20
21
Путевой очерк Ю. КлемановаФОТО автора. ать из Праги в Готвальдов можнояпутями : ю жным — через голин, Гадличкув Брод. Ииглаву, У герске Градиште, либо северчерез города Подебради, Градец и, Свитаву, Оломоуц и Пшеров. тно, что оба пути, хотя они иобразуют на карте довольно замысловатые кривые , о динаковы по длине — и тот идругоймаршрут равен 325 нипометрам. Наш « р жидич » — водитель автомобиля, любезно предоставленного Цент ральным номитетом СВАЗАРМ для пое здкисоветскихи чехословацких Hopреспондентов в Готвальдов, избирает южный путь. — А обратно поедем через Оломоуц,— весело объявляет он. — т анчто за один день проедем почти по всей стране. В Готвальдове живутзнаменитые чехословацкие путешественники — автомобилисты Мирослав ЗикмундиИржи Ганзелна. Семитомное описание их увл екательныхпутешествий по АфрикеиЮжнойАмерике издано более чем в двадцати странах мира . Сейчас неутом имыепутешественники готовятся сов ершить на двух автомобилях «Татра» к ругосветную поездку по маршруту: Чехословакия — Р умыния — Болгария — Т урция — Сирия — Л иван — Иордания — Египет — Саудовская Аравия — Йемен — Иран — Иран — А фганистан — П акистан — Индия — Непал — Цейлон — Бирма — Вьетнам — Таиланд — Малайя — С ингапур — Австралия — Новая Зеландия — Новая Гвинея — Ф илиппины — К итай — Тибет — Монголия — Корея — Я пония — Советсний Союз — Польша — Германская Демократическая Республ ика — Чехословакия. Чтобы поближе ознакомитьсяс планом и ходом подготовки к этому гигантскому путешес твию , м ыи едем в Готвальдов.о становился , чтобы проверитьрезину — в этом не было необходимости, она не грелась, к ак это обычно бывает на го ­ рячем асфальте. Да ивмашинепочти не чувствовалось жары .Uo*; * " " & * "Д втомобильная дорога — к ак большая полноводная река : на ней тоже есть свои порогииотмели , водовороты и сильные течения. Разве не «несет» вас приспуске под гору , словно по речной быстрине , не качает на рессорах, нан на волнах, не подбрасывает и не « к рутит » на колдобинах и ямах? Разве не похожи издали на бакеныкрасные опознават ельныезнаки , у становленные на дор ожном полотне ипредупреждающиео своеобразных отмелях — р емонтируемых участках? А какой водитель не сбросит газ , п одъезжаяк ветхому мостину или к железнодорожному переезду — э тим «порогам» на асфальтовом полноводье? Плывешь по нескончаемой серо-голубой ленте такойреки , и то попадешь втуман , м ягкостелющийся по низине , т овдругзалюбуешьсястайкой велосипедистов вразноцветныхмайках . По сравн ениюс автомобилем они едут так медленно, что кажутсямаленькими лодочками, тихо покачивающимися на волнах. А товдруг корова, не сворачи ­ вая и не обращая внимания на сигна ­ л ы , начнет степенно, словно неуклюжийпаром , п ересекатьдорогу , заставляя водителя переходить с «полного вперед» на « т ихий » и «совсем тихий » ход... Все это есть и на чехословацких дорог ах , к оторые по своему «фарватеру» мало чем отличаются от наших . Но уж если закономерно сравнение дорог с рек ами , то нужносказать , ч то «берега» э тихреквЧехословакии выглядят совсем иначе. На протяжениипочти всего пути дорога обсажена лиственнымидеревьями , в том числе ифруктовыми . Правда, и у нас сейчас на сотнях километров автострад вытянулись зеленые саженцы . Но пройдет еще несколько лет, п режде чем из нихвырастутнастоящие деревья иможно будет по достоинству оценить приносимуюими пользу. А во время поездки по Чехословакии мы уже сейчас имели возможность убед итьсявтом . н асколько нрасивее становится дорога, к акулучшается видимость и состояние дорожного полотна. На него не оказываютпрямого воздейс твия ни палящие лучи солнца, портящие асфальт, н иветры , н аносящие летом пыль , а зимой снег. М ы ехали вжаркий летний день, под раскаленным добела небом, но шофер ни разу не На фото: В предместьях г. Брно.не только пейзаж по «берегам» чех ословацких дорог привлекает вни ­ мание путешественника. Шоссе, есл» м ожнотачвыразиться , и оборудовано несколько иначе, чем у нас. На первый взгляд, н апример , к ажется , ч то по сторонам нет километровых столбов. Только проехав несколько десятков ни лометров мыобнаружили , что счет имвсе-таки ведется. Цифры пишутсянанизкихкаменных плитах, о крашенныхв белый цвет с черной каймой , и замет ить их нелегко. Они теряютсясреди низкорослых оградительных столбиков, о крашенныхв те же цвета. К томужецифры на нихнаписаны не всегда отчетливо и... иногда не совпадают с другими указателями километража. Например, на дороге, ведущей вПрагуиз Карловых Вар мы видели километровый столбик сстметкой «31», а метрах вс орока от него большой указательныйщ ит , на котором написано : «До Праги 23 нм » . Чему верить? Зато гораздо чаще, чем у нас, на чех ословацких дорогах встретишьразлич ­ ные указатели . Порой их так много (на одном столбе!), что приходится останавл иваться , чтобы разобраться, к удаже следует ехать. Желтые стрелкиуказа ­ телей выполненытанже , к аку нас (т. е. с обозначением населенного пунктаи нилометража), но содержат еще и номер дороги — в Чехословакии все основные магистралипронумерованы , чтобы» облегчить пользование картами . У каза ­ тели расставлены на дороге примерно через каждые5 — 7 км . Очень удобны установленные на маги ­ с тральных дорогах, в едущихкПраге , большие картысчеткими обозначен иями районов города иближайших подъездных путейкним . Так какго ­ родские районы « п ронумерованы » , а дор огитакже имеют свой номер, водитель легкоможетвыбрать наиболее коротк ийпутьн месту назначения . Это раз ­ г ружает центральные магистрали го ­ рода, помогает экономить горючее. Почему быинашимдорожникам не позаимствовать этот полезный опыт? И, н аконец , нельзя не упомянутьеще об одной особенности в оборудовании чехословацких дорог. Речь идет о больших круглых зеркалах, устанавливаем ых на крутых поворотах иотчетливоотражающихв своих выпуклых линзах все то , что происходит на участие дор оги , к оторый обычно не виден. Благодаря этому становятся излишнимизву ­ к овыесигналыипереключение света, а такжеимногиедругие меры предостор ожности , п рименяемыеу нас на повор отах . Старая житейскаямудростьшо ­ фера — «Осторожнее на поворотах!» — к акбы теряет здесь свой смысл . К огда водитель, п риближаяськзеркалу , в и ­ д ит , что на шоссе нет нипрепят ­ с твий , н ивстречныхмашин , он имеет возможность больше «срезать» угол, меньше сбрасывать гази на очень. «петляющей» дороге ехать со значительно большей средней техническойско ­ р остью , чем обычно. Для водителей та ­ к ихмашин , н ак «Татра-87», «Татра-603», и некоторых чехословацких грузовиков это важнотакжеисточкизрения экономии топлива — эти машины имеют наименьший расход топлива прискоро ­ с ти 70 — 100 км/час. Зеркала, у становленные на поворот ах , б ываютразных размеров — от 60 до 100 см в диаметре. М онтируютсяони на столбах примерно на уровне человеч еского роста ивыполняют , в некото ­ рой мере, ф ункциюдорожныхзнаков , т акнакониокаймленыхорошо заметн ым издали полосатым кольцом шири ­ ной в 10 —15 см . Иногда, на очень кру ­ т ых поворотах сразвилкойдороги , у ста ­ навливают два зеркала . Во всяком случае, проехав по чехословацким дорогам в общей сложности больше 1000 км , м ы не встретили ни одного «опасного поворота», где не было бы одного, либо двух зеркал.20 „ У час eyr$i»i Sep аДя/эиа.еще об одном приметном явлении на дорогах Чехословакии хочется расс казать . Тот, к ому доводилось ездить по автостраде Москва — Симферополь, вероятно, не раз удивлялся, читая на многочисленных плакатах, расставленн ых по обочинам дороги, обращенные к нему призывы : «Больше тканей ! » , «Выходи на физзарядку!» и т. п. При всем своем полном одобрении задач, с тоящих перед текстильной пром ышленностью , п роезжий автомобилист (если бы даже он и оказался ткачом) вряд ли может в этот момент способствовать увеличению выпуска ткани. Едва ли он последует такжеипризывувыйти из машиныи начать делать, скаж ем . приседания на обочине. Между тем подобных образцов «наг ляднойагитации » и рекламы (зачем, н апример , требовать от автомобилиста: -«Покупайте черную икру!») на нашихдорогах еще немало. Не выполняя своей прямой задачи, они лишь отвлекают внимание водителей, в ызываюту него чувство естественного раздражения и, в конце конвов , п римелькавшись , п ри ­ т упляют его реакциюужеи на те плак атыидорожныезнаки , которые след уетпринимать во внимание. В Чехословакии наглядная агитация на дорогах действительно полезна и, к ак по форме, т аки по содержанию , соответствует своему назначению. Во-перв ых , она полностью обращена к водит елям , во-вторых — не назойлива и разнообразна. Въезжая, например, в Ииглавский район , в ы прочтете на большом круглом плакате: — Ииглава приветствует дисциплини ­ р ованных водителей. У нас здесь ездят •без нарушенийправил ! В другом месте мы видели плакат: — Слава водителям, ездящим без аварий! А при выезде из Готвальдова водителя напутствуют словами: — П риезжайте снова! Желаем вам •счастливого пути ! ( К стати , на лицевой •стороне этого же плаката написано: «Добро пожаловать, только соблюдайте правила уличного движения!»). Разумеется, и у нас есть плакаты , предостерегающие шоферов от аварий ипризывающие соблюдать правила движ ения . Они и больше, и ярче, и часто в художественном отношении лучше, но... на них мало нто обращает вниман ия . Почему? Да просто потому, что этиплакаты однообразны искучны . Перем ежаясьс неуместной рекламой, о нидесятки раз повторяются без всяких вар иаций : «Обгон ведет к аварии», «Соблюдайте правила движения!» — вот, пож алуй , и весь репертуар . Завидя издали такой плакат, водитель равнодушно отворачивается, к ак от старого, надоевшего зрелища. А вот нашчехословацкий « р жидич » , т оварищ Зденек Лине , не переставал в течение всей поездки в Готвальдов с удовольствием и вслух читать все новые и новые репл ики на плакатах, о тражавшиекаждый раз различные нравы и склад характера людей тех мест, которые мы проезжали . Он охотно переводил нам тексты на русскийязыки заразительно смеялся, «огда попадались остроумные обороты. |^Фото вверху: На чехословацких дорогах: ! — зеркало на повороте дороги; 2 — столб с дорожными указателями; 3 — дорожный знак «Ремонтные работы»; 5 — плакат при въезде в область Ииглава; 4 — агитплакат у дороги между Брно и Готвальдовом: «Мы, мотоциклисты, боремся за мир».Фото внизу: На одной из площадей г. Готвальдова.означает приближение ремонтируемого участка дороги, а два бегущихв поле треугольника мальчика — близость шко ­ л ы , либо детского учреждения . Очень понравился нам незнакомый ранее знак , п редупреждающийо неровностях дор оги — он содержит такое впечатляющее изображение ухаба, что, увидев его , невольно сбрасываешь газ... Д орожныезнаки , не требующие «перевода», привились здесь еще и потому, что страну ежегодно посещает множе ­ ство иностранныхтуристов . Но ведь иу нас открыты ворота для многочислен-дау: C/CSHVIWyGur, UtCCtff/р прочем, з переводах нуждались тольно тексты плакатов, да еще разве... некоторые названия городов (например, Гадличкув Брод, к оторый вовсе не бред, а большой населенный пункт ) . О различных же дорожных обстоятельствах, с кажем , неровностях дороги, р емонтных работах, шнолах и больницах, располож енных близко к полотну дороги , нас предупреждали понятные каждомузнаки с... соответствующими рисунками . Нап ример , к расныйтреугольник , в поле которого нарисован человек с лопатой,