ВНИМАНИЕ ВПЕРЕД!. ^ * • " ' , .Р.ВолодичВиктор Булыгин, руководитель автомодельной секции Харьковского автомотоклуба, сконструировал легкое, доступное в изготовлении, надежное сцепление с центробежным регулятором. ...Одна за другой мчатся по кругу разноцветные модели. Тут и длинные i гоночные машины всех размеров — от крохотной, с объемом цилиндра 1,5 см3 до «солидной» пятикубовой, сделанной автомоделистами-москвичами, и аэромобили, и полумакеты легковых машин. Лучше других выступают спортсмены Харьковского клуба. Особенно большой успех выпал на долю молодых слесарей — комсомольцев Евгения Ляшенко и Виталия Енина. ...По бетонной площадке бежит маленький, поблескивающий хромированными частями трехколесный обтекаемый автомобиль. Из кабины гордо выглядывает десятилетний «водитель» Женя Шаповалов. Вот он переключил рычаг, и автомобиль пошел быстрее. — Не смущайся, сынок!.. Механик А. И. Шаповалов, построивший для сына этот оригинальный автомобиль, взволнован больше всех. Ведь и юный спортсмен и машина, которую он ведет, впервые участвуют в соревнованиях. Сумеет ли Женя «выжать» из автомобиля все, не подведет ли машина? Но нет, все в порядке — судьи регистрируют срединою скорость 32,1 км/час и присуждают конструктору 110 баллов. Кроме А. Шаповалова, интересную конструкцию маленького микролитражного автомобиля представил шофер А. Ежов. Однако его машина, которая стартовала под управлением шестилетнего сына конструктора, оказалась слишком тихоходной. Первое место по группе моделей с двигателем внутреннего сгорания присуждено А. Шаповалову, второе и трет ье — харьковчанам Евгению Ляшенко и Виталию Енину. Хорошие результаты, показанные харьковскими спортсменами, во многом зависели от того, что на построенных ими моделях было установлено сцепление, сконструированное В. Булыгиным. По группе моделей с резиновыми и пружинными двигателями первое место занял молодой рабочий ХарьковскогоQ ТИ КОМАНДЫ то и дело слыша'-' лись 18 и 19 мая на просторном поле велодрома московского стадиона Юных пионеров. Здесь впервые в Советском Союзе проводились соревнования автомобильных моделистов — досаафовцев Москвы, Ленинграда, Харькова и Риги. К состязаниям допускались модели автомобилей с резиновыми и пружинными моторами, а также с двигателями внутреннего3 сгорания объемом. 1,5; 2,5; 5 и 10 см . Кроме того, в спортивной борьбе участвовали и конструкторы, построившие маленькие автомобили по произвольной схеме. ...Тонкая игла наполненного горючим шприца уколола светлое тело гоночного автомобильчика — идет «заправка». Всё проверено, мотор опробован и отрегулирован. До старта осталось 20 секунд. Судья на старте, взглянув на часы, громко командует: — Приготовиться! Завертелось колесо «стартера» — перевернутого велосипеда, приспособленного для заводки моделей. Несколько раз простреляв короткими очередями выхлопов, двигатель, наконец, заработал устойчиво. Харьковчанин Виктор Булыгин опускает модель на землю. Прижатая широкой ладонью, она стоит на бетонной площадке. Ведущие колеса неподвижны, хотя двигатель по-прежнему работает четко и ровно. — Внимание! Вперед... Булыгин отпускает модель, и она, натянув корд, медленно трогается с места. Набирая скорость, машина идет все быстрее. Булыгин поднял руку — «Старт принят!». Судьи нажали на головки секундомеров — время пошло. Около старта, где Виктор Булыгин пускал свою модель, собрались не только члены судейской коллегии, но и остальные автомоделисты. Всех заинтересовало созданное молодым конструктором оригинальное сцепление, которое он установил па своей модели. Каждому автомоделисту известно, что обычно ведущие колеса модели жестко связаны с коленчатым валом двигателя Поэтому при работающем моторе модель не может стоять на месте. Это сильно затрудняет старт. Ведь стоит толкнуть модель неточно или недостаточно быстро, как двигатель глохнет.станкостроительного завода Анатолий Гордиенко. Второе и третье места были присуждены рижским школьникам Эгилсу Дзелме и Райтису Свенкису. По группе моделей с электродвигателями первенство не присуждалось. Как уже было сказано, соревнования автомоделистов нескольких крупных городов проводились в Советском Союзе впервые. Тем более необходимо хотя бы коротко остановиться на выявившихся при этом недостатках. Сравнительно низкие результаты, показанные моделями (высшую скорость 91 км/час показала модель москвича А. Суханова, выступавшего вне конкурса), во многом обусловлены тем, что большинство конструкций изготовлены «на глазок», а центры тяжести машин определены приблизительно. Больше внимания надо уделять также освоению, регулировке и обкатке двигателей внутреннего сгорания — подавляющее большинство моделей заводилось с большим трудом. Впредь при проведении подобных соревнований необходимо более тщательно выбирать место для кордовой площадки — неровное бетонное поле значительно снизило скорость моделей. Нужно обязательно предусматривать места для зрителей. Оргкомитет не позаботился ио том, чтобы широко оповестить москвичей о предстоящих соревнованиях. Неудивительно, что на стадионе было очень мало зрителей. Конечно, большинство этих недостатков объясняется тем, что ни участники состязаний, ни .их организаторы еще не накопили достаточного опыта. По существу, прошедшие состязания были поисками путей и методов проведения автомодельных соревнований. В августе в Москве состоятся первые Всесоюзные автомодельные соревнования. Автомотоклубы ДОСААФ должны уже сейчас активизировать работу автомодельных секций, помочь им в. изготовлении технически совершенных, оригинальных конструкций.На верхнем снимке — трактор, изготовленный рижанином Н. Юрсоном, буксирует машину москвича А. Ежова. На нижнем — харьковчанин В. Енин готовит модель к старту. Фото Г. ЖИР НОВ А.