помог организовать телефонную связь по всей трассе гонок, установить громкоговорители для информации зрителей, обеспечил судейскую коллегию прямой связью с городом. Городской Совет Таллина, рассмотревший и утвердивший мероприятия оргкомитета, дал указания начальникам автобусного и таксомоторного парков обеспечить бесперебойную работу транспорта по подвозке зрителей на соревнования. На больших состязаниях, когда зрителей особенно много и имеющихся в городе автобусов не хватает, автобусный парк заключает договоры с автохозяйствами и те выделяют для этой цели грузовые автомашины, специально оборудованные для перевозки людей. Руководство и профсоюзные организации многих предприятий, колхозов и совхозов для перевозки рабочих, служащих и колхозников на соревнования выделяют свой транспорт. Множество таллинцев отправляется на мотогонки на собственных автомашинах и мотоциклах. По согласованию с органами милиции был определен порядок следования транспорта и места его стоянок. Как обычно, мотоциклетные состязания проводились в воскресный день. Большинство зрителей отправилось туда на целый день, вместе с семьями. Поэтому Министерство торговли республики дало указание горторготделу развернуть на трассе гонок несколько десятков буфетов и ларьков. Продажа каких-либо алкогольных напитков в это время была категорически запрещена. Мы придаем большое значение информации о состязаниях. За несколько дней до соревнования по городу были расклеены красочные плакаты, газеты сообщали о ходе подготовки к гонкам. В типографии были напечатаны билеты и программы с именами и номерами гонщиков, некоторыми сведениями об условиях состязаний и коротким рассказом о прошлогоднем розыгрыше первенства Эстонии и достигнутых тогда результатах. Пригласительные билеты мы разослали во все редакции газет, ж ур ­ налов и радио. Кроме того, корреспондентам создаются все условия для облегчения их работы: они имеют возможность передвигаться по трассе, пользоваться прямой связью с городом. Нас часто спрашивают о том, как нам удается продавать такое большое количество билетов. Мы делаем это следующим образом. В Таллине существует Добровольное пожарное общество. Оно берется силами своих членов распродать билеты и обеспечить возможный контроль на основных подъездах к трассе. Распространители получили билеты за несколько дней до начала соревнований и продавали их не только на улицах, но и непосредственно на предприятиях, заводах, в школах, колхозах. За распространение билетов мы отчисляем в пользу общества восемь процентов от общей выручки. Еще заранее, при составлении сметы предстоящих состязаний, оргкомитет на основании прошлого опыта подсчитал, что удастся продать приблизительно 50—60 тысяч билетов (к сожалению, мы не можем пока похвалиться, что все 1»200 тысяч зрителей покупают билеты). Кроме того, мы отпечатали 10 000 экземпляров брошюр-программ и почти все их продали. Таким образом, после уплаты распространителям билетов и государственного налога у нас осталось около ста тысяч рублей. Прибыль, получаемая от проведения состязаний, позволяет нам провести дополнительные работы по ремонту и оборудованию трассы, помочь гонщикам лучше подготовить машины и т. д. Если соревнования организуются каким-либо спортивным обществом или автомотоклубом, неизрасходованные деньги поступают на текущий счет этого общества или автомотоклуба. Опыт многих мотоциклетных соревно-ваний, проведенных в Эстонской ССРГ убедительно говорит о том, что правильная их организация позволяет получать прибыль не только от гонок на ипподромах и мотодромах, но и от обычных шоссейных соревнований. Нам не раз приходилось слышать о каких-то особых условиях, якобы существующих в Эстонии и способствующих тому, что на мотоциклетные соревнования у нас собирается так много зрителей. Должен сказать, что никаких особых условий у нас нет и, конечно, быть не может. Просто, устраивая соревнования, мы заботимся! не только о спортсменах, но и об удобстве зрителей. Вот и все наши «особые условия». Уверен, что их можно создать в любом советском городе.ПОЧЕМУ ПУСТУЮТвызываются на старт, — из громкоговорителя! голос информатора. — Товарищи зрители! Будьте осторожны — трасса закрыта... Однако это напоминание было излишним. Несмотря на то, что скоростные гонки — заключительный этап всесоюзных шестидневных мотоциклетныхI i соревнований — проводились в одном > из живописных уголков столицы, около > величественного здания Московского i университета, лишь редкие прохожие I останавливались на минуту, чтобы ) взглянуть на развернувшуюся острую спортивную борьбу. В чем же дело? Может быть, москвичи такой уж инертный народ, кото? рый не любит мотоциклетный спорт? Конечно, нет. Но уж так повелось — никто из устроителей состязаний не подумал о зрителях. В вестибюле ЦенЭ трального автомотоклуба ДОСААФ , много дней висели большие плакаты, извещающие о мотоциклетных соревноз ваниях. А вот на улицах города, в учебных заведениях, Дворцах культуры1 и клубах этих плакатов не оказалось. / Программы, отпечатанные по заказу : ЦАМК, были предельно лаконичны: фамилии гонщиков, их стартовые нос мера и класс мотоциклов, на которых они выступают. Кто они, эти спортс? мены? Как выступали в прошлом году? Чем интересны шестидневные состязания? Все это было бы бесполезно > искать в программах. Да и достать ихс было нелегко — на трассе гонок никто ) не позаботился о том, чтобы снабдить• ими зрителей. Об этом можно было специально иi не писать, если бы такое положение ! существовало только в Москве. В том-то > и беда, что во многих городах страны i мотоспортсмены выступают при почтиi пустых трибунах. — Зрители не ходят... — сокрушаются i организаторы соревнований. К сожалению, дальше горьких сетований на зрителей дело не идет. Начальники АМК не хотят задумыватьсяi над тем, почему же все-таки пустуют трибуны, кто в этом виноват. Зрители? ' А может быть, сами незадачливые руководители? Ведь, к примеру сказать, , в Таллине на гонки собираются сотни i тысяч людей, множество «болельщи-ТРИБУНЫ...Г онщики гремитков» привлекают мотоциклетные соревнования в Сталинэбаде, Ереване, Ульяновске, Ужгороде и других городах. Значит, дело не в зрителях. И в самом деле, взять хотя бы Сталинабад. В начале июня тут проходили зональные состязания. Начальник автомотоклуба В. Соков позаботился о том, чтобы заранее по городу развесили афиши, программы были отпечатаны в достаточном количестве и их мог приобрести каждый. О соревнованиях извещалось в газетах и по радио. Иное дело — в Калуге. Ипподром тут находится за городом. Казалось бы, начальник АМК т. Рыжов, организуя соревнования, должен был позаботиться о дополнительном транспорте, догово^ риться с торговыми организациями об открытии киосков и ларьков, за несколько дней до состязаний рассказать, о них горожанам. Но ничего этого еделано не было. Неудивительно, что и зрители на ипподром не пришли. По этим же причинам в столице Туркмении Ашхабаде на зональных соревнованиях присутствовало 300—400 человек. Уж так прибыкли, — руководители АМК и комитетов ДОСААФ заботятся о спортсменах, о материальной части, о горючем и т. д. И только до зрителей руки у них не доходят. Главное для таких руководителей—сообщить по начальству, что соревнования проведены. Они забывают, что спортивные состязания устраиваются не сами по себе, не для того, чтобы поставить еще одну галочку в отчетах. Например, руководители автомотоспорта в Саратове никак не могут найти управу на директора ипподрома, который отказывается пускать на беговые дорожки мотоспортсменов под тем предлогом, что нельзя, дескать, пугатЬ «нервных» лошадей. И трудно сказать, чему здесь нужно больше удивляться, упрямству директора или бездеятельности «отцов» саратовского мотоспорта. Начальники АМК, руководители комитетов ДОСААФ , организаторы соревнований должны настойчиво добиваться, чтобы все мотоциклетные состязания проходили при полных трибунах. Это поможет росту рядов спортсменов, поможет быстрее сделать мотоциклетный спорт самоокупаемым.В.Разин.3