гШп/wfav..wсВМЕСТЕ БОЛЬШЕВИКАМИодетая и вооруженная русская армия под напором немецких войск стала откатываться. Вместе с отступавшими частями мы (я служил тогда в 1-й зенитной автобатарее) прибыли в г. Венден. Здесь потрепанные, изношенные грузовики поставили на ремонт. В Вендене до нас стали доходить слухи о беспорядках во многих войсковых частях ив Петрограде, где рабочие готовились взять власть в свои руки. В батареях появились большевистские •листовки. Однажды ночью был арестован орудийный мастер — большевик. Только-только мы успели кое-как подремонтировать автомобили, как был объявлен приказ — грузиться в эшелоны. Все держалось в секрете, и мы не знали, куда нас отправят. На одной из остановок в нашу теплушку вскочил солдат. — Братцы! Знаете, куда нас везут? — спросил он. — В Петроград! Большевики там восстание готовят... Слух об этом моментально распространился по всему эшелону. Что делать? Во всех теплушках шли жаркие споры. Дело в том, что шоферы в то время были привилегированной частью рабочего класса, многие из них поддерживали Временное правительство. Не доезжая километров 300 до Петрограда. батареи были приведены в боевую готовность. Тут уж отпали все сомнения. Было ясно, что нас хотят заставить стрелять в рабочих, которые выступали против Временного правительства. за мир. за свободу, за землю. В Царском Селе под Петроградом наш эшелон был остановлен. Кто-то крикнул: — Выходи строиться! Еще не понимая в чем дело, солдаты высыпали из теплушек и привычно вытянулись в строю. На платформу взобрался какой-то штатский оратор: — Солдаты! •— тонко прокричал он. — Россия на вас надеется. Вы должны огнем подавить большевистскую смуту, уничтожить бунтовщиков, которые не дают нам закончить войну с победой. Если вы согласны, правительство Керенского выдаст всем дополнительные пайки... Часть солдат начала склоняться на сторону оратора. Но тут на платформу вскочил невысокий плотный парень в замасленной куртке деповского рабочего. — Товарищи! Кого вы слушаете? Мало воевали? Еще хотите? Ах, не хотите? То-неудачного игольско-августовского наступления П ОСЛЕРижском фронтевойск Керенского на (1917 год) плохоНедавно в редакции журнала «За РFПДК 11 ИИ РУлем» встретились старейшие автомоби• L ^ п 1\ Ц пп листы — участники Великой Октябрьской социалистической революции. ...Сорок лет — срок немалый. Собравшиеся за редакционным столок-уже далеко не те молодые шоферы, которые с оружием в руках дрались за Советскую власть. Но каким огнем загорались их глаза, когда они вспоминали о незабываемых днях/ Многие из собравшихся когда-то воевали на одних и тех же фронтах, вместе создавали автомобильные и броневые части молодой Красной Армии Большинство из них не виделись друг с другом много лет, некоторые знали друг дрцга лишь понаслышке и познакомились только сегодня, в оедакции. Ненаписанные страницы славной истории революции оживали в простых рассказах этих рядовых участников Октябрьского переворота. С этого номера редакция начинает печатать отрывки из воспоминаний старых автомобилистов — участников Великой Октябрьской революции и гражданской войны. На снимке (слева направо): в первом ряду — Н. С. Веденеев. И X. Аргир, А. А. Муратов, С. И. Арапов; во втором ряду — В. И, Березкин. А. А. Виноградов, М. Е. Залюкин, Г. И. Щепочкин, С. С. Постельников, И.'М. Никитин, С. И. Соломатин. В ПТРЕЧД " w ii ь. i nRигда вы должны вместе с большевиками бороться против войны. А насчет пайков не беспокойтесь. Победят рабочие и крестьяне — будет хлеб... В конце концов решили голосовать. В то время, пожалуй, ни одного вопроса не решалось без голосования. За Керенского подняли руки офицеры, унтеры и часть батарейцев. За большевиков голосовали почти все шоферы, механики, слесари. Перевес, правда небольшой. оказался на стороне большевиков. В Петрограде на улице я случайно встретил моего бывшего ученика, шофера Костю Антонова. Я рассказал ему обо всем и сказал, что офицеры могут все-таки сагитировать часть солдат на выступление против большевиков. Костя привел меня к председателю Революционного комитета Московско-Нарвского района т. Штейну. Я рассказал ему о настроении батареи. Тогда т. Штейн дал мне двух красноармейцев, и мы отправились в батащнр. Красногвардейцы-большевики рассказали шоферам о положении в Петрограде, о лозунгах большевиков. После митинга вся батарея решила отдать себя в распоряжение Революционного комитета Московско-Нарвского района. В этот же день часть машин ушла на Пулковскую горку, где шел бой. Несколько автомобилей с орудиями были посланы на помощь матросам, штурмовавшим телефонную станцию. Вместе со своим грузовиком я участвовал в реквизиции продовольствия для красногвардейцев. разоружал отряды охраны железной дороги, с красногвардейцами фабрики «Скороход» ездил за оружием в арсенал. Так посланные в Петроград на «подавление», мы оказались участниками революционной борьбы. Позднее в составе 37-го автоброневого отряда я участвовал в боях против Юденича и на врангелевском фронте. После двухнедельных непрерывных боев мы соединились у Каховки с Первой Конной армией. Наш отряд дошел до Джанкоя. Вскоре я был назначен комиссаром 41-го автоброневого отряда, вместе с которым дошел до Краснодара. Потом наш отряд был направлен на Восточный фронт, в Иркутск. Вместе со мной на фронтах гражданской войны воевало немало автомобилистов. Их воинский труд был особенно труден из-за того, что на вооружении молодой Красной Армии состояли доставшиеся в наследство от царской армии разбитые машины преимущественно иностранных марок. Запасных частей не было, и шоферам приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы залатать и пустить в ход испортившийся автомобиль. И все-таки большевики-автомобилисты вместе со всем народом с честью выдержали испытания, разгромили всех врагов и отстояли Советскую власть.Н. Веденеев.И. Веденеев (крайний слева) в группе бойцоа 41-го автоброневого отряда в 1918 г.