ОШИБНИ,СТАВШИЕТРАДИЦИЕЙПочему на шестидневных соревнованиях большинство гонщиков было вынуждено сойти с диет анцииКогда закончились третьи шестидневные мотоциклетные соревнования на первенство СССР 1957 года, проходившие в Расторгуеве под Москвой, победителям их — сильнейшим спортсмен ам — были вручены награды. Но не о напряженной борьбе за призовые места, не о высокой технике вождения машин в трудных дорожных условиях, не о тактической, технической и физической подготовке участников приходится говорить, подводя итоги этих соревнований. Они оставили, главным образом, чувство глубокой неудовлетворенности и разочарования. И, хотя состязания продолжались шесть дней, интерес к ним со стороны зрителей и спортсменов был потерян уже к исходу второго дня. Вот как это произошло. В первый день на старт многодневки вышло 80 команд. 272 мотоциклиста на 238 машинах включились в трудную и увлекательную борьбу. Результаты дня были ободряющими: к вечеру финишировало 214 гонщиков (не считая колясочников), причем 111 без единого штрафного очка. Да и как могло быть иначе! Ведь среди спортсменов было 50 мастеров спорта, много перворазрядников. Накануне второго дня в судейской коллегии (гла°ный судья Б. Воскресенский) возник разговор о состоянии доp oi , по которым должны были провести свои машины спортсмены. Представители некоторых местных команд, хорошо знающие трассу, заявили о том, что она труднопроходима. Они настаивали на снижении заданных скоростей. Эти вполне резонные пожелания, к сожалению, были отвергнуты. Начальник дистанции Ю. Гофман заявил в судейской коллегии, что, по его мнению, трасса вполне проходима, и нечего-де устраивать из состязаний мотоциклетную прогулку. Судейская коллегия еще не успела разойтись, как начался дождь. Он лил с небольшими перерывами всю ночь, превратив легкопроходимые дороги в труднопроходимые, а труднопроходимые в совершенно непроходимые. Но и это не заставило задуматься никого из членов судейской коллегии. Она так и не внесла коррективов в ранее намеченные планы Утром был дан старт. Развязка не заставила себя ждать. Один за другим спортсмены стали возвращаться с грассы, не пробившись даже через грязевый барьер у деревни Вяльково. Перед теми, кто сумел пройти дальше, встал второй, не менее трудный участок — в районе Сараксеевки. Тут к одной беде прибавилась другая: у многих гонщиков кончилось горючее. Третью знаменитую в округе стремиловскую грязь удалось преодолеть всего 44 спортсменам. 2 «За рулем» № 7 Таким образом, перед третьим днем соревнований в «строю» осталась лишь шестая часть стартовавших в первый день мотоциклистов. Причем иу них машины были подорваны непомерной нагрузкой и могли сдать в любую минуту. Создавалась реальная угроза срыва соревнований. И тогда Главная судейская коллегия пошла на безпрецедентное нарушение условий проведения многодневных мотоциклетных соревнований. Она объявила своеобразную амнистию всем, кто прошел пункты KB с опозданием более чем на час, но имеет отметки этих пунктов. Однако и это не спасло положения. Дело в том, что многие участники, хорошо зная, что часовое опоздание неизбежно ведет к автоматическому исключению из состязаний, сами принимали решение о прекращении борьбы и возвращались к месту старта-финиша, не останавливаясь на пунктах КВ. Поэтому вполне понятно негодование этих товарищей, когда они вдруг узнали о решении судейской коллегии и поняли, что выбыли из соревнований «по своей вине» Вот тогда-то и была отправлена телеграмма в редакцию, опубликованная на этой странице О том, как прошли остальные дни соревнований, можно сказать коротко. Напуганная печальным опытом второго дня и боясь растерять последних участников, судейская коллегия ударилась в другую крайность — независимо от погоды из трассы были исключены все труднопроходимые участки. Несмотря на это, соревнования закончило менее 20 процентов участников. Многодневные мотоциклетные соревнования проводятся у нас всего третий раз. Однако аналогичные грубые ошибки и промахи, допускаемые в ходе состязаний, уже имеют свою печальную историю, приобрели характер дурной традиции. В прошлом году больше половины участников многодневки «утонули» на броду через неожиданно разлившуюся после дождя речку Рожайку. Годом раньше примерно такая же картина наблюдалась на грязевом участке между Веневым и Тулой. И дело ту не только в плохой работе службы дистанции, отсутствии должной ИТОГИ СОСТЯЗАНИЙ Первые места заняли: В классе яо 125 см1 для женщин — Н. Шарапова. В классе до 125 см ! для мужчин — А. Сироткин. В классе до 350 см11 — Е. Субботин. В классе до 750 см1 — А. Корнеев. В классе до 750 см трехколесн. — А. Лиханов, А. Карасев.гибкости в руководстве соревнованиями и других недостатках организационного характера. Одной из серьезных причин этих ошибок является, на наш взгляд, глубоко порочный пункт 3-й самих условий проведения многодневных соревнований, на основе которого производится выбор трасс. В нем сказано, что трасса соревнований должна включать не менее 10°/о относительно трудных по проходимости участков и не более 40°/о хороших шоссейных дорог. Для второго дня соревнований, например, была намечена трасса, включавшая, помимо шоссейных, 132 км проселочных дорог и 109 ;:м дорог, имеющих сильно выбитое булыжное покрытие. Гонщики назвали ее (в том виде, какой она была в день соревнований) «трассой дикого кросса». Но попробуйте установить, противоречит ли дистанция второго дня многодневки пункту 3-му условий? Оказывается, нет, не противоречит. Болев того, если бы все 400 км (100%) трассы представляли собой непроходимое месиво, и тогда, оказывается, это тоже отвечало бы третьему пункту условий. У нас для мотокроссов, рассчитанных, как правило, на 1,5—2 часа, не разрешается намечать дистанцию протяженностью свыше 60 км. А в данном случае она «законно» чуть не в три раза превышала эту норму. Вот к чему могут привести резиновые формулировки! Необходимо в корне пересмотреть порядок выбора трасс многодневных мотоциклетных соревнований. Это нужно сделать еще и потому, что равнинные, преимущественно кроссовые трассы очень мало дают для подготовки наших спортсменов к международным многодневным состязаниям. Как известно, за рубежом такие виды соревнований проводятся в гористой местности, на каменистых трассах. Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что третьи многодневные мотоциклетные соревнования не принесли пользы спортсменам, не позволили им подтвердить или повысить свои спортивные разряды. Плохая организация соревнований привела к неоправданному расходу средств. По существу скомпрометирована и сама идея многодневных соревнований.Б. Кузнецов.