ных зарубежных гостей, желающих проехать на своих автомобилях в Симферополь, в Киев или в Ужгород! Не пора ли дорожникам позаботиться о том, чтобы облегчить иностранным автотуристам «ориентировку на местности»?М ы, собственно, направлялись в Готвальдов также в роли туристов. И если в дорожных знаках мы могли разобраться сами, то за ясность всех других полученных сведений и впечатлений должны благодарить, безусловно, одного из участников нашего путешествия — заместителя редактора журнала «Свот мотору» товарища Зденека Унграда, который добровольно взял на себя роль гида. Со своей задачей он справлялся блестяще. Мы едва успевали записывать его рассказы и комментарии. От него нам стало известно много интересного об огромных переменах, происшедших в стране за годы народной власти. ...Мимо промчалась на «Яве-350» немолодая крестьянка в живописном национальном костюме — пестром коротком платье и длинных белых чулках. Надо сказать, что мотоциклы на дорогах Чехословакии ветре1-аются чуть ли не каждую минуту. Их здесь много, и порой даже кажется, что шоссе предназначено главным образом для них, а отнюдь не для автомобилей. На мотоциклах ездят и на рынок, и по делам, и в гости, и даже... венчаться. Но чаще всего они используются, как нам показалось, для прогулок, предшествующих этому событию: то и дело нам попадались парочки, мчащиеся «с ветерком» навстречу своему счастью... Очень занятно выглядят мотоциклы, на которые их хозяева монтируют нечто вроде легких автомобильных кузовов, придающих машине вид моторной коляски. — «Ява» во фраке, — шутят чехи, увидев такую мотоколяску. И каждый, кто взглянет на публикуемую здесь фотографию, оценит меткость этой характеристики. Город Готвальдов заявил о своем приближении линией троллейбуса, бравшей на-,ало километрах в десяти от окраины, прямо на шоссе. Это было довольно странное зрелище—троллейбус, мчащийся по широкой пустынной автомобильной дороге со скоростью 80 — 90 км/час. Обогнав его, мы увидели перед собой другой, третий и тогда поняли, что въезжаем в крупный город. Вскоре, действительно, показались огромные дома, выстроенные в несколько необычной манере. Следом за троллейбусом мы въехали на широкую площадь, с которой открывался величественный вид на корпуса всемирно известной обувной фабрики «Готвальдов». Здесь работают десятки тысяч людей. Население города превышает 100 тысяч человек, но первый же встречный охотно и подробно рассказал нам, где живут Ганзелка и Зикмунд. Они — почетные жители, депутаты областного национального комитета. Их дома расположены «на Нивах» — тан называется один из очень красивых и живописных районов города. И когда наша «Победа» повернула в ту сторону, наш гид вдруг умолк, считая, очевидно, свою миссию законченной. Теперь он готовился сам задавать вопросы.ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ „ФОРД" 1957 г.Американская и европейская автомобильная печать публикует подообные описания автомобилей «Форд» 1957 года. Концерн «Форд» выпускает пять основных моделей легковых автомобилей на шасси двух типов. Эти основные модели несколько варьируются в зависимости от форм и длины установленных на них кузовов. На машины устанавливаются двигатели четырех основных типов: шестицилиндровый однорядный «Мэкер» (3,65 л), восьмицилиндровый V-образный «Форд V-8» (4,46 л), восьмицилиндровые V-образные двигатели «Сандерберд-8» (4,75 л) и «Сандербердспешиал» (5,12 л). Следует отметить, что концерн «Форд» меньше, чем другие американские фирмы подвержен психозу «погони за лошадиными силами». Самый мощный из названных выше двигателей развивает 245 л. с. при 4500 об мин. В то же время все эти двигатели отличаются довольно высокими параметрами: «Сандерберд-спешиап», например, имеет степень сжатия 9,7 :1 и литровую мощность 47,6 л. с./л. Все двигатели, установленные на автомобилях «Форд», имеют верхнее распределение, сухие воздушные фильтры новой конструкции со сменными элементами и ширококрылые вентиляторы, вращающиеся для снижения шума' медленнее, чем коленчатый вал. Восьмицилиндровые V-образные двигатели отличаются друг от друга главным образом размерами цилиндров. На них применяются литые коленчатые валы, алюминиевые вкладыши подшипников, специальные устройства, автоматически выключающие двигатель и предохраняющие его от перегрева, Для каждой модели автомобиля предназначаются на выбор два двигателя — более мощный и менее мощный. Так, на шасси «Кастом» монтируется либо шестицилиндровый «Мэкер» (144 л. с. при 4200 обмин), либо «Форд V-8» (190 л. с. при 4500 обмин). На моделях «Фэрлэйн» устанавливаются двигатели «Сандерберд» 206 л. с. и 245 л. с. По желанию покупателя, машины оборудуются либо стандартными трехступенчатыми коробнами передач (с синхронизированными 2и3 передачами и овердрайвом), либо гидромеханическими установками «Фордоматик». представляющими собой комбинацию гидротрансформатора и трехступенчатой коробки передач (без педали сцепления) с избирателем передач на рулевой колонка. В зависимости от выбора типа коробки изменяется и передаточное отношение главной передачи в заднем мосту. Рамы обоих основных типов шасси; выполнены значительно более широкими, чем раньше и выгнуты вниз. Колеи колес тоже стали шире, причем колея передних колес, достигающая во всех моделях полутора метров, шире колеи задних колес на 7 см. Размер самих колес уменьшился. На них установлены шины низкого давления. Диаметр тормозных барабанов составляет 280 мм, а общая рабочая площадь тормозов — 1200 см 3 . Оба типа шасси имеют независимую подвеску передних колес на спиральных рессорах и жесткую заднюю ось с продольными полуэллиптическими рессорами. Более длинная часть рессоры расположена перед осью. Это устраняет «кивание» передка машины при резком торможении. Кроме того, имеются четыре телескопических амортизатора. Во всех точках касания кузова к шасси предусмотрены резиновые подушки, почти полностью изолирующие кузов от колебаний шасси. В лимузинах крыша усилена центральной стальной пластиной, придающей всей конструкции особую жесткость и стабильность. Обращают на себя внимание конструктивные меры, направленные на повышение безопасности езды. Наряду с увеличением ширины рамы, понижением центра тяжести и применением Шин низкого давления следует назвать специальные засовы на дверях, зеркало заднего вида, выполненное из небьющейся пластической массы (термопласта), и особое устройство руля. Втулка руля лежит глубже рулевого колеса, причем и втулка и колесо выполнены эластичными и при сильном нажиме грудью на руль отгибаются на 9 см. Рулевое колесо сделано несколько меньшим по диаметру и расположено ниже. Новое устройство и расположение руля, в сочетании с глубоко выгнутым панорамическим ветровым стеклом, обеспечивает водителю хорошую обзорность.ТЕНДЕНЦИИАВТОМОБИЛЬНЫЕ выставки в Швейцарии. которая не имеет отечественного производства автомобилей, привлекают обычно большое количество экспонатов из всех стран. Поэтому представляет особый интерес опубликованный недавно швейцарской газетой «Техникревю» по материалам выставки 1957 года сводный анализ состояния автомобильной техники и развития автомобильных конструкций в настоящее время. Газета отмечает наличие двух, значительно отличающихся друг от друга, тенденций развития автомобильных конструкций — американской и европейской. В то время как в Соединенных Штатах Америки продолжается «погоня за лошадиными силами», в Европе все более усиленно работают над созданием малолитражных и микролитражных автомобилей. Такое «различие во взглядах» ведет н значительному снижению сбыта амер иканских автомобилей в европейских странах, что. однако, не играет большой роли для автопромышленности США, так как экспорт автомобилей вВРАЗВИТИИ(Продолжение — в след. номере)«Ява» во фраке».Европу не превышает 4 процентов от ее обшей продукции. В США продолжается рост среднего литража двигателей, а степень сжатия увеличивается ежегодно в среднем на 0,5—0.8. Даже у двигателей среднего класса она равна сейчас 9 : 1. Литраж двигателей в 1957 году достиг в среднем 5 л. Эффективная литровая мощность составляет в среднем 40—-45 л. с , т. е. намного превышает соответствующие параметры европейских двигателей. Многие американские двигатели переведены на систему непосредственного впрыска бензина в цилиндры. Степень сжатия у европейских серийных лвигателей не превышает 7 : 1 и8 : 1 . Об-ьясняется это медленным повышением октановых чисел бензина, поступающего в Европу, чему немало способствовал «суэцкий кризис». Не наблюдается также никакой склонности к увеличению литража. Этому препятствует и налоговая политика вуоль ^ н и ^ ^ е европейскьх стран, где налог на автомобиль определяется по рабочему объему цилиндров его двигателя.22