механизмов в отдельности тщательно продумана и решена удачно. зам. главного судьи 3. IJcaxuc, соревнований.КОРДОВЫЕ УСТРОЙСТВА И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЗАПУСКА МОДЕЛЕЙ1. КОРДОВЫЕ УСТРОЙСТВА Соревнования автомобильных моделей с двигателями внутреннего сгорания проводятся на горизонтальной гладкой площадке (корде) по кругу на дистанции 400, 500, 800 и 1000 метров. Модели, как правило, движутся против часовой стрелки. Их движение по кругу обеспечивается специальным кордовым устройством, состоящим из стойки сшарниром , к которому сверху прикрепляется трос. Все детали должны быть проч ­ ными и отвечать требованиям безопасности. К ордовые устройства могут быть стационарными и переносными. Стационарный корд показан на оис. 1. Для того чтобы на нем можно было испытывать модели всех классов, он долж ен быть асфальтированным или бетонированным и иметь 35—50 метоой в диамегое. В центре его устанавливается стационарное кордовое устройство. Оно состоит из железной трубы, стержня и шарикоподшипника. Один конец трубы вкапывается на глубину 120—160 см, другой возвышается над зем ­ лей не более 20—25 см Внутрь трубы вставляется металлический стержень На его верхнем конце крепится шарикопод ­ шипник с хомутиком, к которому при помощи карабинчика цепляется коодовая нигь. Стержень должен плотно входить в трубу и надежно закрепляться при помощи винтов. На рис. 2 показано переносное кордовое устройство, п озволяющее проводить соревнование моделей на любом асфальтированном или бетонированном участке (рис. 3). На время соревнования моделей вокруг временного корда устанавливаются ограждения . Они делаются переносными (съемными) высотой 45—50 сми состоят из нескольких секций, соединяющихся между собой дверными петлями. Каждая секция изготавливается из двух досок, скрепленных между собой угольниками. Диаметр круга, о бразуемого таким ограж дением , должен быть больше диаметра корда на 1,5—2 м. Лучшей кордовой нитью является специально изготовленный 3, 5 или 7-жильный тросик, сплетенный из проволоки ОВС диаметром 0,05—0,1 мм . Но можнос успехом использовать и простую рояльную струну либо проволку ОВС. Для испытания на корде моделей различных классов ре ­ комендуется брать нить (тросик) следующего диаметра: Класс 1,5 2,5 5 10 модели смЗ смЗ смЗ смЗ Диаметр нити 0,2—0,3 0,4 0,5—0,6 0,8—1,0 (тросика) мм мм мм мм4/